За полвека до Салема: как в Хартфорде преследовали «ведьм»

Маленькая Элизабет металась в горячке. «Это виновата Гуди!» — кричала она. А родители нервно вздрагивали. В конце марта 1662 года Джон и Бетти Келли наблюдали, как угасает их восьмилетняя дочь. Все произошло неожиданно: Элизабет захворала, затем у нее начался жар, а потом… видения. И со слов девочки выходило, будто виновна во всем… Гуди из ада.

Гудвайф Айрес была такой же переселенкой из Англии, как и семья Келли. Разница заключалась в том, что Гуди прибыла в Хартфорд, что в Коннектикуте, в возрасте двух лет. А Джон и Бетти приехали, когда только поженились. Обычная история: соседи на одной улице плохо ладили. Семья Келли с опаской относилась к замкнутой молчаливой Гуди. Ну а той совсем не нравились эти «новенькие».

Когда заболела Элизабет – столь внезапно и страшно – убитые горем родители хватались за любую возможность, чтобы объяснить это. Божья кара? Но за что? Они были набожными протестантами, честно трудились, заслужили уважение общины…

Позже в головы родителей закралась тревожная мысль: а не является ли гибель их обожаемой малышки происками темных сил? Тем более, что, покидая этот мир, Элизабет так часто кричала про «Гуди из ада»! «Она смотрит на меня, и мне от этого больно!» — повторяла девочка.

Бетти стояла возле надгробного камня почерневшая и словно ледяная. Она сжимала платочек и была готова рыдать от боли. Муж пытался успокоить ее, но все было бесполезно. В один момент, Бетти всхлипнула и закричала:

— Это виновата Гуди! Она околдовала мою девочку!

Вокруг начали переглядываться. Рядом с Гуди, которая тоже пришла, образовалась пустота…

В чем была вина Гуди? Она была рыжеволосой женщиной с зелеными глазами, она заикалась, несколько раз пропустила по болезни воскресную службу и еще она редко приглашала гостей в дом. Вполне достаточные основания для подозрений.

Харфторд забурлил. Все это выглядело странно, непонятно. Действительно, Элизабет сгорела в три дня. Но с другой стороны… мало ли, как бывает? Однако на Гуди начали смотреть с подозрением. Городок и прежде относился к колдовству с большой неприязнью. 26 мая 1648 года там уже вздернули Элис Янг из Виндзора… Никто не хотел повторения. Но никто не хотел и видеть рядом с собой… ведьму!

Колдовство считалось одним из 12 тяжких преступлений, предусмотренных колониальным правительством Коннектикута в 1642 году. Благочестивые пуритане-колонисты ссылались на библейские отрывки, такие как Исход 22:18 («Ворожеи не оставляй в живых») и Левит 20:27 («Мужчина или женщина, вызывающие духов или волшебники, должны быть… прeданы смерти»).

После случая с мисс Янг еще пятерых жителей Коннектикута постигла та же участь. Но именно в 1662 году в Хартфорде началось настоящее безумие. И начало было положено обвинениями семьи Келли.

Ситуация ухудшилась, когда вскоре после смерти Элизабет Келли набожная девушка Энн Коул внезапно «заболела», сильно тряслась и изрыгала «страшные гневные слова».

«Она была охвачена странными припадками, в которых демон от ее лица вел беседу в течение значительного времени» -записал, трясясь от страха, местный священник.

Придя в себя, Энн Коул обвинила в колдовстве свою соседку, Ребекку Гринсмит. Это была невежественная пожилая женщина, которая не пользовалась уважением. Гринсмит частенько прикладывалась к бутылке и вообще с презрением относилась к порядкам в Хартфорде. А что Гуди?

Ее положение ухудшилось, когда показание против нее дал… ее же собственный муж! Посчитали, что он просто испугался и решил действовать на опережение, чтобы ему самому не предъявили обвинений.

Ребекка Гринсмит, скорее всего, потеряла рассудок после допросов. Потому что она призналась, что одержима демонами. Затем она сообщила, что регулярно встречалась в местном лесу еще с семью другими ведьмами, включая Гуди Айрес, Мэри Сэнфорд и Элизабет Сигер.

А потом подключились соседи: они, дескать, видели, как Ребекка танцевала с другими женщинами в лесу и готовила таинственные смеси в черных котлах.

Вскоре погибла Ребекка. Судили и ее мужа, посчитав его сообщником темных сил (ведь он не стал давать показания против жены, как муж Гуди). А ведь Энн Коул совершенно выздоровела к этому времени! Впрочем, суд такие детали не интересовали… Что касается Гуди, той самой «женщины из ада», то она предусмотрительно сбежала из Хартфорда.

Но земля полнится слухами. Где-то Гуди была неосторожна и рассказала о себе, а может быть, ее родные указали, где она может укрываться. Иными словами, беглянку вскоре доставили домой. И ее побег стал для нее фактически признанием вины. Раз скрывалась, значит, совесть нечиста.

Гуди не удалось выпутаться из этой ситуации, она пополнила список «колдунов», приговоренных в Коннектикуте.

Еще одна женщина, Элизабет Сигер, получила приговор за колдовство в 1665 году, хотя губернатор отменил его в следующем году.

Против Сигер не было вообще никаких улик, если не считать оговора Ребекки. Но охота на ведьм не остановилась на этом, и привела к тому, что Мэри Барнс из Фармингтона, которая общалась с Гуди и заказывала ей пошив белья, тоже получила обвинение в сношении с темными силами и… тоже была казнена.

Родители Элизабет Келли, с которых все и началось, на тот момент ждали появления на свет нового ребенка и уже не участвовали в суде. Они равнодушно взирали на то, как каждый из соседей попадал под подозрение, потому что для них эта история уже закончилась.

К слову, самый последний суд над ведьмами состоялся в Коннектикуте только в 1697 году. За полвека в тех местах было проведено 46 судебных преследований и не менее 11 казней. И это до всемирно известного Салема!

Позже выяснилось, что та самая Элис Янг была наследницей, чье состояние хотели поделить родственники. Они и донесли на девушку. Они и унаследовали после ее смерти все деньги! При детальном рассмотрении становилось очевидным, что людей признавали виновными только на основании чьих-то слов…

Потомки некоторых колонистов, чья жизнь оборвалась в результате этого странного преследования, до сих добиваются посмертного прощения и извинений. Однако Совет штата по помилованиям и условно-досрочному освобождению придерживается политики не предоставлять посмертное прощение. «Мы очистим имена своих предков», — говорят потомки Гуди Айрес. Но пока им это не удается.

Оцените статью