«Я готов спать с кем угодно, лишь бы уехать на Запад!». Триумфы и трагедии Олега Видова

Себя Олег Видов называл «обычным подмосковным парнишкой». Родился будущий актер 11 июня 1943 года, в самый разгар войны, в деревне Филимонки Московской области.

Отец Олега, старший сержант Борис Николаевич Гарневич, служил во Фронтовом инфекционно-военном госпитале №2393. Госпиталь находился неподалеку от деревни Филимонки.

Гарневич с товарищами приходил в Филимонки купить курево, что-то из продуктов. Там Борис и повстречал учительницу русского языка и литературы Варвару Ивановну Видову.

Между молодыми людьми начался роман, который, впрочем, продолжался недолго. Летом 1943 года, еще до рождения Олега, Бориса Николаевича перевели в Москву на работу в финансово-экономическое управление Наркома финансов СССР (Гарневич был экономистом по образованию).

В столице Борис женился, и сын в Филимонках стал ему совершенно не интересен.

В самый день рождения Олега случилась трагедия: кто-то украл из погреба, расположенного рядом с домиком учительницы, всю картошку. Хорошо, хоть остатки совести у вора присутствовали, и он не взял мешок со свеклой.

Молока у Варвары Ивановны не было, и ей пришлось кормить сына тем, что было. Много позднее актер говорил, что мать выкормила его «свекольным молоком».

Ребенка Варвара Ивановна зарегистрировала уже после войны — до того была не уверена, что мальчик выживет. Записала на свою фамилию — Видов.

В 1946 году в маленькой семье Видовых произошли большие перемены. Варвару Ивановну направили сначала в Монголию, а затем и в ГДР — учить детей в школах для советских специалистов. Благодаря жизни в Восточной Европе, Олег уже в раннем детстве научился свободно разговаривать на немецком языке.

В 1950 году Варвара Ивановна с сыном вернулись в Москву. Поселились в поселке Барвиха в доме барачного типа. В Барвихе Олег пошел в среднюю школу. Через год мать была вынуждена уехать — очередная командировка, на этот раз, в Китай.

Брать сына с собой Варвара Ивановна побоялась и оставила 8-летнего мальчика в Алма-Ате, у своей сестры Анны Ивановны, или, как называл ее Олег, «тети Нюты».

Анна Ивановна была человеком творческим, руководила школьным театром, сама участвовала в постановках. Именно эта женщина привила Олегу любовь к актерскому искусству.

Мать вернулась из Китая в 1952 году и, забрав сына, вернулась в Подмосковье. Варвара Ивановна снова устроилась на работу в школу, каждый день ходила по несколько километров.

В 1957 году, когда Олегу исполнилось четырнадцать, случилась трагедия. Варвара Ивановна, возвращаясь домой после работы, была кем-то жестоко избита. За что — непонятно, злодеев так и не нашли.

Учительница, получившая сильные удары по голове, долго лечилась, но последствия избиения дали себя знать: Варваре Ивановне был поставлен диагноз слабоумие.

Олегу пришлось бросить школу и начать трудовую деятельность. Юноша перепробовал много профессий: работал помощником повара, грузчиком, строителем, кладовщиком, электриком, санитаром приемного покоя.

Добывая деньги для семьи, парень успевал учиться в вечерней школе рабочей молодежи.

К семнадцати годам Олег стал настоящим красавцем. Высокий, широкоплечий, белокурый парень с отрытой улыбкой и правильными чертами лица, привлекал восхищенные взгляды девушек. Друзья Видова говорили, что тому нужно в актеры. Собственно, Олег и сам был убежден, что нужно, и в свободные от работы и учебы дни обивал пороги киностудий.

В 1960 году мечта Олега почти сбылась. Режиссер Александр Митта снял парня в эпизодической роли в фильме «Друг мой, Колька!». К огромному разочарованию Видова, эпизод был вырезан при монтаже.

Неудача не заставила Олега опустить руки. В 1962 году молодой человек с первой попытки поступил во ВГИК на курс Якова Сегеля и Юрия Победоносцева.

В том же 62-ом состоялся дебют Видова в кино: его первой «полноценной» ролью стал юноша по имени Ваня в комедии «Конец света».

Уже в следующем, 1963 году, Олег впервые появился на экране в главной роли: режиссер Владимир Басов доверил 20-летнему студенту роль Владимира в экранизации пушкинской «Метели».

«Метель» была встречена на ура, и предложения посыпались одно за другим. В 1964-ом Видов исполнил роль Медведя в первой экранизации пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».

Следующий же, 1965-й год, принес Олегу Видову всесоюзную славу. Начинающий актер сыграл князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане» великого советского режиссера Александра Птушко.

Белокурый красавец Видов словно был создан для того, чтобы сыграть князя Гвидона. И зрители, и критики были в восторге. Кроме того, фильм собрал огромные деньги в советском прокате.

Помимо прочего, «Сказка о царе Салтане» была показана за рубежом, где также не осталась без внимания.

Именно в этом фильме Олега Видова разглядел знаменитый датский режиссер Габриель Аксель, искавший актера на роль викинга Хагбарда в фильм «Красная мантия». Видов показался Акселю идеально подходящей кандидатурой.

Олег, в детстве поживший в ГДР, знавший немецкий язык, буквально грезил западной жизнью. Видову казалось, что на Западе больше свободы, что там сытнее и веселее живется.

Советское киноначальство, будто бы подозревая Олега в желании сбежать на Запад, наотрез отказывалось выпускать Видова. Внезапную помощь актеру оказала Галина Брежнева. Галина Леонидовна увидела Олега в «Сказке о царе Салтане» и, как говорили, заинтересовалась красивым «мальчиком».

Разрешение на отъезд было дано, и Видов успешно снялся в своей первой западной ленте. «Красная мантия», к слову, добилась успеха во многих западных странах, а в Скандинавии до сих пор считается культовой.

Съемки в «Красной мантии» поразили Видова. Как он позднее признавался, уровень свободы на съемочной площадке был запредельным. В фильме было несколько откровенных сцен, и для Олега они стали испытанием — советского юношу «не готовили» к чему-то подобному. Тем не менее, Видову очень понравилось.

Вернувшись в СССР, Олег, получивший неплохой гонорар за иностранные съемки, тут же женился. Его избранницей стала девушка по имени Марина, с которой актер познакомился пару лет назад, ожидая электричку на железнодорожной станции Быково. Марина мечтала стать актрисой и трудилась художником-оформителем в Москве.

Олег обожал супругу, и поначалу брак был совершенно счастливый. Правда, Марину тревожило, что во время банкетов или просто на улице, к ее мужу подходили красивые девушки, в том числе, актрисы, просили автограф, не обращая внимания на жену, заигрывали с Видовым. Олег, кстати сказать, улыбался и, как казалось Марине, заигрывал в ответ.

Кроме того, Марину пугало, как часто Олег говорил о Западе, о том, что в Союзе его «душат», что нормальную карьеру он может построить только «там».

Когда в январе 1969 года на «Мосфильме» пошли слухи о многочисленных изменах Видова, Марина, для себя все давно решившая, подала на развод.

Олег сразу после расставания с женой уехал на съемки в Югославию.

Режиссеры по-прежнему приглашали Видова почти исключительно на роли благородных красавцев. Олег же мечтал сыграть разноплановую роль, доказать свою актерскую состоятельность в любом амплуа. Когда таких ролей не предлагали, Видов злился и ругал СССР.

В 1970 году Олег снялся в небольшой роли в масштабной исторической драме Сергея Бондарчука «Ватерлоо». Фильм посмотрела Галина Брежнева, сразу вспомнившая белокурого «мальчика». Дочь генсека была крайне удивлена, что 27-летний Видов ходит в холостяках.

Галина Леонидовна лично пригласила Видова на один из приемов в Кремль, где познакомила актера со своей близкой подругой Натальей Федотовой.

Наталье, дочери профессора русской истории Василия Шевякова, в ту пору исполнилось 25 лет. Молодая женщина уже успела побывать замужем, овдоветь. Детей в первом браке не было.

Федотова была известной на всю Москву светской красавицей, о ее «загулах» с Галиной Брежневой судачили повсюду.

В поклонниках у Натальи ходили многие известные мужчины, например, Владимир Высоцкий — все хотели оказаться поближе к Галине Леонидовне. Однако Олег Видов, мечтавший о красивой жизни, о деньгах и машине «Чайка» у подъезда, оказался проворнее всех.

Буквально через две недели Видов повел Федотову под венец. Галина Леонидовна, которая, собственно говоря, и организовала этот брак, светилась на свадьбе от счастья. В кинематографическом мире поговаривали, что дочь Брежнева, выдав Видова за подругу, планировала держать его поблизости «для себя».

Видов оказался в пятикомнатной квартире в престижной «высотке», стал носить иностранную одежду с иголочки, на съемки его привозила «Чайка» с личным шофером.

В 1972 году Наталья родила супругу сына Вячеслава, и казалось, что брак Видова складывается безоблачно. Увы, это только казалось.

Жена никак не желала отказываться от вечеринок в стиле Галины Брежневой. По вечерам женщина, накинув дорогую шубку, убегала из дома, ехала в посольство, где общалась с иностранцами.

В Москве ходили слухи о романах Натальи с шахом Ирана Мохаммедом Резой Пехлеви и с самим Фиделем Кастро. Об изменах же Федотовой мужу с «обычными» представителями советской богемы знали, кажется, все.

Олег устал от бесконечных слухов, от шуток друзей, и в 1976 году подал на развод.

Однако Федотова не готова была так легко распрощаться с мужем. Наталья запретила мужу видеться с сыном, которого Видов обожал. Галина Брежнева, к которой обратилась Федотова, сделала так, что Олегу почти перестали предлагать роли в кино.

Видов решил — раз его не зовут режиссеры, он сам станет снимать кино. Поступив на режиссерский факультет ВГИКа, в 1978-ом году получил диплом режиссера.

В этом же году у Олега случился краткосрочный роман с молоденькой студенткой-москвичкой, родившей актеру внебрачного сына Сергея.

С каждым годом недовольство Видова своей карьерой, и, как следствие, советской действительностью, росло.

В беседе с другом Олег в сердцах обронил:

«Я готов спать с кем угодно, лишь бы уехать на Запад!».

Свой «план» Видов начал воплощать в 1983 году. В Москве актер «ради визы» женился на югославке Верице Иованович. Получив гостевую визу, Видов сразу же отправился в Белград, где провел два года, успев сняться в трех фильмах.

Югославию Видов не считал настоящей «заграницей». Олег все также мечтал о «настоящем» Западе, а, если сказать точнее, о Соединенных Штатах. Мысли об Америке преследовали актера, в разговорах с немногочисленными друзьями он всегда к ним возвращался.

С фиктивной по сути дела женой Видов развелся в 1985 году, и с югославским ВНЖ в кармане без проблем переехал в Австрию.

Следующей остановкой стала Италия. В сентябре 1985-го на вилле своего друга, актера Ричарда Харрисона, 42-летний Олег Борисович познакомился с американской журналисткой Джоан Борстин.

Как вспоминал позднее Харрисон, Видов, узнав, что Джоан американка, «весь затрясся». Борстин была полноватой, немного неуклюжей женщиной, не похожей на предыдущих жен Олега Борисовича, считавшихся писанными красавицами.

Однако у Джоан было огромное преимущество и перед Мариной, и перед Натальей. В кармане у Борстин был американский паспорт.

Борстин помогла Олегу получить въездную визу в США. В ноябре 1985 года Видов улетел в Америку. Эмиграция актера вызвала осуждение в советской прессе, правда, такого шума, как в случае с Савелием Крамаровым, не поднималось.

В 1989 году Видов и Борстин сыграли свадьбу в Калифорнии.

Так советский актер Олег Видов, «обычный подмосковный парнишка», стал американцем.

Как и другие актеры-эмигранты, Видов надеялся построить карьеру в Голливуде. Начало было довольно спорным. Режиссер Залман Кинг, пригласивший Олега Борисовича в свой фильм «Дикая орхидея», считался автором низкопробного кино. Впрочем, партнером Видова по съемочной площадке был сам Микки Рурк.

На съемках «Дикой орхидеи» Олег Борисович чуть не погиб. Актер совершал вираж на мотоцикле и вдруг понял, что он ничего не видит. Видов упал, но, к счастью, серьезных травм не получил.

Однако обследование в клинике показало, что у Олега Борисовича опухоль мозга в области мозжечка. Актеру было сделано несколько операций. Врачи не гарантировали, что Видов будет жить, но, к счастью, Олег Борисович выкарабкался.

Восстановившись, Видов снова начал сниматься в кино. Конечно, главные роли в фильмах знаменитых режиссеров ему не предлагали — в основном, эпизоды либо образы русских бандитов.

Пожалуй, самым заметным голливудским появлением Олега Борисовича стала роль советского милиционера в фильме «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером.

В целом, жизнь в Америке оказалась не такой сытой и безоблачной, как казалось. Денег Видову постоянно не хватало.

В какой-то момент Олег Борисович с женой Джоан решили заработать на советских мультфильмах. В 1992 году созданная Видовым фирма «Films by Jove» приобрела права на коммерческий прокат за рубежом 1260 мультфильмов студии «Союзмультфильм».

Переозвученные иностранными актерами мультики были показаны по всему миру под шапкой «Михаил Барышников. Истории из моего детства».

«Союзмультфильм» обвинил Видова в воровстве лент и нанесении значительного ущерба. Представители студии указали, что сделка была незаконной, и никаких прав на мультфильмы люди, продавшие Олегу Борисовичу народное достояние, не имели.

Судебная тяжба Видова с «Союзмультфильмом» продолжалась много лет. Лишь в 2007 году миллиардер Алишер Усманов выкупил у Олега Борисовича мультфильмы и сразу же передал их безвозмездно российскому телеканалу.

В конце 90-х во время обследования в одной из клиник США у Видова обнаружили доброкачественную опухоль на гипофизе. Гипофиз пришлось удалить.

После лечения Олег Борисович поселился на своей вилле в городке Уэстлейк-Виллидж в Калифорнии. С актером была его верная супруга Джоан Борстин, а также внебрачный сын Сергей, который в 90-е переехал в США.

В 2010 году Олег Видов приехал в Москву в гости к сыну Вячеславу. Внезапно актеру стало плохо, он был доставлен в больницу. Врачи обнаружили у Видова множественную миелому, было назначено лечение.

Еще семь лет Олег Борисович боролся за жизнь, регулярно оказываясь в больнице. Джоан повсюду сопровождала мужа.

Весной 2017 года врачи сказали Борстин, что все кончено, они больше ничем не могут помочь. Джоан отвезла мужа в Уэстлейк-Виллидж, где ухаживала за Олегом Борисовичем вплоть до его смерти.

Умер актер 15 мая 2017 года. Умер спокойно, во сне. Перед тем, как Олег Борисович уснул (как оказалось, навеки), жена читала ему Хемингуэя, «Старика и море»…

Оцените статью
«Я готов спать с кем угодно, лишь бы уехать на Запад!». Триумфы и трагедии Олега Видова
Джентльмен, вошедший в сотню величайших британцев, известный как «Великий неудачник»