«Жене не давал повода для ревности, хотя и целовал Марину Влади». Роли и бездетный брак с турчанкой главного папы СССР. Николай Гринько

Все кто знали Николая Гринько, характеризовали его, как невероятно милого, доброго, благородного, интеллигентного человека и потрясающего актера. Его герои привлекали оригинальной внешностью, внутренней красотой, мудростью и необычайной серьезностью.

Каким-то удивительным образом ему удавалось расположить всех к себе. Режиссерам нравилось с ним работать. Особенно им дорожил и очень любил Андрей Тарковский. Недаром в своей книге «Запечатленное время» о Гринько написал так: «Несуетливая душа — тонкая и богатая…».

Несмотря на безусловный талант, всеобщее признание и умение создавать незабываемые образы, на «родной» студии им. Довженко актера снимали очень редко. К тому же, не предложили ни одной ведущей роли. Совершенно по другому Гринько воспринимали в московских киностудиях, где он сыграл свои самые лучшие и крупнейшие роли.

До сих пор преданные поклонники пишут в адрес Николая Григорьевича замечательные слова: «Лучший папа Карло всех времен и народов! Да и Чеховские непосильные пять пудов любви удалось передать только ему. Уникальный актер! С душой и глазами ребенка.

Таких, увы, больше нет. И вряд ли когда-то будут. Он с экрана столько теплоты людям выплеснул… Жаль, что детей после себя не оставил… было бы не так грустно».

Семья, доблестная юность, выбор профессии

На свет появился в апреле (по паспорту 22 мая) 1920-го года в городе Херсоне (Николаевская губерния, Украинская республика). Отец, Григорий Иванович, изначально служил в Черновецком театре. Позже стал худруком Первомайского передвижного рабоче-крестьянского театра.

Мама, Лилия Броневская, Заслуженная артистка УССР. Некоторое время была ведущей актрисой театра. Далее занимала должность ассистента режиссера в Запорожском театре.

Практически все детство Николая прошло в окружении творческих людей. Это обстоятельство повлияло на выбор профессии: мальчик мечтал пойти по стопам родителей и серьезно готовился к поступлению в театральное училище.

Тем не менее достигнув призывного возраста был направлен в БАО (батальон аэродромного обслуживания) 8-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия. Геройски воевал стрелком-радистом на бомбардировщиках в Великую Отечественную войну.

Возглавлял комсомольскую организацию в полку, участвовал в худ. самодеятельности, руководил офицерским клубом дивизии. А в 1943-м стал членом ВКП(б).

Награжден медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг», «За трудовую доблесть», Орденом Отечественной войны II степени. Имел звание гвардии старшины.

Вернувшись с фронта, решил попробовать свои силы в качестве помощника режиссера в театре им. Щорса (г. Запорожье, УССР), где на тот момент трудилась мама. Параллельно выходил на сцену, учился в театральной студии при Запорожском театре, и вскоре стал ведущим актером.

Позже влился в коллектив Ужгородского музыкально-драматического театра. В середине 50-х Гринько стал худруком Киевского симфонического эстрадного оркестра «Днипро». Много гастролировал по стране с интермедиями.

Так как денег не хватало, выступал на эстраде с придуманными комедийными номерами и подрабатывал конферансье. Неоднократно одаренному актеру советовали пойти в клоуны, но его больше заинтересовала киноиндустрия.

Яркие роли в кино

Несмотря на четырехлетнее вращение в театральной среде, никто из режиссеров не удосужился предложить Гринько маломальскую роль в кино. Хотя непонятно, как можно было не заметить статного актера, рост которого достигал почти два метра?

Наверное, Николай и сам понимал, что нужно брать инициативу в свои руки и отправился на Киевскую киностудию художественных фильмов (с 1957-го студия носит имя О. Довженко).

Первую эпизодическую роль получил в биографической картине И. Савченко «Тарас Шевченко», которая вышла в 1951-м году уже после ухода из жизни режиссера. В титрах фамилию Гринько не указали. Да и последующие пять лет никто не прислал ни одного сценария.

Только в 1956-м его утвердили на две роли: рабочего Сарафанова в картине «Есть такой парень» и начальника станции в ленте «Павел Корчагин».

Узнаваемость ощутил после премьеры х/ф В. Наумова и А. Алова «Мир входящему», сыграв шофера-американца. Фильм завоевал много международных наград, а Николаю Григорьевичу, за рекламу грузовика «Студебеккер», презентовали легковой автомобиль той же марки. Правда шикарная машина к своему хозяину так и не доехала…

Настоящим подарком судьбы было знакомство с Андреем Тарковским. Легендарный режиссер снял талантливого актера во всех своих выдающихся экранизациях: «Иваново детство» (полковник Грязнов), «Андрей Рублев» (иконописец Даниил Черный), «Солярис» (Ник Кельвин), «Зеркало» (мастер Иван Гаврилович), «Сталкер» (Профессор).

Однако мега масштабный успех, слава, зрительская любовь, особенно любовь детей, свалились на Гринько совершенно неожиданно. Сначала благодаря чудесной роли мудрого папы Карло в сказке «Приключения Буратино» (1975, реж. Н. Нечаев).

А потом и благодаря незабываемой роли интеллигентного профессора Громова в фантастике «Приключения Электроника» (1979, реж. К. Бромберг).

Всего же в творческой биографии Николая Григорьевича более 140 разножанровых картин: «Война и мир» (Десаль), «Тени забытых предков» (Ватаг), «Опасные гастроли» (виконт де Кордель), «Сюжет для небольшого рассказа» (А.П. Чехов), «Афоня» (дядя Егор),

«Один из нас» (Келлер), «Пропавшая экспедиция» (Смелков), «Не болит голова у дятла» (Мухин), «Аты-баты, шли солдаты…» (полковник), «У самого Черного моря» (Чехарин), «Тимур и его команда» (полковник Александров), «Тегеран-43» (Ермолин) и др.

Всю жизнь мечтал сыграть отважного Дон Кихота. Но в полной мере воплотить задуманное не получилось. Хотя создать печальный образ рыцаря все же удалось в картине «Приключения в городе, которого нет».

В 1988-м году вышли на экраны две последние ленты с участием прекрасного актера. Это драма «Генеральная репетиция» (директор Орлай) и мелодрама «Предлагаю руку и сердце» (пенсионер Чмутин).

Личная жизнь

О первой жене Николя Григорьевича известно очень мало. Избранница служила в Запорожском драматическом театре. Семейная жизнь супругов протекала довольно спокойно. Периодически им приходилось расставаться, и, наверное, это обстоятельство повлияло на их отношения.

В итоге брак продержался несколько лет. Инициатором развода стал Гринько. Актер признался жене, что встретил другую женщину, без которой не мыслит своей дальнейшей жизни. О своем решении знаменитость ни разу не пожалел, смог создать крепкий союз и безгранично любить свою миниатюрную турчаночку…

С Айше Чулак-кызы, тогда еще совершенно неизвестный Николай Гринько, познакомился в Киеве, возле филармонии. На тот момент он являлся художественным руководителем оркестра «Днипро».

Айше же была студенткой-скрипачкой. Ей предложили играть в оркестре. Она понимала: придется бросить альма-матер. Но предложение показалось интересным и девушка согласилась попробовать.

При встрече никакая искра между 37-летним Гринько и 25-летней Чулак-кызы не пробежала. Симпатия возникла на гастролях, при частых беседах, чаепитии, перекуре в тамбурах поездов.

И все же окончательное сближение произошло в Одессе. На тот момент дружный коллектив собирался посетить оперный театр. Гринько оставался в номере гостиницы, и Айше осмелилась подняться к нему в номер, чтобы узнать: Николай планирует идти, или нет.

Тихонько открыв дверь, увидела спящего худрука. На цыпочках подошла к кровати, а когда наклонилась, Гринько обнял её за шею и поцеловал…

Вернувшись с гастролей, влюбленные во всем признались своим половинкам: актер жене, а скрипачка жениху, с которым была обручена. Понятное дело, свадьба не состоялась. У Гринько тоже дома бушевали «ураганы», но развод он все же получил.

Счастливая семейная идиллия Николая и Айше продлилась тридцать лет. Детей у четы не было. Но эту тему они никогда не затрагивали. Ради своего мужа скрипачка отказалась от карьеры. Повсюду его сопровождала, следила за питанием, оберегала от стрессов и не позволяла заниматься домашними хлопотами.

Супруги обожали друг друга. На них невозможно было смотреть без умиления. Бытовало мнение, что жене актер не давал повода для ревности… хотя и целовал красавицу Марину Влади. Конечно, не по-настоящему, а на съемках картины «Сюжет для небольшого рассказа».

Коллеги видели, насколько трудно было скромному Гринько прикоснуться губами к губам экранной возлюбленной. Однако режиссер требовал правдивых чувств и оператору, после нескольких дублей, удалось запечатлеть нежный поцелуй…

В одном интервью Айше Чулак-кызы поведала, как тихо, во сне ушел из жизни Николай Гринько. Это случилось в киевской больнице 10 апреля 1989-го года. Народному артисту Украинской ССР (других званий, увы, ему не присвоили) исполнилось всего 68 лет. Причиной столь раннего ухода было серьезное заболевание — лейкемия.

Самой же преданной спутницы Гринько не стало в 2013-м году. При жизни эта самоотверженная женщина смогла собрать достаточно крупную сумму (продав драгоценности, оставив кольца от мужа и отца, турецкого поданного), чтобы поставить достойный памятник талантливому актеру, прекрасному человеку, «талисману» А. Тарковского и самому главному папе СССР.

Оцените статью
«Жене не давал повода для ревности, хотя и целовал Марину Влади». Роли и бездетный брак с турчанкой главного папы СССР. Николай Гринько
Карл II — последний из Габсбургов, или Как кровосмешение привело к вырождению целой династии