Юрий Каморный: красавец и талантливый актёр, чью жизнь в 37 лет безжалостно оборвала милицейская пуля

— Что значит, за друга поболеть пришли?! — удивился Зиновий Корогодский. — С Вашей внешностью Вы просто созданы для сцены!

Корогодский, художественный руководитель Ленинградского ТЮЗа, сидел в приёмной комиссии Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, а Юрий Каморный пришёл на экзамены поддержать своего друга.

Втайне он мечтал стать актёром, но стеснялся своего лёгкого заикания. Однако, его приняли в ЛГИТМиК, и Юра проявил огромное рвение в учёбе.

Заикание его быстро прошло, а дружелюбный юноша стал душой студенческой компании, он прекрасно пел и аккомпанировал на гитаре, был прост и лёгок в общении. Так начинался его актёрский путь.

Юрий Каморный был очень похож внешне на кумира советских зрителей — Вячеслава Тихонова. И он тоже был талантлив! Кадры из фильмов, фотографии не передают его удивительного мужского обаяния, лучше посмотреть картины с его участием.

В жизни Юрий не был тихоней, жил и любил эмоционально, с размахом. В какой-то момент всё закончилось — трагически и непростительно рано. Своих лучших ролей он сыграть не успел. Почему так случилось?

Юрий родился 8 августа 1944 года в городе Алапаевске Свердловской области, а детство и юность будущего актёра прошли в городе Кировске Мурманской области. Учёба давалась ему легко, а одноклассники вспоминали его, как весёлого заводного парнишку.

После окончания школы Каморный устроился работать на кировский комбинат «Апатит» электриком-ремонтником, а по вечерам пропадал в театральной студии местного Дворца культуры.

В Ленинград в 1962 году поехал с другом, сомневаясь, что ему стоит сдавать экзамены. Однако, прыгал до потолка от радости, когда его зачислили.

В 1966 году прошли съёмки военного советско-польского фильма «Зося», в котором Юрий получил главную роль старшего лейтенанта и большого романтика Михаила. Кстати, озвучил его Вячеслав Тихонов!

— Зачем Юру тогда дублировали, не знаю, — недоумевал известный актёр Стас Садальский, — у него был красивый голос и прекрасные вокальные данные. Вероятно, опять же маленькая режиссёрская хитрость — желание сыграть на внешнем сходстве двух актёров.

Кто-то говорит, что у него тогда был ещё северный говор, от которого Юрий всё-таки избавился. Премьера фильма состоялась 18 сентября 1967 года, картина снискала зрительское одобрение, а польская актриса Пола Ракса была названа лучшей иностранной актрисой 1967 года по опросу читателей журнала «Советский экран».

В фильме герой Каморного влюбляется в Зосю, сыгранную Полой. И между актёрами вспыхнул самый настоящий роман во время съёмок, но до женитьбы дело не дошло, да и с Юрием произошёл несчастный случай, из-за которого он даже лежал в больнице.

По сюжету главный герой со своими бойцами переправляется через реку на плоту. Неожиданно взорвался фугас, и актёра контузило.

В 1967 году у Каморного случилось ещё несколько значимых событий помимо премьеры его дебютного фильма. Он женится на актрисе Ирине Петровской, которая была старше его на четыре года, и у них рождается дочь Полина. Кроме того, он заканчивает учёбу в ЛГИТМиК, и его берёт к себе в Ленинградский ТЮЗ Зиновий Корогодский.

Актёру удаётся совмещать службу в театре и съёмки в кино. Он играет в фильмах «Карантин» (1968), «Проводы белых ночей» (1969), «Кремлевские куранты» (1970), в киноэпопее «Освобождение» (1969-1971). В 70-е он становится всё больше заметен и в ТЮЗе.

В театре его звали — Кама.

Первое, что о нем вспоминали, было — красивый. Потом уже шло — легкий, светлый, талантливый, а как пел, как играл на гитаре и на гармошке! Говоря о ролях, первым делом вспоминали не Лаэрта, не Михаила Бестужева и не матроса Гайдая, а Рисположенского из «Свои люди — сочтёмся».

Абсолютно харАктерную роль, ничего общего не имеющую с киноролями красивых, независимых и состоятельных внутренне героев Каморного, уже знакомых кинозрителям.

Он был «двадцать два несчастья». Если на съемках рванул заряд не под тем понтоном, то на этом понтоне мог быть только Каморный. Спектакль «После казни прошу…», поворотный круг вращается, и все актёры, участвующие в сцене, переходят со ступеньки на ступеньку. Каморный промахивается, падает, ломает ребро.

Гастроли в Москве, триумф, «Славянский базар», отъезд… в поезде труппа собирает по карманам мелочь на понятные цели, но только Каморный делает это, лежа на верхней полке, и когда поезд внезапно тормозит, бабахается на пол с руками, застрявшими в карманах джинсов, съехавших на щиколотки.

© Ханна Дарзи «Юрий Каморный. Чужие воспоминания»

В начале 70-х Каморный и Петровская развелись, и актёр ютился в театральной гримёрке, ночуя на диванчике, квартиру он оставил Ирине и дочке.

Одно время Юрий был страстно влюблён… в Нонну Мордюкову! Опять параллель с Вячеславом Тихоновым.

— Добивался он Нонны долго, влюблён был страстно и как-то по-больному, что пугало ее, — вспоминал Стас Садальский. — Юру же не смущало ничего, даже разница в возрасте в двадцать лет.

Он сделал Нонне предложение и даже позвал на помощь маму, как главный аргумент серьезности своих слов. Галина Юрьевна подтвердила, что жить без Нонны ее сын не сможет…

Но Мордюкову это мало впечатлило, и она отказала. Тогда Каморный у неё на глазах прострелил себе руку в доказательство того, что любит её. Пуля прошла навылет, крови было много, но сама рана оказалась несерьёзной. Всё закончилось благополучно, правда, оттолкнуло Мордюкову теперь уже навсегда.

В 1973 году на съёмках фильма «Дверь без замка» Юрий знакомится с Адой Ставиской, учившейся на юриста. Она приехала на съёмки со своим мужем, который работал на картине художником.

Уже через месяц Ада развелась со своим благополучным супругом и жила с Каморным. Из его театрального пристанища пара переехала в снятую квартиру, а в 1976 году Юрий перешёл из ТЮЗа в штат Театра-студии Киноактёра при Ленфильме.

Там ему сразу дали комнату в коммуналке. С этих пор Юрий становится исключительно киноактёром и в театр больше не вернётся.

Возможно, у него не было ролей масштаба Гамлета, но зритель всегда замечал его в фильмах и радовался его появлению на экране.

За ним закрепилось амплуа красавца, которого любят женщины, и/или смелого и ловкого молодого человека, который владеет оружием и приёмами борьбы, спортивен, может прыгнуть с парашютом и легко сделать сальто, скачет на коне и лихо водит машину.

Можно вспомнить такие фильмы как «Вера, надежда, любовь» (1972), «Будни уголовного розыска» (1973), «Быть человеком» (1973), «Сергеев ищет Сергеева» (1974), «Призвание» (1975), «Стрелы Робин Гуда» (1975), ««Посейдон» спешит на помощь» (1977), «Голубые молнии» (1978) и другие. Картины с его участием выходили каждый год.

Ада Ставиская устроилась на «Ленфильм» администратором и сопровождала мужа в киноэкспедиции, помогала ему в его делах, но самой ей приходилось нелегко.

— В Питере и сегодня работает мощнейший продюсер («Бандитский Петербург») Ада Ставиская, — рассказывал Стас Садальский. — Мало кто знает, что она была второй женой Каморного и рассталась с ним всего за полгода до его смерти.

Свой брак они не афишировали. Ада не любит вспоминать о 70-х прошлого столетия. А я помню, как частенько ей доставались затрещины, когда мы приходили в маленькую комнатку на Щедрина к Каморному, и она пыталась делать Юре замечания…

Но сама Ада очень тактично отзывалась о бывшем муже, когда его не стало.

— Он вообще был одним из тех мужчин, каких мало. Ведь чем мужчина отличается от женщины? У него должно быть чуть-чуть больше благородства и великодушия. Ровно настолько, чтобы хватало на двоих. У Юры же его хватало на десятерых.

В нём чувствовались природная интеллигентность и аристократизм. У нас не было притирок, ссор, неприятных неожиданностей. Он, будучи замечательным актёром, умел оставлять за семейным порогом всё, что происходило на работе…

Она вспоминала, что он никогда не проявлял высокомерность ни к друзьям, ни, например, к рабочим сцены, мол, я — небожитель, а вы — никто. В компании никогда не отказывался спеть, сам сочинял песни, охотно их исполнял и вообще был очень лёгок в общении.

— Не скажу, что безумно хотела родить от него ребёнка… Юра хотел, чтобы я занималась только его жизнью, и я ездила с Юрой в экспедиции, работала там, где могла устроиться: администратором, замдиректора картины. Бесконечные съёмки, концерты, города, гостиницы… какой уж тут ребёнок!

К тому же Юра не совсем здоровый человек, и я отдавала себе в этом отчёт. Достаточно трудное детство, да еще две тяжелейшие полостные операции. Потом он пил — и довольно много…

Между тем, карьера в кино развивалась успешно, и актёр в 1980 году удостоился звания заслуженного артиста РСФСР. Последний его фильм — «Игра без козырей» в 1981 году, где у него была одна из главных ролей главаря банды.

Играл он великолепно! Лихачил на «Жигулях», непринуждённо управлял яхтой, владел карате. Его герой, несмотря на принадлежность к криминальному миру, вызывал симпатию умом, силой и интеллигентными манерами.

В ноябре 1981 года он получил ордер на отдельную квартиру, но въехать туда не успел. Во время последних съёмок в Литве он познакомился с молодой гримёршей Вандой, которая приехала к нему в ленинградскую коммуналку в ту роковую ночь.

Обстоятельства гибели Юрия Каморного не афишировались, достоверно известно лишь то, что он был застрелен милиционером, а версии происходившего противоречат друг другу.

У Юрия была хорошая коллекция холодного оружия, в которую входили ножи, кинжалы, сабли и шпаги. В ней было примерно 30 экземпляров. В ту ночь 27 ноября 1981 года кто-то вызвал сотрудников милиции. По одной из версий, они решили, что Ванде угрожает опасность. В руке Юрия был кинжал, и он не хотел выпускать его из рук.

По другой версии, правоохранители пришли проверять, что за оружие у него хранится, возник конфликт. Милицейская пуля (возможно, срикошетившая, а, возможно, намеренно стреляли в ногу) попала в бедренную артерию, и через несколько секунд Каморный умер от кровопотери.

Мать Юрия, Галина Федоровна Сухорукова, увезла тело сына в Старую Руссу. Она пережила его на 13 лет, и на могиле стоит памятник им обоим.

Юрий Каморный был ещё так молод, всего лишь 37 лет! Молод, красив, талантлив… Мог бы прожить долгую творческую жизнь и ещё найти своё личное счастье. Но судьба распорядилась иначе.

Оцените статью
Юрий Каморный: красавец и талантливый актёр, чью жизнь в 37 лет безжалостно оборвала милицейская пуля
Как ты могла, подруга моя