— Кира, забудь, Доронина не приедет – подвела она тебя, — оператор Карюк ходил вокруг Киры, та молча уставилась в одну точку.
— Не понимаю, она же заверила меня, что будет играть. Сказала бы сразу, что ей сценарий не нравится, или роль не интересна – я бы другую актрису искала бы, — Кира обращалась к самой себе. Она не ждала ответа, она его и без того знала.
— Кира, не надо другую актрису – ты сама исполнишь эту роль лучше любой Дорониной, — Карюк по выражению лица Киры видел, что ему получилось достучаться до Муратовой.
Кира еще раз посмотрела на оператора, решительно поднялась с места.
— За работу, — скомандовала она, и работа закипела…
Полоса препятствий
1934 год. Румыния (тогда Бессарабия). На свет появилась дочь инженера Кира. Мать девочки – медик-гинеколог еврейского происхождения. И мать, и отец Киры Коротковой были заняты политической деятельностью.
Они состояли в подпольной компартии, за что в свое время и были оба наказаны. В тридцатых годах родители успели провести некоторое время в тюрьме. Когда Бессарабия стала частью СССР, семья поселилась в Кишиневе.
Самые сложные испытания для Коротковых наступили с началом войны. Тогда Киру и ее маму отправили в эвакуацию в Ташкент. Отец остался и присоединился к партизанам. Его рассекретили и расстреляли.
Война закончилась. Мать и дочь оказались в Бухаресте. Получив пост министра культуры в Румынии, мать смогла обеспечивать юную Киру билетами в кинотеатр на новинки. Сильная, самостоятельная, целеустремленная девочка уже в те годы понимала, кем она хочет быть.
Стоило Кире закончить школу, она получила советское гражданство и направилась в столицу СССР.
В поисках себя
Найти себя Кире удалось не с первой попытки. Почти год она училась в МГУ, поступила на филологический факультет. Через год девушка поняла, что ее тянет к творчеству. Тогда она подала документы во ВГИК.
Удалось поступить на режиссуру с первой попытки. Еще и попала к Макаровой и Герасимову. Остаток жизни Кира будет преданна своему наставнику.
В конце пятидесятых выпускницу ВГИКа отправили работать на киностудию в Одессе. Первые свои картины она снимала вместе с Муратовым (первым мужем).
Сначала была короткометражка, спустя несколько лет полнометражный проект под названием «Наш хлеб». Но лишь третья работа заставила зрителей обратить внимание на талантливую сценаристку.
Особый интерес у публики вызвал фильм «Короткие встречи». Творческое трио Нины Руслановой, Владимира Высоцкого и Киры Муратовой публика приняла на отлично, но у критиков оказалось свое мнение.
Чем же так не понравилась критикам работа? Любовный треугольник партийной служащей и законной супруги геолога и юной девушки показался не отвечающим идеологическим принципам коммунистического государства. Скандал разразился нешуточный. Годами фильм запрещали показывать.
Кстати, изначально в фильме должна была сниматься Татьяна Доронина. Но в тот момент, когда уже все было готово к съемкам, актриса попросту не явилась на площадку. Оператор уговорил Киру саму играть главную роль.
Новый проект «Долгие проводы» постигла такая же печальная участь, как и «Короткие встречи». Вместо поддержки, сотрудники съемочной группы недовольствовали работой Киры, ведь она снимала «неправильные фильмы».
Понять обиды коллектива просто, ведь заработные платы отказывались выплачивать. Еще один проект Муратовой ждал своего часа в архиве.
Снимать по требованию партии Кира не умела и не желала. Она предпочла уволиться, устроиться в музей, библиотеку. Да и не только чиновники, не все зрители готовы были оценить работы, которые демонстрировали эмоции, отношения, переживания, мысли.
Запреты властей стали отличной реклaмной акцией, и «узкий круг зрителей» знакомился с работами подпольного режиссёра. Лишь ближе к концу восьмидесятых годов ленты стали доставать с полок, а Муратова получила признание и снова смогла творить. Теперь, на заре перестройки ее творчество оказалось очень даже востребованным.
К концу семидесятых Кира Муратова начала работать на «Ленфильме» и снова взялась за проекты. Она училась аккуратно обходить цензуру, снимая новые проекты.
В середине девяностых Муратова нашла свою артистку, музу, начав активно сотрудничать с Ренатой Литвиновой. Необычная внешность, манера говорить покорили режиссера.
Гордая Кира
Линия творчества всегда идет рука об руку с душевными переживаниями. Своего первого супруга Кира Короткова встретила еще во время обучения. Отношения с Александром Муратовым развивались стремительно, но расписаться паре удалось с трудом.
В те годы Кира была все еще гражданкой Румынии. Лишь тот факт, что ее мать состояла в компартии, и в придачу была заместителем министра здравоохранения дружественного государства, заставил смягчиться советских чиновников.
Молодые супруги получили комнату в общежитии, через год стали родителями. Вместе с первым мужем Кира прожила десяток лет, а дочь Марьяна стала еще одной ее большой душевной болью.
В начале семейной жизни отношения супругов были гармоничными, они даже работали над совместными проектами. Двум сильным и творческим людям было тесно рядом. Соседи вспоминали, как часто муж и жена ругались из-за разных взглядов на искусство. Да и хозяйкой Кира всегда была посредственной, искусство ее волновало куда сильнее.
Почему Александр и Кира расстались? Никто из них не мог вспомнить даже причины. Зато Муратов говорил, что его жена никогда не стала бы ТОЙ САМОЙ, если бы осталась рядом с ним.
Выживать одной вместе с дочерью было сложно. Кира была настолько гордой, что отказывалась от любой помощи бывшего супруга. Тогда Александр сам на себя подал в суд, чтобы зафиксировали размер алиментов. С работой у Киры в тот период было сложно, а жить на что-то нужно было.
Пройдет молодость и он ее бросит
Пробовать строить личную жизнь снова Кира не пыталась. Художника Евгения Голубенка она встретила в Ленинграде на «Ленфильме». Талант и богатый внутренний мир Муратовой покорил молодого человека, не смущала даже разница в возрасте – в двадцать два года.
Многие были убеждены, что как только Кира начнет стареть, Голубенко исчезнет из жизни режиссера также бодро, как когда-то появился в ней. Вот только они не поняли, что его влек к Кире ее неограниченный талант, а не внешняя оболочка…
Голубенко стал соратником, помогал писать сценарии, был художником в картинах жены. Евгений уверял, что работать с женой одно удовольствие, она не позволяет себе кричать, не устраивает истерик. Не все были с ним солидарны, но отрицать гениальность Киры никто не решался.
Супружеский и творческий тандем подарил публике множество удивительных работ, в том числе «Мелодии для шарманки».
Кстати, многие были убеждены, что отношения с Ренатой Литвиновой у режиссера не только профессионального плана. По этому поводу сама Кира высказывалась достаточно жестко. «Ни с кем я не дружу. Уважаю. Контактирую. Могу поддерживать. На этом всё», — довольно жестко обрывала она все попытки обвинить ее в романе с эпатажной актрисой.
Единственная дочь
Пока отец и мать пытались строить карьеру, времени на воспитание Марьяны у них катастрофически не хватало. Тем временем девочка связалась с плохой компанией и начала употреблять запрещенные препараты.
Зависимость затягивала Марьяну все сильнее. Она начала вытягивать деньги из родительских кошельков, выносить из дома все, что можно было продать (даже дубовый паркет).
Как именно покинула этот мир Марьяна – до сих пор загадка. Одни уверяют, что виновата передозировка. Другие рассказывали, что в невменяемом состоянии она попала в милицию, буянила, и там не рассчитали силу, «успокаивая» девушку.
Кира много раз пыталась помочь дочери, но она была из тех, кто не желал искать выход из проблем… У Марьяны остались два сына, опеку над которыми взяла Муратова.
Бабушка с юных лет снимала Антона и Сашу в своих проектах. Она старалась заменить мальчикам мать и, вероятно, в чём-то испытывала перед ними чувство вины. Свою семью Муратова всегда ценила, но бытовые заботы были для нее настоящим испытанием на прочность.
В последние годы Кира Георгиевна жила в Одессе. Она никогда не любила общение с прессой, а в последние годы практически не появлялась на публике. Круг ее общения сводился к мужу и внукам.
В 2018 году после затяжной болезни режиссер покинула этот мир… Ей было 83 года.