«Я просто не могу без него ни жить, ни дышать». Полвека любви Инны Чуриковой и Глеба Панфилова

Могли бы вы уйти от мужа? — спросили однажды Инну Чурикову журналисты. Да! — не колеблясь ответила актриса. Такого поворота явно никто не ожидал. Ведь все знали, что Глеб Панфилов больше полувека оставался для нее самым лучшим мужем, самым надежным, самым порядочным.

Выдержав эффектную паузу, Инна Михайловна уточнила:

«Смогла бы, если бы встретила более достойного человека. Но за свою жизнь не видела такого».

История любви Глеба Панфилова и Инны Чуриковой — это не просто роман двух выдающихся людей. Это символ глубокой связи, основанной на взаимопонимании, уважении и общем творчестве. Вместе они создавали шедевры, которые оставили потрясающий след в культуре.

Любопытно, что путь Глеба Панфилова в кино не был прямым и уверенным. Будущий режиссер родился 21 мая 1934 года в городе Магнитогорск. Его отец работал журналистом, мама преподавала историю партии. Детство Панфилова прошло в суровых условиях индустриального города, что, возможно, отразилось в его работах, наполненных социальным подтекстом.

Сначала Панфилов получил образование в Уральском государственный технический университете. Но вскоре понял, что его истинное призвание лежит в другой сфере. Он решил посвятить себя кино и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. А перед этим еще три года заочно учился на операторском факультете ВГИКа.

Встреча двух судеб

История их любви началась в 1965 году, когда молодой режиссер Глеб Панфилов работал над своим первым фильмом «В огне брода нет».

Главная героиня фильма — юная медсестра Татьяна Теткина из санитарного поезда, вывозящего раненых с фронтов Гражданской войны. Панфилов видел свою героиню застенчивой, странноватой и даже нелепой, но с внутренним благородством, удивительной выдержкой и непоколебимой силой.

Юная Таня сохраняет доброту и человечность, несмотря на окружающий ее хаос войны. Она глубоко переживает боль и страдания людей, которых лечит, но не позволяет себе сломаться под тяжестью этих испытаний.

Но где неопытному режиссеру отыскать актрису с необычной внешностью и глубокой внутренней выразительностью, способной передать сложные эмоции и внутренние конфликты героини?

Как часто это бывает в кино, помог случай. Глеб увидел Инну в небольшом эпизоде фильма «Тучи над Борском». Несмотря на то, что роль Чуриковой была совсем небольшой, Панфилов был поражен ее актерским талантом и тем, как она могла выразить чувства через простые, но очень выразительные жесты и мимику.

Он сразу понял, что нашел ту самую актрису, которая не будет бояться выглядеть на экране некрасивой и передаст главную идею сценаристов – несоответствие внешней несуразности внутреннему богатству.

Девушка с не актерской внешностью

В то время Инна Чурикова только начинала актерскую карьеру, но уже успела выделиться среди коллег своей необычной внешностью и талантом воплощать не типажные образы.

Инна Михайловна родилась 5 октября 1943 года в Башкирии, в городе Белебей, в семье агронома и биолога. Детство Инны прошло в сложные послевоенные годы. Инне было всего три года, когда ее родители развелись. Мать, Ольга Михайловна, растила дочь одна. Вскоре они переехали в Москву.

В 1960 году Чурикова поступила в Щепкинское театральное училище. Правда, по началу, Чурикову не хотели принимать ни в один из театральных вузов — уж слишком далека была ее внешность от общепринятых стандартов красоты актрис.

В театры молодую актрису тоже не стремились брать, не понимая каких героев она сможет воплощать. Даже в Театре юного зрителя, куда Инну все же взяли, ей доверяли только второстепенные роли. А вот в кинокарьера Чуриковой, которая не боялась выглядеть некрасивой и нелепой, складывалась более успешно.

Для нее находились гротескные и комедийные роли. К моменту встречи с Панфиловым она уже успела сняться в эпизодах фильмов «Тучи над Борском», «Я шагаю по Москве», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра», а также запомниться зрителям по главным ролям в фильмах «Морозко» и «Стряпуха».

Но в ней было то, что порой не хватает актрисам-красавицам – органичность, непосредственность и та самая доля «чудинки», которую искал режиссер.

Панфилов пригласил Чурикову на пробы, где ее природная искренность и способность глубоко погружаться в роль окончательно убедили режиссера в правильности выбора. Все актрисы, приходившие на пробы до нее, казались Глебу Анатольевичу слишком красивыми. Как ни пытались их «подпортить» гримом, все это выглядело неестественно.

На съемках Инна Чурикова относилась к Панфилову с придыханием, все-таки режиссер на девять лет старше, да еще доверил ей такую сложную роль. Но вскоре актриса начала замечать, что Глеб сам робеет перед ней.

С каждым днем Панфилов все хуже и хуже скрывал свое восхищение талантливой актрисой. Мужчина искренне недоумевал, почему другие считают ее некрасивой. Он видел в ней не просто оригинальную актрису, а необыкновенную красавицу, с которой хотел бы прожить целую жизнь.

Панфилов не ошибся с выбором главной героини. После выхода картины «В огне брода нет» к ним обоим пришел успех. Эта работа положила начало их большого пути в кино и долгого совместного жизненного пути.

Роли в фильмах Глеба Панфилова стали визитной карточкой Чуриковой. В 1970 году вышел фильм «Начало», где она сыграла сразу две роли: простой провинциальной девушки Паши Строгановой и Жанны д’Арк. Роль принесла ей всенародную любовь и признание критиков.

«Она необыкновенно выразительна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам — восхищалась коллегой Фаина Раневская. «Никогда не забуду, как она угощала своего любимого: „Ешьте, это птица”, как держалась, смотрела на него. И делалась красивой! Талант делает человека красивым».

Следующие роли в картинах «Прошу слова» (1976), «Васса» (1983), «Мать» (1989) и «Романовы: Венценосная семья» (1991), лишь укрепили ее статус одной из ведущих актрис советского и российского кино.

Именно Панфилов «открыл глаза» других режиссеров на талант Инны Михайловны. В 1975 году Марк Захаров пригласил актрису в «Ленком». Этому театру Чурикова была преданна до самой смерти.

Любовный союз, скрепленный творчеством

Незадолго до съемок картины «Начало», в 1970 году Инна Михайловна и Глеб Анатольевич поженились. С тех пор их жизнь стала единым целым. В 1978 года у пары родился сын Иван Глебович.

«Раньше у меня были моменты, когда без всякого повода накатывало такое счастье — думала, разорвусь. Глеб меня спрашивал: «Что с тобой?» Я отвечала: «Подожди, у меня прилив счастья!.. Ой, не могу, меня сейчас разорвёт!..»

Мне казалось, что я поднимаюсь над землёй, как священник в «Сто лет одиночества» Маркеса. … Когда человек верит в тебя, ценит тебя, любит — это же великое счастье. Он считает, что я — многомерная величина. И не только как актриса, но и как жена… А я… Я просто не могу без него ни жить, ни дышать»…

Панфилов и Чурикова никогда не выставляли свою личную жизнь напоказ, избегали излишнего внимания прессы, предпочитая сохранять свои чувства в частной сфере. Однако коллеги и друзья прекрасно знали об их невероятной любви. Это была глубокая, искренняя привязанность, которая не угасала с годами, а только становилась крепче.

Любовь Глеба Панфилова и Инны Чуриковой продолжалась до конца жизни актрисы. Инна Михайловна ушла из жизни 14 января 2023 года. Официально причиной смерти назвали сердечно-сосудистое заболевание. Но близкие актрисе люди знали, что она много лет боролась с онкологией.

Глеб Панфилов после смерти жены написал: «Очень больно. Кровоточит все. Нет сил это больше выносить»: в тот день он потерял не просто любимую жену, но и частичку себя.

Панфилов и Чурикова были настолько единым целым, что без нее Глеб Анатольевич смог прожить лишь несколько месяцев. Его не стало 26 августа 2023 года.

Оцените статью
«Я просто не могу без него ни жить, ни дышать». Полвека любви Инны Чуриковой и Глеба Панфилова
Сын «врага народа». Трудная судьба Николая Рашеева (1935-2021), режиссера фильмов «Бумбараш» и «Короли и капуста»