Водаабе: народ, где жена может уйти к другому, но обязана оставить детей мужу и возместить ему все расходы, понесённые им при женитьбе

Этому народу с первого взгляда и не позавидуешь. Бо́льшую часть времени в году водаабе живут на «раскалённой сковородке». Среднемесячная температура в местности, по которой они кочуют, составляет от 33 до 36 градусов выше нуля.

Но это только на первый взгляд. А так, вообще то, водаабе привыкли жить на этой «сковородке» и вполне довольны своей жизнью.

Отсюда скромность этого народа, их терпение, самоконтроль, дисциплина и преданность семейным традициям, которые нам, зачастую, не понять.

Где они проживают

А проживают они, вернее — ведут кочевой образ жизни, в Африке. В западной её части.

Там есть такой тропический саванный регион — Сахель. Он является своеобразным переходом между песками раскалёнными бескрайними песками пустыни Сахара и более-менее плодородными землями к югу от пустыни.

Это тысячи километров саванн, расположенных в Северной Нигерии, Нигере, Камеруне и Чаде. Вот по этой то территории и кочуют наши герои со своими стадами. Им не нужны паспорта и другие документы. Они народ, не принадлежащий ни к какому государству.

Долго на одном месте они не задерживаются. Можно сказать, что водаабе находится в постоянном движении. Растительность для их скота не ахти какая сочная и густая.

Животные быстро поедают свой подножный корм и кочевникам приходится буквально через неделю, а возможно и раньше, сниматься и идти дальше, в поисках другого, лучшего для их скота места.

Им нет никакой необходимости сооружать какие-либо капитальные строения, чтобы провести в их стенах всего несколько ночей. Их жильё — это временные хижины из жердей, поставленных наподобие пионерского костра.

Сверху хижины покрывают стеблями сухой травы. Крыша больше служит для защиты от палящего солнца, нежели от непогоды в виде дождя.

Внутри хижины находится большая кровать на ножках. Иногда их несколько. Всё зависит от количества жён у того или иного мужчины. Кровать у водаабе, судя по всему, является главным богатством.

Она устанавливаются строго с севера на юг. Внизу кровати по сторонам крепится некие щиты из кожи. Рисунок на них, как правило, обозначает род семьи.

Но больше времени кочевники затрачивают не на сооружение хижин, а на ограду из колючих веток вокруг своей стоянки. От непрошенных гостей, которых в саванне предостаточно.

Их занятия

Кочевники разводят овец, ослов, верблюдов и зебу. Главное их богатство — зебу. Это такая корова с горбом на спине. Наподобие верблюжьего, только поменьше. Это животное очень любит жаркий климат и их преимущественно разводят в Азии (особенно широко в Индии и Пакистане), Африке и Центральной Америке.

Что самое характерное. Если наша бурёнка, встретив в траве пластиковый пакет, не обратит на него никакого внимания, то вот зебу, наоборот, сначала пластик сжуёт, а уже потом мордочкой к травке потянется. Никто не может объяснить этот феномен.

Зебу служат мерилом богатства народа и главным предметом торга. Выращивают их не для мяса, а для молока. Но и молочные продукты нельзя назвать основной пищей водаабе. Как правило, своих коров они меняют на просо, которое прекрасно хранится в засушливом жарком климате.

Водаабе очень любят чай. Причем очень сладкий. Выпивают сразу по три чашки. Первая у них крепкая как жизнь, вторая — сладкая как любовь, а третья — лёгкая как дружба.

Мужчины и женщины водаабе не позволяют себе ходить чуть прикрытыми, как многие африканские племена. Мужчины носят шаровары и однотонные бубу. Это такая для Западной Африки традиционная мужская длинная широкая рубаха типа туники.

На ногах сандалии, а на голове тюрбан. У мужчин, нередко, часть лица прикрыта.

Женщины носят длинные робы и также, как и мужчины, тюрбаны.

Семья

У народа есть два вида брака. Первый заключается внутри рода и называется «кооггал». Невеста с женихом едва встанут на ноги, чтобы сделать первый шаг, а их уже поженили.

Отец мальчика пригоняет к хижине семьи невесты три коровы и на этом всё и заканчивается. Брак считается заключённым.

Этот брак заключается внутри рода. Нередко между двоюродными братом и сестрой. Коровы, переданные в дар семейства невесты, из рода не уходят. Это же их общее стадо. Их богатство.

А вот последующие браки, так называемые «теегал», носят форму межродового брака. Здесь стадо коров может пострадать, так как зебу передаются в другой род. А так, как мужчины могут иметь до четырёх жен, то и коров для этого уже нужно двенадцать.

Но не всем это по карману. Хочешь больше жён, то сначала коровами обзаведись.

Но иногда мужчина, предварительно договорившись со своей потенциальной женой, крадёт её. И если они успевают к тому времени, когда их обнаруживают, забить овцу, приготовить жаркое и совместно поесть, то всё. Опоздали. Брак считается заключенным. Это у них считается высшим пилотажем. И коров своих сохранил, и овцу умыкнул и жену в дом привёл.

Как вы уже поняли, брак у народа чисто формальный. На больших праздниках, которые водаабе устраивают, юноша, глядя на понравившуюся ему девушку, может ей подмигнуть. Если та не отворачивается, то мужчина поджимает уголок рта, левый или правый, в зависимости от расположения кустов, в которых он ее будет поджидать.

Может так оказаться, что девушка в твою сторону не смотрит, то пользуются другим методом. Юноша подходит к понравившейся ему девушке и щекочет пальцами её ладошку. Затем тем же поджиманием уголка рта показывает ей направление.

Девушке не обязательно следовать за юношей. Она свободна в своём выборе.

Развод у водаабе очень простой. Жена может запросто уйти к другому, но вот детей она обязана оставить своему мужу. Она также должна возместить все расходы, которые муж понёс при женитьбе. Взять тех же трёх коров, что он когда-то отдал за неё.

Водаабе просто помешаны на красоте. Если муж попался неказистый, то с его согласия жена может сходить «налево» к мужчине красавцу. Зачастую мужья не против такого расклада, а зачастую поощряют «измену», так как это позволяет улучшить свою «родословную».

В дневное время суток муж отстраняется от жены или жён. Он их как будто не замечает. Занимается своими делами. Как правило, следит за стадом.

Конкурсы красоты

В этих ежегодных конкурсах красоты участвуют только неженатые мужчины. Проводятся они в сезон дождей. В этот период травы на пастбищах набирают силу, корма для скота больше и можно больше времени провести на одном месте.

Конкурсы красоты могут длиться до семи дней. То есть это не один конкурс, а несколько. Один день — один проведённый конкурс со своими финалистами.

Участие в конкурсах красоты принимают представители разных кланов, в каждом из которых несколько родов. Число участников может доходить до тысячи.

Жюри, а оно состоит из трёх хорошеньких девушек, выбирает из мужчин трёх самых красивых.

Начинается этот праздник так. Ближе к закату солнца, мужчины, участвующие в конкурсе, выходят на большую поляну. Становятся в ряд и начинается шоу. Они танцуют, поют, кривляются, показывая при этом свои белоснежные зубы.

Косят и вращают глазами, чтобы показать белизну белков. Надувают щёки, щёлкают языком, а некоторые просто завывают.

Говорят, что перед конкурсом им дают какое-то зелье, выпив которое они впадают в транс.

Что же является идеалом красоты у водаабе? У них очень ценится высокий рост, тонкая талия и широкие плечи. Чем не тоньше губы, тем лучше. Нос должен быть прямым и ни в коем случае не негроидной формы. Ну и конечно же ослепительно белые зубы и большие глаза.

Заметьте, что это мы с вами говорим о мужчинах, а не о женщинах.

Когда конкурс подходит к концу и финалисты определены, а это происходит ближе к полуночи, то три красивые пары уходят в саванну.

За ними, чуть позже, отправляются и другие пары. Те мужчины, которые не выиграли в конкурсе, вполне успели кому-то подмигнуть или пощекотать чью-то ладошку. И это не обязательно должна быть незамужняя девушка. Замужние женщины также могут с удовольствием сбегать в саванну, и никто их за это не осудит.

И в этом бегстве двойной биологический смысл — реализация полового отбора и устранение вырождения от кровнородственных браков. Ведь в конкурсах красоты участвуют представители разных кланов.

Оцените статью
Водаабе: народ, где жена может уйти к другому, но обязана оставить детей мужу и возместить ему все расходы, понесённые им при женитьбе
«Бесчестная женщина»