О жизни этих девушек известно не так уж много, однако их лица знают, наверное, все! Кто они на самом деле? Они, музы, которых выбрали для своих картин знаменитые отечественные художники?
Эти красавицы на портретах покорили не одно поколение людей. А какими они были в реальной жизни?
«Портрет Марии Лопухиной», Владимир Боровиковский
Надменной красавице, графине Лопухиной, в девичестве Толстой, которая совсем недавно вышла замуж, на этом портрете всего 18. Портрет заказал художнику новоиспеченный муж Марии, егермейстер Павла I Степан Лопухин, чтобы поразить невесту своей щедростью, а красоту ее сохранить для потомков.
На картине лицо девушки пышет здоровьем: на щеках играет румянец, глаза игриво блестят. Она изображена на фоне природы, и цвет васильков на заднем плане перекликается с цветом ее пояса.
Брак Лопухина и Марии был несчастливым. Детей пара не нажила, а спустя всего пять лет после написания картины Лопухина скончалась от чахотки. С тех пор вокруг картины ходила дурная слава: говорили, что любая, кто взглянет на него, тоже вскоре умрет.
Поговаривали даже, что отец девушки Иван Толстой, известный мистик, каким-то образом перенес душу девушки в портрет. Было время, когда картину убрали подальше от человеческих глаз, чтобы уберечься от несчастья, пока ее не отыскал сам Третьяков.
«Всадница», Карл Брюллов
«Ей нет соперниц, нет подруг, Красавиц наших бледный круг В её сиянье исчезает…» — писал Александр Пушкин. Но стихотворение посвящено не героине картины Джованине Пачини, а ее матери Юлии Самойловой.
Репродукции динамичного полотна Брюллова висели в каждой квартире. Картину заказала многолетняя любовница художника Юлия Самойлова — ее фамилия написана на собачьем ошейнике. Первый брак Самойловой сложился неудачно, и после смерти мужа она перебралась в Италию. За ней последовал и Брюллов. Там Юлия стала любовницей знаменитого композитора Джованни Пачини.
Его дочери, Амацилия (младшая) и Джованина, стали ее приемными детьми. Любопытно, что по документам у композитора была всего одна дочь… Юлия Самойлова скончалась в нищете в Париже, а дальнейшая же судьба ее воспитанниц неизвестна.
«Красавица», Борис Кустодиев
Художник написал эту картину в разгар страшной болезни — опухоли спинного мозга. В качестве натурщицы Кустодиев пригласил позировать ему уже тогда известную актрису МХТ Фаину Шевченко. Театральный критик Марков писал тогда о ней: «Ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем».
В ответ на предложение позировать голой, пускай даже известному художнику, актриса воскликнула: «Ну что вы! Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!» Но в конце концов согласилась.
На картине разомлевшая купчиха лежит на ложе среди пуховых подушек. На выставке модель и художник снова встретились. Шевченко отметила: «Очень толстая!» Художник ответил: «Какая есть». И поцеловал её руку. Фаина сыграла множество ролей в кино и театре, а умерла в глубокой старости.
«Неизвестная», Иван Крамской
Чего только не говорили об этом портрете, каких только предположений не строили! Красивая женщина, одна, смотрит с вызовом и пренебрежением. Не иначе как содержанка. И все-таки самым вероятным предположением о том, кто позировал мастеру, является дочь Ивана Крамского Софья. О ней известно очень мало, наверняка только одно: «неблагонадежная», репрессирована.
Софья была талантливой художницей, с детства была любимой моделью отца. Вера Третьякова, ровесница Сони, вспоминала о ней: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи…
В 16−17 лет Соня похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников».
Когда пришло время, Соня влюбилась — в молодого врача Сергея Боткина. Дело шло к свадьбе, как буквально накануне Сергей разорвал помолвку и женился на подруге Софьи Саше Третьяковой. Софья долго оставалась одна, переживая предательство любимого, и вышла замуж, только став уже известной художницей, в 35 лет за юриста Георгия Юнкера.
К сожалению, большая часть картин не сохранились после Гражданской и революции. Из-за того, что после революции Софья Крамская помогала некоторым своим знакомым из бывшей знати, в 1930 году ее арестовали и обвинили в контрреволюционной пропаганде. Ее отправили по этапу, и хотя через год Софья Крамская получила помилование, спустя год она умерла.