У Рембрандта была любовь, слава и деньги, но он все потерял в старости.
Саския улыбалась Рембрандту из-под полей соломенной шляпы. Ее глаза сияли от счастья, а волосы были слегка взлохмаченные. Скоро она выйдет замуж за настоящего гения, который к тому моменту был уже самым известным и модным портретистом в Амстердаме.
Рембрандт писал портрет своей невесты спустя всего пару дней после помолвки — в июне 1633 года. 21-летняя Саския была образованной и баснословно богатой. После смерти своих родителей она унаследовала их состояние, поэтому считалась завидной невестой.
В июле 1634 года Рембранд и Саския поженились. Вскоре художник запечатлел свою молодую жену на полотне «Флора». Для этой картины она позировала ему, будучи уже беременной их первенцем.
Супруги были счастливы: у них был роскошный дом, много денег, любовь, молодость. Но их сын умер вскоре после рождения. Рембрандт и Саския были раздавлены горем. Художник спасался своим творчеством, а его муза потеряла вкус к жизни. Ему было невыносимо больно смотреть, как любимая жена переживает потерю малыша.
Спустя время Саския забеременела во второй раз. Она каждый день проводила в предвкушении скорого материнства. Но и второй ребенок прожил совсем мало после появления на свет. Третья беременность протекала тяжело, их новорожденная дочь не прожила и несколько дней. Горе очень изменило Саскию: она больше не улыбалась, все время молчала и, казалось, даже постарела.
Когда в начале 1641 года она объявила мужу, что снова беременна, он уже без прежней радости воспринял это известие. Рембрандт все время жил с мыслью, что и их четвертый ребенок не выживет. В сентябре того же года Саския родила сына, которого назвали Титус.
К тому времени Рембрандт был уже в зените славы. Вскоре он потеряет и свою любовь, и признание, и деньги.
Титусу было около 9 месяцев, когда Саския тяжело заболела. В одних источниках говорится, что у нее был туберкулез, другие же утверждают, что воспаление легких. 14 июня 1642 года жена Рембрандта умерла, не дожив всего пару месяцев до своего 30-летия. Ее не стало, когда гений заканчивал свою самую известную картину — «Ночной дозор».
За несколько дней до своего ухода Саския написала завещание, по которому все ее имущество переходило сыну. Рембрандту же полагались ежемесячные проценты с этого состояния — до тех пор, пока Титус не достигнет совершеннолетия.
По условиям завещания Рембрандт не мог вступить в законный брак снова. В противном случае все наследство получила бы одна из сестер Саскии, а не Титус. Саския распорядилась так, будучи совершенно уверенной, что ее муж никогда не дойдет до нищеты и банкротства.
После ее ухода за маленьким сыном присматривала Гертье Диркс. Между молодой и очаровательной няней и художником завязались близкие отношения. Вскоре она позировала для него, делила с ним постель, а Рембрандт даже не пытался скрыть эту порочную связь. Его друзья были шокированы, когда узнали, что он подарил ей некоторые из украшений Саскии.
Их роман оборвался примерно в 1647 году, когда в доме Рембрандта появилась молодая служанка Хендрикье Стоффелс. Она завладела вниманием художника, поэтому он решил расстаться с Гертье. Рембрандт предложил подписать договор, по которому будет выплачивать ей 160 гульденов в год.
Подумав, она отказалась — слишком глубокой была ее обида. Гертье подала в суд на Рембрандта и обвинила его в том, что он склонил ее к близости под предлогом свадьбы, однако своего обещания не выполнил.
Судебное разбирательство по столь деликатному делу вызвало переполох в высшем обществе Амстердама, а репутации художника нанесло серьезный ущерб. Рембрандт нашел способ обезвредить Гертье. Ему удалось доказать в суде, что женщина была недееспособна, да еще и занималась распутством.
В итоге ее поместили в специальный исправительный дом, который мало чем отличался от тюрьмы. Гертье провела в заточении целых пять лет, ее физическое и психическое здоровье было окончательно подорвано.
После позорного суда 41-летний Рембрандт и 23-летняя новая служанка поначалу скрывали свою связь. Но вскоре художнику надоело прятаться, к тому же Хендрикье забеременела от него, а в 1654 году родила дочь. В обществе разразился невероятный скандал: девушка родила от знаменитого художника, но он на ней так и не женился. А Рембрандт не мог вступить с ней в брак из-за условий завещания Саскии.
Хендрикье предстала перед церковным судом и признала свой грех. Ей больше нельзя было причащаться в храме, а еще она должна была выполнить требование и разорвать отношения с художником. Но Хендрикье осталась с ним.
В тот период от Рембрандта отвернулись все заказчики. Чтобы выживать вместе с сожительницей и двумя детьми, ему приходилось продавать свои творения за копейки. В 1956 году он объявил себя банкротом, а в 1658 году потерял свой дом из-за долгов.
Будучи банкротом, Рембрандт не мог писать новые картины для продажи. Тогда Хендрикье и Титус открыли небольшой художественный салон, где выставлялись работы художника. Его сын и сожительница стали его работодателями.
В мае 1663 года в Амстердаме бушевала чума, которая унесла тысячи жизней. Хендрикье скончалась от болезни в июле того же года. У Рембрандта остались только сын Титус и младшая дочь Корнелия. О былой известности художнику пришлось забыть.
Осенью 1668 года Рембрандт потерял и Титуса, который предположительно тоже умер от чумы. Теперь он жил только ради 14-летней дочери. Его последней и очень пронзительной работой стало полотно «Возвращение блудного сына», которое он писал несколько лет.
4 октября 1669 года, через год после смерти Титуса, Рембрандт скончался. 63-летний великий художник ушел из жизни в забвении и полной нищете. Как и гения Моцарта, его похоронили в общей могиле.
Потеряв свою жену Саскию, Рембрандт постоянно вспоминал ее. Портрет возлюбленной, который был написан сразу после их свадьбы, художник долгие годы никому не показывал. И лишь после ее смерти он дописал картину, добавив к ее шляпке изящное страусиное перо, а в руку вложив веточку розмарина. Розмарин на вечную память об их любви.