«Не жаловаться, а приветствовать свою гибель». Чему нас учит декаданс
Эпоха декаданса притягательна: лиловые шелка, терпкие страсти, бессонные ночи, шампанское, танго, стихи. Она возвращается к нам из начала ХХ века вновь и вновь — то в музыке, то в моде, то в минутном настроении…
Наши консультанты:
- Константин Богомолов, имидж-дизайнер, аналитик моды
- Вита Банга, искусствовед
Морали нет, есть только красота!
Декаданс соткан из восхищения красотой увядания и поэзии смерти (в переводе с французского — «упадок»). Он пронизан печалью, ибо «все проходит», миг счастья краток, а самые прекрасные чувства способны принести гибель. Декаденты наслаждаются прекрасным вне зависимости от того, насколько предмет восхищения соответствует нормам морали и нравственности.
- Критик Теофил Готье восхитился его идеей и назвал ее вкупе со всеми «упадническими» стихами Бодлера декадансом. Так волшебное слово прозвучало впервые.
- А через 27 лет Жорис Карл Гюисманс, чиновник французского министерства внутренних дел, который всю жизнь успешно совмещал службу и писательский труд, создал свой шедевр — роман «Наоборот». Герой книги был аристократом, оплакивал закат дворянства, предавался утонченным удовольствиям, наслаждался поэзией времен упадка Римской империи и сокрушался над печальной судьбой латыни — некогда великого языка. Он не желал видеть реальность и создал свой мир, где искусственная красота ценилась выше, чем природная. Роман Гюисманса стал манифестом всех тех, кто остро переживал закат дворянской эры. И постоянно звучавшим в нем словом «декаданс» обозначили целое направление в философии, искусстве и стиле жизни Европы конца XIXвека.
Это было время, когда в моду входил здоровый образ жизни: гимнастика, теннис, спортивные соревнования и велосипедные прогулки. Келлог придумал самую здоровую пищу в мире — витаминизированные зерновые хлопья «имени себя». В домах вспыхнуло электричество, изобрели лифт и телефон, вовсю дымили трубы фабрик, заводов и пароходов.
И как реакция на этот деловой, здоровый, жизнерадостный офисно-фабричный и спортивно-физкультурный стиль возник декаданс — порочно-прекрасный, элегантно-развратный и стильно-болезненный. Декаданс прощался не просто с очередным по счету веком. Он прощался с великой цивилизацией «дворянских шпаг и длинных платьев». Отпускать ее было трудно и жалко.
Чтобы расстаться с нею, потребовалась великая катастрофа — Первая мировая война. Предчувствием ее пронизаны все шедевры декаданса.
Это было время, когда в моду входил здоровый образ жизни: гимнастика, теннис, спортивные соревнования и велосипедные прогулки. Келлог придумал самую здоровую пищу в мире — витаминизированные зерновые хлопья «имени себя». В домах вспыхнуло электричество, изобрели лифт и телефон, вовсю дымили трубы фабрик, заводов и пароходов.
И как реакция на этот деловой, здоровый, жизнерадостный офисно-фабричный и спортивно-физкультурный стиль возник декаданс — порочно-прекрасный, элегантно-развратный и стильно-болезненный. Декаданс прощался не просто с очередным по счету веком. Он прощался с великой цивилизацией «дворянских шпаг и длинных платьев». Отпускать ее было трудно и жалко.
Чтобы расстаться с нею, потребовалась великая катастрофа — Первая мировая война. Предчувствием ее пронизаны все шедевры декаданса.
Да и зачем женщине-цветку ходить? Ее возили в экипажах на балы и доносили на руках до спальни. Ее томную головку венчала огромная широкополая шляпа, убранная гигантскими страусовыми перьями. Она любила лиловые и фиолетовые шелка, отдавала предпочтение мистическому серебру перед мещанским золотом, пользовалась огромным количеством жемчужной пудры.
Женщина-цветок была абсолютно бесполезна с бытовой точки зрения: не работала, посуду не мыла, детей если и рожала, то никогда не выкармливала, не нянчила и не воспитывала, носки мужу не стирала, еду не готовила.
Она отличалась невероятной хрупкостью и не выносила ни света дня, ни тьмы ночной и чувствовала себя счастливой только в сумерках. Очень поэтично изображал таких красавиц художник Альфонс Муха⤵️
Лилии, орхидеи, ирисы, левкои — все усложненное, роскошное, ароматное, с налетом искусственности.
Женщина-вамп: использует и забудет
Декаданс подарил нам образ и женщины-вамп, пришедшей на смену «цветку». Она отличается редкой психологической устойчивостью и приспособляемостью.
«Вамп» получает от мужчин все, что ей нужно — деньги, драгоценности, удовольствия и развлечения, доводит любовников до болезни и до могилы, запросто через них переступает, никого не жалеет и от мук совести не страдает. Она искушена во всех порочных наслаждениях. Мужчины выстраиваются у ее дверей в длинную очередь, томимые желанием отдаться ей и быть съеденными вместе со своим состоянием.
Термин «женщина-вамп» обязан своим появлением звезде немого кино американке Теде Баре⤵️
Теодосия Барр Гутман появилась на свет в Цинциннати в еврейской семье. Папа кроил платья и шил костюмы, мама делала парики. Теда играла в нью-йоркских театрах второстепенные роли, много работала, интриговала, но особого успеха не добилась и уже готовилась сойти со сцены, как незадолго до тридцатилетия ее заметил режиссер Фрэнк Пауэлл.
Она поразила его грубоватой красотой и силой духа, ибо отличалась большим сексуальным и жизненным опытом, практичностью и ясным умом. Фрэнк создал образ «вамп» на основе характера красавицы. Он придумал ей новое имя, выбелил лицо, обвел черной подводкой и без того громадные глаза, убавил возраст на семь лет и сочинил два варианта ее биографии.
Для романтиков — будто бы прекрасная француженка уснула в тени сфинкса у пирамид и зачала Теду от лунного луча. И для прагматиков — в Египте встретились актриса-француженка и художник-итальянец, и Теда явилась плодом страстной любви.
В 1915 году Теда сыграла в его фильме «Уничтожение» роль вампирши, которая соблазняла и губила мужчин. Фильм пользовался бешеным успехом, и в моду вошло новое выражение: «женщина-вамп». Актриса за пять лет снялась в 38 фильмах в ролях великих любовниц — Клеопатры, Саломеи, Кармен. А потом оставила кино и очень удачно вышла замуж за режиссера Чарльза Брабина. Супруги превратили свои дома в Голливуде и Нью-Йорке в модные салоны, где собирали сливки кинематографического общества.
Умерла Теда в 80 лет — женщины-вамп живут долго и счастливо, потому что ничего не берут в голову.
Новый символ искушения
Женщину часто называют змеей-искусительницей. И на картине «Грех» немецкий художник Франц фон Штук изобразил типичную «искусительницу»: полуобнаженную жгучую брюнетку, бледную, черноглазую, а плечи красавицы обвивает гигантский питон породы боа-констриктор⤵️
Эту коварную змею, которая душит жертву в своих объятиях, а потом проглатывает без остатка, декаденты часто сравнивали с женщиной. А модельеры ввели в женскую моду боа — длинный шарф из перьев страуса, названный в честь змеи.
Боа, как и многие иные предметы туалета в стиле декаданс, не обладал никаким практическим смыслом, а всего лишь украшал носительницу и подчеркивал грешную соблазнительность ее натуры.
«Как денди лондонский одет»
Последними великими представителями дендизма были писатель Оскар Уайльд и художник-график Обри Бердслей. Уайльд сам сочинял себе наряды: лимонные перчатки и пышное кружевное жабо, короткие штаны и башмаки с чулками и непременная выкрашенная зеленой краской гвоздика в петлице.
Он в своем лучшем романе создал бессмертный образ Дориана Грея, прекрасного юноши, чей портрет старел вместо него — мечта любого декадента.
Гениальный Обри Бердслей прожил всего 25 лет. Он с семи лет страдал тяжелой формой туберкулеза и каждый миг ощущал дыхание смерти за своим плечом. Поэтому ему было глубоко наплевать на будущее.
И он позволял себе все: экстравагантно одеваться и постоянно носить в петлице увядшую розу, говорить что вздумается, любить сестру не братскою любовью и запечатлевать на бумаге самые смелые эротические фантазии. В век, когда качество художника оценивали по его умению играть оттенками разных цветов, он рисовал черными линиями и делал гравюры.
Он мог прекрасно писать маслом — но не хотел. И первым среди художников взял за основу японский рисунок с его точностью и выверенностью деталей, превращающих даже грубость и непристойность в эстетический шедевр.
Извилистые линии рисунка Бердслея легли в основу орнамента и эстетики стиля ар-нуво. Он иллюстрировал скандальную «Саломею» Оскара Уайльда про безответную любовь Саломеи к пророку и не менее скандальную «Лисистрату» Аристофана. В последний год своей жизни Бердслей ударился в католицизм, стал истово и истерично верующим, каялся в грехах.
Но судьбу не перехитришь, и через год он скончался. Перед смертью просил уничтожить его непристойные гравюры и гравировальные доски, решив, что они неугодны Богу. Но друзья не выполнили его просьбу.
Ах, как они любили!
Любовь приветствовалась самая разная — страстная и платоническая, гетеросексуальная и всякая иная. Ни в одном виде любви декаденты не видели ничего низкого и запретного, главное — чтобы она проявлялась в эстетичной форме. Декаданс позволял утопиться в любом секс-пороке, но непременно — с яркими и сильными чувствами, ни в коей мере не механически — «для здоровья».
Особым шиком считалась жизнь в «тройственном» браке. Причем гаремный вариант «две женщины и мужчина» находили простоватым и пошловатым, отдавая предпочтение союзу «двое мужчин и одна женщина» — в клубке запутаннейших предпочтений и ориентаций.