Певица приняла уход первого мужа с большим достоинством и потом поддерживала хорошие отношения со всеми его жёнами.
Валентина Толкунова часто говорила, что живет не в своем времени. Своим она считала XIX век, с его вишневыми садами, прогулками по темным аллеям, чаепитиями, шляпками и длинными платьями. В юности она обожала Тургенева и казалась сама себе тургеневской барышней. Валентина мечтала о любви, такой – единственной и навсегда.
Удивительный голос
Отец Толкуновой был военным железнодорожником, они долго жили в захолустье, были бедными. Скучную жизнь скрашивали пластинки с записями Утесова и Клавдии Шульженко. Как многие будущие суперзвезды ее поколения, все детство Валя выступала с концертами перед соседями. Родители видели, что их дочь талантлива, что у нее удивительный голос. Но в их заброшенном поселке учиться вокалу было негде.
В 194 году семья переехала в Москву, и когда Валя перешла в старшие классы, ее приняли в Центральный хор детей железнодорожников. Девочке повезло с педагогами, и дальше все пошло, как по маслу – поступила в Институт культуры, окончила с красным дипломом, поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных и начала петь в «ВИО-6».
Советский джаз
Этот коллектив играл джаз, но джаз советский, идеологически выверенный. Его руководитель Юрий Саульский набрал и опытных, известных музыкантов, и выпускников музыкальных училищ. Задачей «ВИО-6» было сделать советские песни модными. Вот эти советские песни в современной аранжировке и советскую джазовую музыку музыканты и исполняли.
Сохранились удивительные фотографии, где Валя в моднейшем маленьком черном платье с круглым воротничком, с высокой прической и подведенными глазами стоит на сцене у микрофона в окружении стильных джазменов. Но и в джазе она умудрялась выглядеть идеалом женщины любого патриархального общества: скромно смотрит вниз, улыбается уголками губ…
Её герой
Саульский сразу ее выделил и стал ухаживать. Вале было 19 лет, ему 37. На ее фоне он казался себе пожившим, умудренным опытом человеком, каким-то героем Хэмингуэя. Через год они поженились. Тогда Толкуновой казалось, что она нашла своего героя из старой книги: талантливого, необычного, взрослого. Она смотрела на него снизу вверх, приходила в восторг от его работы, от его слов, от его мыслей.
Всё, что советовал Саульский, принималось безоговорочно. Например, учеба в Гнесинке была для нее важнейшим жизненным достижением, Валя не пропускала ни одного занятия, догматично следовала каждому слову педагогов.
Но муж сказал: может, тебе лучше перевестись на заочное? И она даже не раздумывала. Саульский хотел, чтобы Валя ездила на гастроли по стране, чтобы ее узнавали… И да, он оказался прав. Зрители полюбили милую, скромную девушку.
Думала, единственный
Казалось, им повезло – встретились две половинки, два человека, которые совпали во всем. Оба музыканты, оба творческие личности. Саульский не мог наглядеться на свою красивую и добрую жену, Валя боготворила мужа. «Когда я выходила замуж, я думала, что это тот единственный мужчина, с которым я буду всю жизнь».
И когда она узнала, что муж полюбил другую женщину, это было как гром среди ясного неба. Ту, другую, тоже звали Валентина, Валентина Асланова, и та тоже была красавицей. Открытые карие глаза, темные волосы, блестевшие на солнце, как драгоценный мех. Зрители помнят ее роль в фильме «Ткачихи». Вот такой, как эта Малика, Асланова и была, когда Саульский решил, что хочет быть с ней, а не с Толкуновой.
Железная Валечка
Мягкая, тихая, покладистая Толкунова удивила тогда всех. Она не плакала, не пыталась добиться от мужа объяснений, не говорила ему злых, обидных слов. Она и впоследствии в трудные моменты жизни становилась настоящим воином, человеком, способным собраться, накопить сил и с достоинством выйти из самой неприятной ситуации.
Иосиф Кобзон потом скажет про Толкунову: «Она только с виду девушка-простушка с голубыми глазами — внутри у нее стальной каркас».
Но тогда, тогда это же была ее первая большая беда! И что сделала Валюша – она уехала на дачу. У нее вдруг кончились силы, ничего не хотелось. Обида сжимала горло. Два месяца она думала, искала ответы на свое «Как он мог?», и нашла.
Пройдут годы, и певица скажет: «Упрекать моего первого мужа Юрия Саульского в предательстве и измене неправильно. Это был творческий, человеческий, мужской порыв художника, у которого на первом месте не женщина во плоти, а музыка. И когда я это поняла, стало легко и просто».