Жанна Болотова: дочь Героя, бывшая жена брата Марины Влади и вдова министра оставила кино в 47, но никогда об этом не жалела

Жанна Болотова — важная и яркая страница отечественного кинематографа. Актриса, чья утонченная внешность могла бы украсить еще множество фильмов.

«Удивительной красоты. Удивительной какой-то внутренней чистоты барышня» — говорили о ней коллеги и друзья.

Она сыграла более тридцати образов в кино. Любовь публики и признание ее мастерства пришли с самого первой дебютной роли.

Будущая актриса родилась в 1941 году в Новосибирской области. Отец с первых дней ушел на фронт. Мать с младенцем на руках пришла работать в госпиталь. С войны глава семейства вернулся со звездой Героя на груди. И сразу же был командирован в Москву на должность военного атташе при посольстве.

Родители по долгу службы частенько находились в разъездах, малышка оставалась с бабушкой, которая и привила внучке любовь к книгам. Жанна много читала и мечтала стать артисткой, несмотря на то, что в их роду никогда не было людей искусства.

Девочка и не думала, что очень скоро судьба ей улыбнется. Еще будучи школьницей, она получила тот самый единственный шанс.

Увидев однажды объявление о наборе массовки для будущего фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон» юная барышня решительно отправилась на киностудию. Правда, к знаменитому режиссеру она тогда так и не попала. Однако там ее заприметил ассистент Якова Сегеля и Льва Кулиджанова и пригласил на пробы картины «Дом, в котором я живу».

Чтобы попасть на съемки, ей пришлось прибавить к своему возрасту два года. Но игра стоила свеч. В первые же минуты 15-летняя девчушка настолько очаровала комиссию своим характером и непринужденностью, что никто не сомневался — перед ними та самая Галя. Яркая, решительная, способная совершать смелые поступки.

Киноленту приняли и полюбили все: и мировые эксперты, и кинокритики, и простые зрители. Это именно тот самый редкий случай, когда звезды сошлись по всем параметрам. Ежедневно на киностудию приходили тонны писем и телеграмм с благодарностью от простых советских людей.

Не обходили вниманием и юную Жанну. Успех стал для нее настоящим испытанием. Несмотря на это, желание стать артисткой никуда не исчезло. Наоборот, только усилилось.

Окончив школу, она решила поступать во ВГИК, хотя сама до сих пор была не уверена в своих силах. Экзаменационную комиссию тогда возглавляли знаменитые педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Девушка волновалась и уже готовилась к провалу, когда легендарный режиссер заявил, что ее дебютная роль засчитывается в качестве прохождения первого тура.

Это был настоящий успех! Дальнейшие этапы счастливая абитуриентка прошла буквально играючи.

После окончания первого курса Болотовой повезло попасть на съемки фильма «Люди и звери». Герасимов сам лично утвердил ее на главную роль. Героиня начинающей актрисы — вновь девушка с характером. И с этим образом она справилась блестяще. Хотя на съемках у нее и возник небольшой конфликт с режиссером.

Жанна почему-то решила, что одна из сцен не соответствует характеру ее героини. И с большим рвением попыталась переубедить Герасимова. Но тот был непреклонен. Они сильно повздорили тогда, но потом нашли компромисс.

А вот второй скандал артистки и маститого режиссера чуть не закончился окончательным разрывом. Сергей Аполлинариевич собирался поставить китайскую пьесу «Седая девушка». В роли главной героини он опять видел свою любимицу.

Однако Жанна отказалась играть в спектакле, ей была чужда и непонятна китайская культура. Ссора зашла настолько далеко, что девушка была готова уйти из института. Однокурсники, в числе которых оказался и Николай Губенко, принялись дружно уговаривать ее, пытаясь примирить с Герасимовым.

После двух недель забастовки рассерженной Болотовой позвонила сама Тамара Макарова, чтобы поговорить «по душам». Вспыльчивая студентка остыла, и размолвка постепенно сошла на нет.

Не просто было и в отношениях с сокурсниками. Жанна была девушкой из обеспеченной семьи, кроме того, любимицей педагогов. Это вызывало зависть и отторжение у многих. Статус дочки дипломата обязывал ее прилично одеваться, отличаться хорошими манерами и общаться с избранными. Выйти замуж тоже должна была за представителя своего круга.

Из-за этого ее считали высокомерной, хотя она никогда такой не являлась. Жизнь распорядилась по иному. Судьба Жанны все же не стала такой, какой ей определили родители и общество.

Молодая и уже популярная актриса никогда не страдала от избытка внимания поклонников. Среди которых особенно выделялся знаменитый бард Булат Окуджава, посвящавший ей стихи и песни. Однако мужчина был гораздо старше своей Музы. Кроме того, имел жену.

Жанне льстило его внимание, но она отказала ухажёру, оставив того в расстроенных чувствах. Созданные им произведения остались лишь напоминанием о безответной любви.

Среди мужчин, претендовавших на сердце девушки, был и Николай Губенко. Казалось, шансов у этой пары нет. Она — советская элита, он — детдомовец из Одессы. Но, как показала жизнь, они были созданы друг для друга.

В начале их отношений возникало немало препятствий и недопонимания. Жанна считала Николая донжуаном, а он ее слишком заносчивой.

Однажды после очередной ссоры Болотова решила навсегда прекратить их общение и с досады выскочила замуж за одного из своих обожателей. Художник Николай Двигубский подходил ей по статусу, имел французские корни и являлся двоюродным братом Марины Влади.

Молодой человек был известным франтом и сердцеедом, дружил со многими представителями столичной богемы, в том числе и с начинающим режиссером Андреем Кончаловским.

Их брак заведомо был обречен на провал. Жанна поняла, что Двигубский ей не интересен, к тому же Николай не оставлял любимую в покое, пытаясь вернуть. Менее чем через год она ушла от мужа.

Губенко с новой силой стал проявлять настойчивость и сделал все, чтобы завоевать сердце Жанны. И судьба подарила им второй шанс. На последнем курсе они возобновили отношения.

После первого неудачного замужества Болотова не торопилась со вторым, решив испытать свои чувства временем. Только после семи лет совместной жизни они расписались без помпезных торжеств.

Это был поистине настоящий творческий тандем. С подачи супруги Губенко поступил и окончил режиссерский факультет ВГИКа. И свою свадьбу они все же сыграли… в первом фильме Николая «Если хочешь быть счастливым».

Незамысловатый сюжет о любви, подвиге и долге перед Родиной был принят зрителями прохладно, но это не повлияло на их дальнейшее творчество. Каждую свою работу Губенко по-прежнему обсуждал с женой. Порой это приводило к ссорам. Но в итоге, остыв, режиссер вносил поправки и изменения, как советовала Жанна.

Помогая мужу, она не забывала и о своей карьере. Ей поступало неимоверное число предложений от режиссеров. Но к их выбору актриса всегда относилась серьезно и придирчиво. Пожалуй, не буду оригинальной, если скажу, что за всю свою творческую деятельность у нее не было ни одной неудачной роли.

Но настоящую Болотову, дерзкую и справедливую Галю из дебютного фильма, но с более мощным потенциалом, кинематографу вернул ее муж — Николай Губенко.

Жанна снялась почти во всех его проектах. Его киноленты отличались житейской мудростью, смыслом, рассуждениями о жизни и человеческих взаимоотношениях. «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Запретная зона» — картины, навсегда вошедшие в золотой фонд советского кинематографа.

Жанна Андреевна, несомненно, обладательница огромного таланта и профессионализма. Но за ее спиной постоянно маячили зависть и пересуды.

В конце 80-х годов она окончательно распрощалась с актерской карьерой, посвятив свою жизнь любимому мужу. Тем более ему требовалась внимание и поддержка. Губенко назначили министром культуры СССР, доверили возглавить театр на Таганке, а после новый – «Содружество актеров Таганки».

Играть на сцене под руководством мужа 47-летняя артистка категорически отказалась. Советский же кинематограф начала 90-х превратился в ожесточенный и безнравственный конвейер, очень далекий от советских стандартов.

Прекрасная, неповторимая, гордая Жанна Болотова, предпочитающая играть душевных и внутренне чистых героинь, не готова была приспосабливаться к новым веяниям. Да и не пыталась. Предложений прежнего уровня уже не было, а соглашаться на проекты исключительно из финансовых соображений она не хотела.

Роль преподавательницы в картине Алексея Балабанова «Жмурки» — это на сегодня последняя роль в ее фильмографии После долгих уговоров актриса согласилась сыграть, несмотря на то, что сценарий ей не понравился. К счастью, ей оказались близки мысли и сущность персонажа, которого она воплотила на экране.

До сих пор нет единого мнения среди критиков и зрителей по-поводу «Жмурок», но Жанна Андреевна ни о чем не жалеет.

После смерти мужа в 2020 году вдова живет вдали от суеты, не бывает на светских мероприятиях и отказывается давать интервью. Народная артистка давно уже не снимается, но благодарные зрители до сих пор помнят эту утонченную, интеллигентную красавицу из хороших и добрых советских фильмов.

Оцените статью
Жанна Болотова: дочь Героя, бывшая жена брата Марины Влади и вдова министра оставила кино в 47, но никогда об этом не жалела
Когда на Лилю обрушилась любовь Маяковского, она уже давно успела потерять супружескую добродетель, о чем Осип прекрасно знал