Ей было девятнадцать лет и она вот-вот должна была выйти замуж за ротмистра Лейб-гвардии конного полка графа Арвида Эрнестовича Мантейфеля, наследника древнего балтийского рода.
Они встретились в Мариинском театре Петербурга в 1907 году. Арвид влюбился в очаровательную Марину Гейден, увидев ее в театральной ложе, и вскоре сделал предложение. Девушка охотно принимала его ухаживания, но больших чувств к жениху не испытывала.
Отец Марины, контр-адмирал Александр Федорович Гейден, дал свое согласие на брак. Дата свадьбы была определена на 23 апреля 1908 года, а незадолго до этого Марина Гейден была назначена фрейлиной императрицы.
Марина была одной из трех дочерей контр-адмирала и его первой жены графини Александры Владимировны Мусиной-Пушкиной.
Большое участие в воспитании Марины принимала родная сестра ее прабабушки Аврора Карловна Шернваль-Карамзина. При русском дворе за сестрами Авророй и Эмилией Шернваль с легкой руки императора закрепилось прозвище «финляндских звезд», однако по крови они были не финки, а шведки.
Вот и Марина унаследовала «северную» красоту своих предков — сдержанную, но искристую, словно ледяное шампанское. Легкая полуулыбка, мечтательный взгляд серо-голубых глаз, шелковые кудри на белоснежных плечах. Аврора Карловна смотрела на Марину и узнавала себя в юности…
Марина считалась красавицей. Князь Сергей Оболенский, ее современник, писал:
» В то время в Санкт-Петербурге было три сестры, пользовавшиеся успехом в обществе; одна из них, графиня Марина Гейден <…> более выделялась своей красотой. Она была соблазнительна, очень популярна и большая кокетка».
Из воспоминаний Великого Князя Гавриила Константиновича: «После бала пошли ужинать в Греческий и соседние с ним залы. В тот вечер мне очень понравилась молоденькая графиня Марина Гейден, блондинка, в голубом платье, очень веселая…»
Блистательная, неподражаемая, остроумная, увлеченная театром, юная Марина в модных нарядах, окутанная флером легких духов, привлекала всеобщее внимание.
Двадцатипятилетний граф Николай Сумароков-Эльстон, князь Юсупов, наследник знаменитого и богатейшего рода, принимал участие в великосветских любительских благотворительных спектаклях в театре «Комедия».
Николай страстно увлекался театром и был человеком эмоциональным. Поскольку его происхождение никогда не позволило бы выбрать театральную сцену своей профессией, он с удовольствием играл на любительской сцене.
Приблизительно в двенадцать лет Николай написал небольшая пьеску для театра. Юсупов получил юридическое образование, но не утратил своего влечения к театру, продолжал писать пьесы, романсы и даже печатался под псевдонимом Роков.
Красавец, спортсмен (первая теннисная ракетка Россииской империи), бретер, известный своими дерзкими эскападами — таким был князь Юсупов. Дамы не давали ему прохода, но избалованный юноша не стремился к серьезным отношениям. Пока не встретил Марину.
«Жених он был завидный, и его тут же осадили мамаши взрослых дочек. Но брат дорожил свободой и о женитьбе не думал.
К несчастью, познакомился он с юной обворожительной девицей и <…> влюбился до безумия (речь идет о Марине Гейден — примечание автора). Маменька с дочкой жили весело, вечера у них были часты и шумны…» — из воспоминаний Феликса Юсупова, младшего брата Николая Юсупова.
В марте 1908 года на одном из ужинов артистов-любителей из великосветской молодежи Николай был представлен юной графине Марине Гейден. Марина, как фрейлина императрицы, была приглашена для участия в благотворительном спектакле.
Юсупов исполнял в спектакле мужскую главную роль, а Марина неожиданно смело выбрала роль противной старухи-горбуньи, которую сыграла блестяще весело и комично. Николай Юсупов не мог не обратить внимание на такую очаровательную девушку.
Их случайную встречу можно назвать роковой. Между ними мгновенно вспыхнула страсть и то, что у Марины свадьба через месяц их не останавливало.
Николай Юсупов собрался было жениться на Марине, но его мать Зинаида Николаевна Юсупова не одобрила этот брак: «Эта девушка пользуется дурной славой в свете. Слишком весела, слишком беспечна. Тем более, у нее есть жених. Брак с ней — не лучшая партия. Этого не будет никогда!»
Узнав об отказе Зинаиды Николаевны видеть ее в качестве невестки, Марина стала умолять любимого: «Давай бежим за границу и поженимся!» Они запланировали побег, но вмешалась мать Марины: она не могла допустить, чтобы дочь позорно сбежала перед венцом с мужчиной, у которого была репутация ветреного гуляки.
Девушка слезно умоляла родителей отменить свадьбу, но напрасно. Накануне венчания влюбленные встретились. 22 апреля 1908 года Николай Юсупов и Марина Гейден устроили прощальный ужин в отдельном кабинете ресторана.
Арвид Мантейфель, сдержанный и терпеливый, молча сносил слухи, сплетни, изворотливую ложь Марины и смущение ее матери. Он любил Марину и готов был ради нее на все.
Так или иначе, свадьба Марины и Арвида Мантейфеля состоялась 23 апреля 1908 года, как и планировалось. На свадьбе присутствовало триста гостей. Зинаида Николаевна Юсупова вздохнула спокойно: вот все и разрешилось.
После венчания молодые уехали во Францию в свадебное путешествие. Оставшись наедине с нелюбимым мужем, взбалмошная красавица Марина поняла весь ужас своего положения затворницы в золотой клетке.
Она ежедневно забрасывала Николая Юсупова страстными письмами, умоляя его приехать, и Николай отправился вслед за Мариной во Францию.
Марина попросила мужа о разводе, но получила отказ. Улучив момент, она тайно встречается с Николаем Юсуповым, поселившемся неподалеку в парижском отеле «Meurice».
Затем, словно забыв о приличиях, Марина и Николай появляются вместе в обществе, на выставках, в опере и ресторанах. Арвид узнает об этом достаточно быстро и требует от жены объяснений.
Марина в пылу ссоры дерзко говорит мужу: «Я ухожу от вас. Между нами все кончено!» И, действительно, покидает мужа.
Воодушевленный Николай Юсупов пишет матери письмо и вновь просит разрешения на брак с Мариной, которая вот-вот разведется.
Тогда граф Мантейфель, чтобы не стать посмешищем в обществе, вызывает Юсупова на дуэль. Его подстрекают полковые товарищи: «Юсупов оскорбил твою честь и достоинство! Этого нельзя так оставлять. Только дуэль…»
Поединок состоялся 22 июня 1908 года в Петербурге на Крестовском острове. В предрассветный час Николай пишет письмо своей Марине.
«Дорогая моя Марина!
Если когда-нибудь это письмо попадет к тебе в руки, меня не будет уже в живых. Я теперь глубоко сожалею о том, что писал тебе последний раз из Парижа. Я верю тебе, верю, что ты меня любишь, и последнею моею мыслью — была мысль о тебе. Надеюсь, что ты мне веришь, т. к. я не стал бы тебе лгать перед смертью.
Я тебя любил, моя маленькая Марина, за то, что ты не похожа на других, что ты не захотела думать и поступать, как это делали другие, и смело шла вперед той дорогой, которую ты находила правильной. Таких людей в обществе не любят, их забрасывают грязью, в них кидают камнями, и тебе, слабой маленькой женщине, одной не совладать с ним.
Твоя жизнь испорчена так же, как и моя. Мы встречались с тобой на наше уже несчастье и погубили друг друга. Ты никогда не будешь счастлива, т. к. вряд ли найдется другой человек, который так поймет тебя, как сделал я. Я тебя понял тем легче, что у нас масса сходных с тобою сторон. Как мы могли бы быть с тобой счастливы!
Прости меня за то, что мое письмо не вполне стильно, что некоторые фразы не вяжутся с другими, но я пишу, что думаю, нисколько не обращая внимания на слог.
Мне страшно тяжело, что я не вижу тебя перед смертью, не могу проститься с тобой и сказать тебе, как сильно я люблю тебя. Подумай, как ужасно идти умирать за тебя и даже не знать, думаешь ли ты обо мне в это время.
Марина, дорогая моя Марина, ты не знаешь, как я люблю тебя. Теперь около 5 часов, через 2 часа за мной заедут мои секунданты и увезут меня, и я никогда, никогда больше не увижу тебя.
Отчего ты так далеко? Ты не услышишь меня, когда я в последний раз произнесу твое имя. У меня даже нет твоей фотографии, чтобы поцеловать ее. Единственная вещь, которую я от тебя имею, — это маленькая прядь твоих волос, которую я храню, как святыню.
Вот и все. Я не боюсь смерти, но мне тяжело умереть далеко от тебя, не увидев тебя в последний раз.
Прощай навсегда, я люблю тебя».
В восемь часов утра 22 июня 1908 года Николай Феликсович Юсупов был смертельно ранен в грудную клетку. Сердечное увлечение стоило князю жизни: оскорбленный Мантейфель хладнокровно застрелил Николая, дважды стрелявшего в воздух, с расстояния пятнадцати шагов.
Феликс Юсупов описывал этот трагический день так: «Раздирающие крики раздавались из комнаты отца. Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая.
Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».
Николая Феликсовича Юсупова похоронили в родовом поместье Архангельское. Марина умоляла родных Николая о разрешении проститься с любимым, но получила отказ. Потрясенная смертью Юсупова, Марина находилась в ужасном состоянии. Родные отправили ее в женевскую клинику, где она провела несколько месяцев.
Жизнь Марины и Арвида перевернулась: они стали изгоями в обществе. Она — бесстыдная замужняя женщина, погубившая блестящего юношу, он — хладнокровный убийца.
Их развод, наконец, состоялся. Граф Мантейфель оставил воинскую службу, уехал сначала в Латвию, затем во Францию, где и скончался в 1931 году в возрасте 52 лет.
Марина вышла замуж повторно в 1916 году за полковника Михаила Михайловича Чичагова, с которым уехала в Европу. У них единственный родился сын, умерший в младенчестве. Брак Марины и Михаила распался.
На закате жизни Марина Гейден выпустила книгу «Рубины приносят несчастье», изданную тиражом всего 100 экземпляров. Марина Александровна в одиночестве умерла в Монте-Карло в 1974 году на 86-ом году жизни. Письмо Николая Юсупова Марина Гейден хранила как великую реликвию.