Выбрала работу вместо личной жизни и услышала хлёсткие слова от Арчила Гомиашвили: судьба советского режиссера Татьяны Лиозновой

— Я не поняла. Еще раз. Арчил Гомиашвили, который Остап Бендер, хотел стать Штирлицем, а потом еще и обиделся на много лет, что его не взяли на роль? Ты ничего не путаешь?

Я действительно не знала сего факта. И тем интереснее было разобраться в этой мелодраматической истории.

Чего точно не могла предположить Татьяна Лиознова — это то, что про Штирлица будут слагать сотни анекдотов, некоторые из которых популярны до сих пор.

Характер, как говорили, у режиссера был не сахар, и вряд ли она одобрила бы шуточки про знаменитого разведчика.

— Я думаю, из этих съемок ничего не получится. Юлиана Семенова все знают, а она его текст переписывает! Почти каждый раз они спорят, орут друг на друга. Как так можно?

Каждый день до ночи работаем, а ей все плохо! — группа актеров собралась возле киностудии и обсуждала работу с Лиозновой.

— Ну, это вы зря! — вмешался Вячеслав Тихонов. — Татьяна Михайловна — мастер своего дела. А наш сериал еще будет смотреть вся страна.

— Да оставьте, Вячеслав Васильевич, к вам-то она относится с уважением, даже совета спрашивает.

— С уважением относится, потому что я стараюсь все рекомендации режиссера выполнять. Татьяна Михайловна уже имеет четкий план фильма, и психолог она хороший. Вот увидите, это будет замечательная картина…

Кстати, бытует мнение, что Вячеслав Тихонов не любил анекдоты про Штирлица

Окончив школу на Урале, девушка в 1943 году поступила во ВГИК на режиссерский факультет. Кураторами курса стали Сергей Герасимов и Тамара Макарова.

После испытательного семестра Татьяну собирались отчислить. В 19 лет девушка выглядела совсем ребенком, худенькая, ростом 1.5 метра, никакого жизненного опыта. Как она может руководить съемочной группой?

Но у студентки оказался железный характер. Татьяна показала свои записи и курсовую работу с постановкой танца Кармен из повести Проспера Мериме.

Способности девушки поразили комиссию, отчислять ее больше никто не собирался. А Герасимов впоследствии использовал ее композицию в своем фильме «Молодая гвардия».

Танец Кармен там исполнила Люба Шевцова. А Лиознова была во время постановки фильма ассистентом режиссера.

В 1949 году Татьяна после окончания института по распределению начала работать на киностудии им. Горького, но ее сразу же уволили и чтобы прокормиться, Лиознова вместе с мамой пошла на швейную фабрику, несколько лет кроила и шила одежду.

Но Герасимов не забыл свою одаренную воспитанницу.

В 1952 он пригласил Татьяну принять участие в советско-китайском проекте в театре им. Вахтангова.

Вместе с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым Лиознова поставила пьесу китайских драматургов «Седая девушка».

Вместе с Владимиром Беляевым они написали сценарии 2 пьес по мотивам китайских и корейских сказок. Кроме того, Лиознова ассистировала Герасимову в создании фильма «Освобожденный Китай».

Через год Лиознову восстановили на студии Горького в должности художественного руководителя Творческого объединения детских и юношеских фильмов. Здесь она проработала 30 лет, до 1982 года.

Одновременно была ассистентом режиссера в фильмах Сергея Герасимова, Бориса Бунеева, Станислава Ростоцкого.

Но однажды Лиозновой надоело играть вторые роли

И она начала снимать собственное кино. Она пробовала снимать фильмы в абсолютно разных жанрах.

Первой картиной режиссера стала пьеса по сценарию Герасимова и Макаровой «Память сердца». Затем Лиознова сняла фильм о погибших летчиках-испытателях. Фильм получил Международную премию «Золотое крыло.

Но заговорили о талантливом режиссере после выхода мелодрамы «Три тополя на Плющихе с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым в главных ролях.

Фильм получился по-настоящему трогательным и очень правдивым. Через год он получил 1-ю премию на международном фестивале в Аргентине.

Некоторое время Татьяна Михайловна занималась только педагогической работой, преподавала во ВГИКе, но затем решила вновь вернуться к съемкам.

Ссоры с Семеновым и актерами

Самой известной работой Лиозновой стал 12-серийный телесериал «Семнадцать мгновений весны», снятый по произведениям знаменитого писателя Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве.

Съемки проходили невероятно тяжело, частично фильм снимался в Германии, в Прибалтике.

Почти каждый день Лиознова спорила с автором, который присутствовал на съемках. Он требовал полного соответствия тексту, Лиознова доказывала, что в кино другие законы.

Не сразу нашли актера на главную роль, — очень хотел сыграть советского разведчика Арчил Гомиашвили, об этой не очень веселой истории, рассказ чуть ниже.

Исполнение песен Таривердиева режиссеру тоже не нравилось.

Остается только удивляться, друзья, как в такой обстановке получился шедевр — без преувеличения лучший советский фильм о разведчиках.

Татьяна решила снять честное кино без ложного героизма и пафоса. Враг впервые не выглядел глупым и смешным, наоборот, фашисты были сильны и опасны.

И зрители поверили создателям фильма. Картина стала триумфом съемочной группы. Каждая серия была открытием, все торопились к телевизорам, а улицы пустели.

Штирлиц в исполнении Тихонова стал кумиром для молодежи. Мальчишки ринулись в ВУЗы учиться «на Штирлица», а поклонницы завешивали стены портретами артиста все стены.

Фильм вышел в 1973 году и немедленно разошелся на цитаты. 40 лет он не сходит с экранов телевизоров и по-прежнему смотрится актуально.

За время съемок Лиознова перессорилась почти со всеми актерами, разругалась с Семеновым и даже обиделась на Таривердиева.

Татьяна Михайловна частично переписывала сценарий и собиралась указать свое имя в титрах как соавтора. Юлиан Семенов категорически отказывался, а Микаэл Таривердиев отговорил Лиознову от этого намерения.

Режиссеру это не понравилось, но она уважала композитора и прислушалась к его мнению. Но осадок остался.

Тем не менее, «честное кино» состоялось. Оценки критиков и зрителей были самыми высокими.

Даже немцы отмечали, что в фильме все факты изложены правильно. А Лиознова за эту картину получила орден Октябрьской революции.

Режиссеру были подвластны разные жанры, и она попробовала свои силы в комедийном мюзикле, сняв в 1981 году картину «Карнавал». Лиознова умела выбирать актеров, и фильм с Ириной Муравьевой в главной роли стал культовым в СССР.

Разборчива была Татьяна Михайловна и в выборе песен, музыкального материала.

Песня «Позвони мне, позвони» Максима Дунаевского на стихи Роберта Рождественского трогала зрителя до слез.

Но и здесь Татьяна Лиознова поступила так, как считала нужным: решила, что песню в фильме будет петь не Ирина Муравьева, которая играла главную героиню, а Жанна Рождественская. Режиссер посчитала, что песня должна быть исполнена более профессионально.

Ирина Муравьева, конечно, обиделась, а фирма «Мелодия» потом выпустила гибкую пластинку (помните раньше такие были?), где полюбившуюся народу песню исполняла уже Муравьева.

Последней работой режиссера стал фильм «Конец света с последующим симпозиумом». Впрочем, самой Лиозновой он не нравился.

Выбрала работу вместо личной жизни

Многие считали Лиознову трудоголиком, влюбленным в свою работу.

Она никогда не была замужем, не имела детей, но романы в ее жизни случались довольно часто.

Говорили, в молодости за ней ухаживал сам Константин Симонов, провожал до дома. Но однажды мама в окно увидела, как поэт проводил девушку до дома и как они нежно прощались.

Мама устроила Татьяне разгон, а маму девушка всегда слушала.

Во время совместной работы над фильмом, у Лиозновой случился роман с режиссером Станиславом Ростоцким.

Но съемки закончились, и они расстались, сохранив дружеские отношения.

Бурный роман случился у режиссера с красавцем-артистом Арчилом Гомиашвили. Актер был уверен, что она предоставит ему главную роль в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (и очень хотел этого), но в ответ на предложение своей кандидатуры Лиознова громко расхохоталась.

Действительно, разведчик с яркой грузинской внешностью вряд ли мог выдавать себя за немца. Однако актер не стерпел насмешки и прекратил отношения с женщиной.

И это не конец истории. Через несколько лет они случайно столкнулись в самолете и актер успеет сказать Татьяне Михайловне обидные слова…

Несколько лет Лиознова встречалась с влиятельным человеком, заместителем председателя Совета Министров СССР Владимиром Кирилловым.

Они даже собирались пожениться, но Лиознова снова выбрала работу.

Самые нежные отношения у режиссера были с мамой, только ей она поверяла свои тайны. А мама старательно вырезала из газет все отзывы о картинах любимой дочери. Так они и жили вдвоем, пока мама не ушла в мир иной.

В старости у нее появились проблемы с двигательными функциями, отнимались ноги. За ней ухаживала приемная дочь, Людмила Лисина.

Денег катастрофически не хватало, и Лиозновой пришлось купить квартиру, которую она когда-то купила, чтобы оплатить лечение.

Когда-то Татьяна Михайловна была в отношениях с летчиком Василием Колошенко, но они не могли часто встречаться и вскоре расстались друзьями.

Когда Людмиле Колошенко (Лисиной) исполнилось 19 лет, ее мать почила, и Лиознова стала ее «мамулечкой».

Лисина ухаживала за Татьяной Михайловной как за родной мамой, а Лиознова говорила всем, что это ее дочь…

29.09.2011 знаменитого советского режиссера не стало.

Только близкие друзья знали, какая нежная и ранимая у Лиозновой была душа. Фильмы были любимыми детьми, и она не позволяла никому вмешиваться в съемки.

Татьяна Михайловна помнила, как через несколько лет после событий с фильмом «Семнадцать мгновений..» она случайно столкнулась с Гомиашвили в самолете, и услышала хлёсткие слова:

актер с насмешкой сказал Лиозновой, что она везет свои коробки с фильмом, а он маленького человечка, — намекая на то, что Татьяна «прошляпила» свое счастье…

Оцените статью
Выбрала работу вместо личной жизни и услышала хлёсткие слова от Арчила Гомиашвили: судьба советского режиссера Татьяны Лиозновой
«Есть хотелось все время и сильно»: Нонна Мордюкова о своей учебе во ВГИКе сразу после войны