Имя этого замечательного актёра неизменно вызывает в памяти образ неунывающего Шурика, героя, полюбившегося миллионам. Но мало кто знает, что за маской комедийного персонажа скрывалась натура тонкая, ранимая, стремящаяся к глубоким драматическим ролям.
Судьба этого замечательного актёра полна и радости, и печали. Он обрёл настоящее счастье лишь во второй половине жизни, встретив женщину, которая обеспечила ему покой и семейное тепло.
Творческий путь
Родился Александр Демьяненко в Свердловске, в семье, где искусство было неотъемлемой частью жизни. Отец, выпускник ГИТИСа, артист оперы и преподаватель, привил сыну любовь к театру с самого детства. Неудивительно, что Александр, набравшись опыта в драматическом кружке, решил пойти по стопам отца. Но путь в профессию не был простым.
Провал на вступительных экзаменах в Школу-студию МХАТ оказался для юноши серьёзным испытанием, но не заставил его отказаться от мечты. Спустя год упорной подготовки он стал студентом ГИТИСа.
Кинодебют Демьяненко состоялся ещё в студенчестве — юноше довелось сняться в фильме «Ветер», и его педагог Иосиф Раевский, разглядев в нём искру недюжинного таланта, предрёк ему великое будущее.
И действительно, ещё до знаменитой роли Шурика фильмография Демьяненко пополнилась несколькими серьёзными работами в таких картинах, как «Государственный преступник» и «Сотрудник ЧК».
Кто бы мог подумать, что образ забавного студента-неудачника, созданный им в комедиях Гайдая «Операция «Ы»» и «Кавказская пленница», буквально навсегда привяжется к нему, став и подарком судьбы, и своеобразным крестом?
Интересно, что на роль Шурика претендовали многие известные артисты, но Гайдай остановил свой выбор на Демьяненко. Пришлось, правда, немного «повозиться» над внешностью Александра Сергеевича, ведь от природы он был темноволосым.
Кстати, вторая жена актёра, Людмила, рассказывала, что и в жизни он был поразительно похож на своего знаменитого персонажа: такой же немного рассеянный, бесконечно добрый и деликатный. Вспомните начало фильма «Операция Ы», где Шурик оказывается на улице, пропустив всех в автобус.
В жизни с Демьяненко постоянно происходило нечто подобное: он всегда и всех пропускал вперёд, даже в метро. Жил тихо, никому не навязываясь, не толкаясь локтями. Звонили, звали — хорошо. Нет — ну и ладно.
«Похоже, все забыли, что я ещё жив», — с грустной улыбкой говорил он иногда.
После триумфального выхода комедии Александр Демьяненко проснулся знаменитым. Его герой, постоянно попадавший в забавные переделки, стал поистине народным любимцем, а сам актёр — объектом всеобщего обожания. На улице к нему то и дело подходили, как к старому знакомому, приветствовали, называли Шуриком.
Конечно, некоторые вели себя слишком навязчиво, и это Демьяненко очень не нравилось, но он, как истинный интеллигент, старался не показывать своего раздражения.
Максимум, мог лишь сердито посмотреть на особенно назойливых поклонников и сухо бросить: «Я – Александр Сергеевич». Чтобы хоть как-то избежать ненужного внимания, актёр стал носить солнечные очки.
Однажды, устав от пристального внимания, Демьяненко решил отрастить бороду, наивно полагая, что теперь-то его точно никто не узнает, о чём он радостно заявил жене. Но не тут-то было! Стоило ему остановиться в машине на светофоре, как рядом притормозило такси, водитель которого, глянув в окно, воскликнул:
«А, это же Шурик в бороде!».
Людмила, его супруга, пыталась успокаивать:
«Саша, думай, что ты для них как с другой планеты».
С пожилыми же людьми, которые так трогательно обращались к нему: «Сынок, а ты поседел, постарел!», он всегда был нежен и внимателен, находил время, чтобы перекинуться парой слов.
Кстати, волосы у Демьяненко поседели очень рано, и виной тому не только наследственность. Может, на это повлияло и то, что ему приходилось часто перекрашиваться для ролей, отчего очень страдала кожа и даже появлялись волдыри.
К счастью, шевелюра у Александра Сергеевича была завидной, так что даже после всех этих процедур он не облысел. Позже, уже будучи в летах, на просьбы режиссёров изменить цвет волос Демьяненко отвечал категорическим отказом.
Однажды на концерте зрители, привыкшие видеть его блондином, даже немного растерялись, увидев актёра с седыми волосами. Александр Демьяненко, заметив их реакцию, лишь пожал плечами и с печальной улыбкой произнёс:
«Что поделать… К Шурикам тоже приходит старость».
А ведь он, не смотря на народную славу, так и не сыграл своей главной роли. Мечтал Демьяненко о сложной, драматической роли, где смог бы раскрыться полностью, показать весь свой недюжинный талант.
Но, увы, режиссёры видели в нём только Шурика, боялись, что зрители просто не примут его в другом амплуа. Несколько лет он был вынужден довольствоваться лишь эпизодическими ролями, пока наконец не получил главные роли в кинофильмах «Рокировка в длинную сторону» и «Мой добрый папа».
И всё-таки Шурик не отпускал артиста. В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Демьяненко вновь пришлось примерить на себя этот образ. Впрочем, на этот раз он выступал не только как актёр, но и как соавтор Гайдая.
Вместе они придумывали сцены для фильма. Например, именно Демьяненко предложил, чтобы в первой сцене фильма Шурик занимался уборкой.
«Саша, как ты отвлекаешься от своих изобретений, если что-то не получается, что ты будешь делать?» — спросил Гайдай.
«Давай я буду пылесосить!», — тут же откликнулся актёр, который и в жизни очень любил наводить порядок.
К тридцати семи годам Александр Сергеевич добился, казалось бы, всего, о чём только мог мечтать советский гражданин: квартира, дача, машина, большая библиотека. Но потом он стал зарабатывать меньше, и пришлось расстаться с привычным комфортом, сменить «Волгу» на скромные «Жигули».
В дальнейшем Гайдай перестал снимать Демьяненко, ему хотелось найти новые образы. А другие режиссёры по-прежнему видели в нём только Шурика и считали его актёром Гайдая. Возвращение к ролям второго плана стало для него тяжелым испытанием, актёр страдал от чувства собственной нереализованности.
И всё же он продолжал работать, не жалуясь на судьбу. И вот, в 1991 году, его талант, его верность профессии были отмечены высоким званием Народного артиста РСФСР.
В 90-х Александр Демьяненко работал артистом озвучивания фильмов и продолжал сниматься. Он даже согласился на участие в сериале «Клубничка», хотя многие коллеги осуждали его за это. Но ему нужны были деньги, чтобы купить участок возле своей дачи в Сосново, где он так любил отдыхать со своей женой Людмилой.
Первая жена Александра Демьяненко
Со своей первой женой, Мариной Скляровой, он познакомился ещё в юности. Их объединял общий интерес к театральному искусству: оба посещали один драматический кружок. Александр был старше на 2 года, и как только Марине исполнилось 18, они поженились.
Через пять лет супруги переехали в Ленинград, где Александр получил квартиру. Марина стала театроведом, писала пьесы и литературные произведения
Казалось бы, вот оно — семейное счастье: творческая атмосфера, прогулки по любимому городу, вечера в кругу друзей. Однако за внешним благополучием скрывалась драма: у супругов не было детей.
Марина позже вспоминала, что Александр не любил детей и не хотел становиться отцом, из-за чего ей приходилось делать прерывания. Вторая же жена Демьяненко, Людмила, рассказывала другую историю: по её словам, Александр с теплотой относился к детям, и именно Марина не решалась на рождение ребенка.
Александр же, боясь повторить судьбу своих родителей, которые расстались, когда он был ещё маленьким, не настаивал.
Новая любовь спустя 20 лет
Парадокс, но триумф «Ивана Васильевича… » обернулся для Демьяненко источником душевного кризиса. 37-летний актёр как будто искал спасения от образа неунывающего студента, который прочно к нему приклеился.
Именно в этот непростой период в его жизни появилась Людмила, ставшая его второй женой. Их встреча произошла на озвучании французского фильма «Трое на снегу» — она работала ассистентом режиссёра дубляжа.
Александр, обычно тихий и замкнутый, неожиданно проявил инициативу: подарил ей коробку конфет, а на 8 Марта — букет цветов и дефицитные французские духи. Людмила, воспитывающая в одиночку 13-летнюю дочь, вначале не воспринимала ухаживания Демьяненко всерьёз.
Но Александр был настойчив. Он провожал её до дома, а однажды, набравшись смелости, просто появился на пороге любимой с маленьким чемоданом и решительно заявил:
«Я к вам пришёл навеки поселиться».
Это был непростой шаг. 20 лет брака не так легко перечеркнуть, но, встретив Людмилу, Александр понял, что нашёл ту самую, которая понимала его, как никто другой. Он оставил Марине квартиру и помогал ей финансово, но жил с Людмилой. Многие осуждали его, но Демьяненко нашёл в Людмиле родственную душу.
Они прожили вместе 12 лет без штампа в паспорте. Александр Демьяненко не хотел ранить бывшую жену, которая тяжело переживала разрыв. Лишь после долгих уговоров Людмилы и их общей подруги Елены Драпеко он оформил развод. Это стало для него настоящим облегчением.
Личная жизнь Марины Скляровой не сложилась, она так и не вышла замуж и осталась одна. Спустя годы, она рассказала об их жизни с Александром, придя на телевидение. Её дом был наполнен мягкими игрушками — воспоминаниями о бывшем муже. Марина очень жалела, что не смогла сохранить их брак.
Александр же обрёл в лице Людмилы не только любящую жену, но и верного друга, которая принимала его таким, какой он есть. Он был счастлив в этом браке.
Они любили и уважали друг друга. Когда Людмиле приходилось задерживаться на работе, Александр всегда красиво накрывал стол и встречал её с тёплой улыбкой. Он очень ценил свой дом, где царили любовь и взаимопонимание.
В этом браке у Демьяненко тоже не было своих детей. Людмила так любила мужа, что не хотела делить его ни с кем. К тому же она опасалась, что беременность может быть воспринята Александром как попытка удержать его рядом, и не решалась на этот шаг, ведь они долгое время жили не расписанными в ЗАГСе. А потом было уже поздно.
У самой Людмилы была дочь от первого брака Анжелика Неволина, которую Александр принял как родную. Он никогда не пытался заменить ей отца, но всегда был рядом, поддерживал и защищал.
Когда Анжелика решила стать актрисой, Демьяненко отговаривал её, зная все тяготы этой профессии. Но девушка была настойчива, и поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
Позже, увидев её Лизу в дипломном спектакле «Братья Карамазовы», Александр смягчился. Он признал талант своей падчерицы, более того, всегда гордился её успехами. Анжелика сделала блестящую карьеру, снялась в семидесяти фильмах, стала заслуженной артисткой России и одной из ведущих актрис МДТ Льва Додина.
Александр Демьяненко всегда считал театр делом, требующим полной самоотдачи. Сам он поздно вышел на театральную сцену. Семь лет отдал он Театру комедии, но конфликт с руководством, аукнувшийся первым инфарктом, заставил его покинуть эти стены.
Впрочем, долго без дела он не сидел — вскоре нашлось место в театре, где ставились моноспектакли. Там он читал со сцены проникновенные монологи короля Лира, играл могучего Креонта в «Антигоне»…
Проблемы со здоровьем
Демьяненко, несмотря на проблемы со здоровьем, поражал всех своей жизнестойкостью и оптимизмом. Выдержка у него была поистине железная. Даже когда сердце начинало шалить, он не позволял себе расслабляться.
Жена, видя его состояние, уговаривала:
«Саша, останься дома, отдохни! Тебе же нельзя волноваться!».
А он, словно не слыша её, спокойно отвечал:
«Как же я могу подвести людей? Зрители ждут!».
Наклеит на грудь пластыри от сердечной боли — и вперёд, на сцену!
Позже добавились и проблемы с ногами. Быстрая ходьба, которой он всегда славился, стала даваться с трудом — после нескольких шагов ноги немели, заставляя его останавливаться.
И всё-таки, уговоры жены и беспокойство друзей сделали своё дело — Александр Сергеевич обратился к врачу. Диагноз, поставленный в клинике, прозвучал как гром среди ясного неба: «Инфаркт».
Людмила Акимовна, представлявшая себе больного с инфарктом как человека бледного и немощного, зайдя в палату, потеряла дар речи. Александр Сергеевич полулежал на кровати, с книгой в руках, и, увидев жену, с улыбкой произнёс:
«Представляешь, говорят, у меня инфаркт! Вот уж чудят!».
Друг Демьяненко, Михаил Светин, давно уговаривал его сделать операцию, но Александр Сергеевич и слышать об этом не хотел. Хирурги внушали ему панический страх.
«Я же до операционного стола не доживу, уйду от страха, как Евстигнеев», — часто повторял он.
Согласился он лишь на шунтирование, считая эту процедуру более щадящей. Операцию назначили на сентябрь, но, к великому сожалению, до назначенного срока Александр Сергеевич не дожил всего несколько дней…
Врачи до последнего боролись за его жизнь, но, увы, чуда не произошло — начался отёк лёгкого. И, чтобы облегчить его страдания, врачи ввели препарат, который лишает сознания.
Актёр всегда говорил, что хотел бы уйти из жизни именно так:
«Как хорошо — заснул и не знаешь, что, тебя уже нет».
Так и случилось. Не стало Александра Сергеевича Демьяненко 22 августа 1999 г. Ему было всего 62 года… Людмила Акимовна пережила мужа на шесть лет.
Все фильмы с участием актёра — это бесценный подарок для зрителей. Каждый год, словно по волшебству, на экранах телевизоров появляются любимые герои, шутит неунывающий Шурик, а на лице невольно появляется улыбка. Ведь такие актёры, как Александр Демьяненко, бессмертны, они продолжают жить в своих фильмах, в сердцах благодарных зрителей…