Влюбился в девочку с картины и женился на ней. Удивительная судьба героини картины «Утро»

Да уж, иногда реальная жизнь так «закрутит» сюжет, любой мексиканский сериал обзавидуется.

Картину советской художницы Татьяны Яблонской «Утро» прекрасно помнят школьники 60-90-х годов прошлого века.

Его копии печатались в школьных учебниках, журналах и на почтовых открытках. Но мало кто знает, что за этим произведением искусства скрывается невероятная, но правдивая история.

Кто изображен на картине

Как приятно проснуться теплым солнечным утром и открыть окно. Так поступила героиня картины «Утро». Она распахнула балконную дверь, впустив в комнату свежий воздух и утреннюю прохладу. Еще не заправив постель, юная спортсменка занимается гимнастикой, ее движения плавны и грациозны.

Потрясающая картина — столько света, тепла, чистоты, энергии. даже сегодня она мотивирует на жизнь и свершения.

А звали эту стройную девочку Лена. В 1954, году создания произведения, ей было 13 лет. И позировала она своей маме — художнице Татьяне Яблонской.

Когда писалось «Утро», девочка переживала невероятное счастье, ведь ее только что приняли в пионеры. В общем, Лена была олицетворением идеальной советской школьницы, так что решение писать героиню с нее было точным попаданием. Такой она и получилась на картине – юной, целеустремленной, светлой.

Интересно, что Елена носила фамилию своего отца Сергея Отрощенко, тоже художника, и никогда не рассказывала одноклассникам о знаменитой матери. К сожалению, ее родители развелись, когда она была еще ребенком.

Тем временем где-то в Казахстане

Маленький Арсен с упоением вдыхал запах красок, которыми пользовалась молодая художница Ирина, эвакуированная в Алма-Ату (так в те времена назывался город) из блокадного Ленинграда и квартировавшая в доме семьи Бейсембиновых. Мальчика поначалу привлекали исключительно краски, замешанные на меде.

Они пахли вкусными конфетами — недосягаемым лакомством в тяжелое военное время. Ирина Масленникова часто просила Арсена позировать для своих картин. Мальчику это дело нравилось, а потом он и сам попробовал силы в рисовании. Довольно успешно. Так что, в отличие от Елены, Арсен Бейсембинов с детства знал, что станет художником.

Когда Арсену было 14 лет мама вырезала из журнала «Огонек» репродукцию картины «Утро» и повесил на стену над кроватью сына. Тогда многие почитатели искусства так делали.

Каждый день Арсен любовался не то прекрасной картиной, не то грациозной девушкой с длинными косами и зарождающейся женственностью. Конечно, ему не было ведомо, что она — реальный человек. И так же как он ходит в школу в той самой форме, которая на картине висит на стуле.

Окончив школу, Арсен уехал в Москву учиться в Строгановское художественное училище. По удивительному стечению обстоятельств Лена Отрощенко поступила туда же в том же году. Правда, еще недавно Лена совершенно не хотела становиться художницей. На этом настояла мама.

«Я бы не сказала, что мама была плохой матерью. Но свою любовь к нам выражала своеобразно: считала, что мы все должны стать художниками, чтобы она могла поддержать нас в трудную минуту. А я хотела стать биологом или зоологом, собирала литературу, на балконе коммуналки выращивала цветы, заводила животных.

Мама поначалу поощряла мою страсть, но потом спохватилась и решила, что я должна делать серьезную художественную карьеру. И в 7 классе, после зимних каникул, по ее протекции я попала в республиканскую среднюю художественную школу имени Тараса Шевченко. И мне там неожиданно очень понравилось!»

А знаешь, это ведь я!

Арсен сразу заметил веселую, красивую девушку. Юноша влюбился в нее, и они стали дружить. Ребята много времени проводили вместе, им было интересно. Летом Арсен пригласил Лену в гости в Казахстан. Переступив порог его дома, студентка увидела на стене ту самую репродукцию. И вдруг призналась: «А знаешь, это ведь я». Удивлению не было предела.

В Москву Арсен и Елена вернулись хорошими друзьями, но не более. Семья парня хоть и принимала его подругу хлебосольно, но все же настаивала, чтобы он женился на местной девушке.

Но как заставить сердце разлюбить. Осенью их роман уже было сложно сдержать. Арсен и Елена поженились.

Город, который в те времена назывался еще Алма-Ата, пленил девушку, и она с легкостью согласилась остаться на Родине супруга. Спустя два года, в 1962-м, у пары родился сын. Он тоже станет художником, но будет жить в Америке.

Супруги прожили в большой любви 40 лет, вместе иллюстрировали книги, работали в «Казахфильме». Картины Елены находятся в музеях и частных коллекциях разных стран мира. И она, и Арсен много выставлялись.

У Елены перед глазами был не очень хороший пример, ее родители развелись. Поэтому, Когда Елена подросла, она вывела свою формулу семейного счастья: «Всегда быть буквально на четверть шага позади мужа, но стараться идти при этом рядом».

Арсена Бейсембинова не стало в 2000 году, его разбил паралич. До последней минуты Елена была с ним рядом. Он был для Елены главным вдохновителем:

«У нас с Арсеном, был очень хороший творческий тандем – что было редкостью в семьях художников. Когда он ушел из жизни, я потеряла очень многое».

Вспоминая свою жизнь с мужем, Елена улыбаясь рассказывала журналистам:

«Есть правда, а есть сказка. Сначала я злилась на то, что нашу историю приукрасили. Но потом подумала, что раз людям нужно чудо, пусть будет. Может быть, в этом и есть своя логика: красивая девочка на стене и будущий художник».

И она совершенно права!

Мама Елены, художница Татьяна Ниловна Яблонская, прожила огромную жизнь. Она родилась в феврале 1917, а умерла в 2005, в Киеве. За день до смерти Яблонская написала последнюю пастель. Жить без творчества она не могла, даже несмотря на то, что была почти порализована.

Яблонская старшая почем-то не очень хорошо отзывалась о своем творчестве середины 50-х, когда написала картину «Утро». Шутя называла периодом «детских сюсюкающих картинок».

Впрочем, настоящий художник всегда будет недоволен своими работами, особенно прошлыми. Но именно «Утро» стало тем шедевром, который пусть и косвенно, нот помог связать две судьбы.

А вечно юная советская школьница стала символом надежды, хрущевской оттепели, а по О’Махоуни − переходом «от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса к новому порядку, равновесию, гармонии».

Оцените статью
Влюбился в девочку с картины и женился на ней. Удивительная судьба героини картины «Утро»
«Мне не нужен был даже Ален Делон, когда Володя рядом». Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов