«Все меня воспринимали как походную жену в отсутствие настоящей». Таятьяна Васильева: цинично и откровенно о романе с главным режиссёром

76-летняя Татьяна Васильева бросает вызов своему возрасту, хотя у неё уже пять внуков. На сцене она садится на шпагат, танцует и каждое утро бежит в спортзал, где укрепляет мышцы и боксирует.

Звезда кино и театра не скрывает, что делала пластические операции, что бреется налысо и носит парики. Васильева — актриса, и ей важно быть в форме, к тому же на пенсию народная артистка не собирается, считая своей обязанностью помогать своим сыну и дочери.

— Она не обращает внимания на общественное мнение, на «злые языки», а делает то, что считает правильным. У неё есть правда, от которой она не отступает, — заметил партнер Васильевой по сцене Ефим Шифрин.

Поклонники актрисы любят её не только за её интересные роли, но и за то, что она правдиво и откровенно рассказывает о своей личной жизни, открывая подробности, которые другие скрывали бы за семью печатями.

В частности, о том, как в своё время ей помог сделать успешную карьеру Валентин Плучек, главный режиссёр Московского театра Сатиры (настоящее имя — Исаак Нохимович Гинцбург).

В театр Таня пришла сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1969 году и прослужила там 15 лет. Её девичья фамилия — Ицыкович, но в театре ей сразу дали понять, что надо искать сценический псевдоним, ибо, с такой фамилией ничего хорошего её в театре не ждёт.

— Там очень опытная женщина в отделе кадров была, даже помню, как ее звали, — Лилиана Михайловна. Она сказала: «Деточка, фамилию менять давайте — вам с этой никак нельзя» — и разные варианты придумывать стали.

Я Ковач была (это остаток от Ицыкович), потом Базо (первая часть фамилии мамы, в девичестве Базловой)… Думали-думали, в конце концов замуж я вышла.

В 1973 её мужем стал актёр Анатолий Васильев, и Татьяна взяла его фамилию. Несмотря на замужество, у Васильевой продолжался своеобразный роман с Плучеком, который был старше актрисы на 38 лет.

— Валентин Николаевич был бабником, он влюблялся в молодых актрис, — откровенничала актриса Татьяна Егорова. — Но была у него актриса, в которую он всегда был влюблён, это Татьяна Васильева!

Ицыкович своим 45-м размером наступила на всех, захватила себе все роли. До смешного доходило — на девятом месяце беременности Софию играла в «Горе от ума»!

Татьяна встречалась с режиссёром прямо в стенах театра. Конечно, у главрежа был прекрасный кабинет, куда и отправлялась актриса вечером после спектакля.

Валентин Николаевич был образованным интеллектуалом и в отношениях с Васильевой старался и её образовать, читая настоящие лекции по искусству, которые она конспектировала. В кабинете он создавал приятную обстановку с шампанским и икрой, подкармливая свою любимицу.

— Как постановщик он, конечно, выдающийся, и как человек, который исчерпывающую лекцию на любую тему прочитать мог: литература какой угодно эпохи, архитектура, — восхищалась режиссёром Васильева.

— Он очень-очень меня опекал, и я намного образованнее, чем была, стала. Мы на все выставки с ним ходили (тем более когда в Италию ездили), во всех галереях бывали, он мне альбомы по искусству дарил.

Анатолий Васильев никогда не обсуждал с женой, как она проводит время с режиссёром, и делал вид, что всё нормально, супруга с Плучеком обсуждают творчество.

— Ему в тот момент не до меня было. Хотя он рассказывал, как стоял под окнами кабинета Плучека и смотрел. А что смотреть? Приди да набей кому-нибудь морду! — укоряла Васильева в слабохарактерности бывшего мужа.

В театре судачили и о романе актрисы с Михаилом Державиным. Татьяне нравилась настойчивость актёра, и её не смутило, что он был женат. В то время его женой была дочь маршала Советского Союза Нина Буденная.

— Когда она уезжала, я перебиралась к Мише с вещами. Все меня воспринимали как походную жену в отсутствие настоящей, — признавалась Васильева.

Знала ли о романе Плучека с Татьяной его супруга Зинаида, проводившая много времени в театре и пытавшаяся командовать актёрами? Говорят, она вмешивалась во все дела мужа и активно участвовала в театральной деятельности. Наверняка слухи до неё доходили, но она не предпринимала ничего радикального.

— Мне как-то позвонила актриса, с которой мы тогда дружили, — вспоминала Васильева. — И говорит мне, что у неё в гостях его жена. Зинаида рассказывала ей, мол, если узнает об изменах супруга, то он покатится по ступенькам.

Но не задумывалась ли актриса, что поступает плохо, добиваясь успеха в театре не демонстрацией таланта (она была ещё слаба как актриса, когда поступила на службу), а своими женскими чарами? Разве это честное соперничество в профессиональном плане?

— Если он может многое тебе дать, то смешно строить из себя…, — цинично объясняла Татьяна. — Если что-то не так у актрисы в театре, она начинает рассказывать: «Ну он меня стал преследовать, я ему отказала, поэтому не получаю ролей».

А чего ты отказала? Не отказывай, получай роли. Одного таланта недостаточно. За талант уже давно ничего не получишь. Мужикам полегче, потому что их мало.

Татьяна Васильева осуждала Елену Проклову за то, что та рассказала о домогательствах к ней, 15-летней, со стороны 33-летнего Олега Табакова. На Елену после её заявления обрушилась волна критики, мол, дело прошлое и лучше помалкивать, ведь и Табаков уже ушёл из жизни.

— Заговорить об этом через столько лет — это какой-то абсурд, — негодовала Татьяна. — И о таком актёре!

Надо было бы тогда, если уже говорить об этом, то рассказывать со знаком плюс: что он обратил на неё внимание, что полюбил её, что хотел жениться на ней, что устроил её в лучшую театральную школу. Вот, о чём нужно было говорить. А не о том, что, заставлял кое-что сделать.

То, что она сама раскрыла подробности своих отношений с Плучеком, актрису не смущало. Она считает, что говорит о режиссёре со знаком плюс, ведь он так много дал ей, развивая в интеллектуальном плане!

— Чем дальше, тем больше я вспоминаю его с огромным благоговением. Я ему так обязана! Если бы я могла, я бы родила от него. Но он не мог быть отцом, ему было прилично лет. Была и у меня девичья честь когда-то, когда было боязно и стеснительно.

А потом пришло время, чтобы состояться. Если бы это был не Плучек, я не знаю, каким бы я путем пошла. Кому бы я еще так понравилась? — объясняла актриса.

Елена Проклова после поднятого скандала высказалась ещё раз:

— Я до сих пор с огромной благодарностью и любовью отношусь к Олегу Павловичу, который дал мне так много положительного в жизни, ведь та история близости — это просто один из моментов, — заявила Проклова.

Артистка добавила, что ей жаль, что её признание причинило боль семье Табакова: «Мне очень жаль, если правда им причиняет большую боль, чем поведение, чем сам факт». Актриса добавила, что не понимает тех, кто её осуждает, ведь Марина Зудина вышла замуж за Табакова «примерно в возрасте Лолиты».

Некоторые актрисы, служившие в Театре Сатиры в то время, подтвердили слухи о том, что режиссёр пользовался своим служебным положением.

Так, Татьяна Егорова красочно расписывала, как Плучек искал её внимания, а Наталья Селезнёва вспоминала о режиссёре с одной стороны уважительно, а с другой — сетовала на его преследования.

— Валентин Николаевич был уникальной личностью. В девять лет остался один на свете, рос беспризорником, скитался, — рассказывала Наталья.

— Плучек был невероятно эрудирован. Нам, молодым артистам театра, он открыл поэтов Серебряного века, французскую живопись, классическую музыку. Его все слушали, открыв рот.

Но молоденьким девушкам с ним приходилось непросто. Плучек влюблялся во всех хорошеньких актрис! Это его вдохновляло, он подпитывался этими эмоциями… И многие не считали зазорным ему на эти чувства отвечать.

А кто-то отказывал. Был период, Плучек приударял и за мной. Нервы трепал капитально — даже с ролей снимал. Мне было трудно, но я держала оборону — всё-таки замужняя. К счастью, Плучек быстро понял, что мой брак с Андреевым — это серьёзно…

Ну а Татьяна Васильева сделала блестящую карьеру. Из театра ей пришлось уйти, когда она вышла замуж во второй раз. Её избранником стал коллега по театру Георгий Мартиросян.

Актриса влюбилась безумно, утверждая, что на тот момент он был самым красивым мужчиной в Москве. Свои отношения они поначалу скрывали, поскольку оба состояли в браке, но всё-таки решили построить новую семью в 1983 году.

Васильева отправилась просить своего благодетеля об увеличении зарплаты для нового мужа. Но получился скандал, Плучек заявил, что Мартиросян не заслужил пока большей оплаты своего труда, а не нравится — уходите оба!

Татьяна, считая, что это торг, написала заявление об уходе. Однако, режиссёр его подписал, и супруги отправились восвояси.

Актриса считала, что Плучек просто не перенёс её второго замужества, а уволил из ревности.

— И когда первый раз замуж я вышла, с Плучеком серьезные осложнения у меня были, — откровенничала актриса. — Ревновал и злился, когда я сына от Васильева родила в том браке.

Вот к Державину не ревновал, не считал его соперником. Ну а когда мужа я поменяла, этого он совсем уже вынести не мог, и нам с новым мужем из театра уйти пришлось.

Татьяна и сейчас не считает, что в чём-то ошибалась, потакая режиссёру так себя вести. Она считает, что актрисе надо или обладать твёрдым характером, добиваясь ролей, или быть покладистой:

— Я просто не обладаю нужными чертами характера, чтобы идти напролом, вот и пользовалась такой возможностью, встречаясь в приватной обстановке с Валентином Николаевичем.

Оцените статью
«Все меня воспринимали как походную жену в отсутствие настоящей». Таятьяна Васильева: цинично и откровенно о романе с главным режиссёром
Цыганская дочь