Жесткая конкуренция Леонида Куравлева и Вячеслава Невинного

Советский кинематограф взрастил не один десяток выдающихся и талантливых актеров с яркой, искрометной манерой игры. В этой когорте не самыми последними стоят имена Вячеслава Невинного и Леонида Куравлева.

Хотя указанные таланты имели разный типаж, но их пути-дорожки частенько пересекались на одних и тех же ролях.

Жанр комедии в кино является самым благодарным. Правда, помимо таланта для этого нужно совсем немного: получить главную роль.

Живет такой парень…

«Черный цвет, а потом будет белый цвет — вот и весь секрет!» — когда-то пели дуэтом Вячеслав Невинный и Леонид Куравлев. Случилось это в 1977 году, когда по мотивам комедии режиссера Гайдая на «Мосфильме» выпустили киноконцерт «Эти невероятные музыканты». При всей наигранности постановки, припев из песенки мог служить фактом биографии обоих актеров.

Старшим по возрасту был Невинный. Он родился в 1934 году, в Туле, в рабочей семье. Еще в школе Слава записался в драмкружок. В 20 лет отправился в Москву, мечтая стать студентом театрального вуза. ВГИК ответил отказом.

Но спустя год удача улыбнулась в Школе-студии МХАТ. Будучи студентом Невинный начал сниматься. Первая роль — милиционер в фильме «Испытательный срок». Увидев себя на экране, Слава испытал шок — насколько отличается его экранный образ от собственного представления. Но со временем к своему коноотражению Невинный привык.

Похожая судьба была и у Куравлева. Родившись в 1936-м в Москве, Леонид осознанное детство провел в Мурманской области, куда была выслана его мать. Вернувшись к окончанию школы в столицу, Куравлев выбрал актерский вуз только потому, что там не было экзаменов по точным наукам.

С первого раза во ВГИК не прошел. У него хватило терпения штурмовать вуз и на второй год, и в 1955-м его взяли на курс Бориса Бибикова.

Вячеслав и Леонид тогда и не подозревали о существовании друг друга. Мало ли молодых актеров учится и играет на сценах театров!? Тем не менее карьера обоих понемногу шла в гору. В 1966-м Невинный «засветился» в эпизоде комедии «Берегись автомобиля».

К тому времени Куравлев, снявшись в мелодраме «Живет такой парень», уже числился в разряде молодых звезд. Но главные роли этих парней были еще впереди.

Впервые их профессиональные пути пересеклись на кинопробах к первому советскому фильму ужасов «Вий». Оба претендовали на главную роль — семинариста Хомы Брута. Картину по мотивам повести Гоголя задумал снять директор «Мосфильма» Иван Пырьев.

Но времени у человека, который на тот момент был больше администратором, нежели режиссером, на это не было.

Поэтому он предложил снять !Вия» двум студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Первая же серьезная задача — подбор актеров — поставила их в тупик.

Всегда второй

По Гоголю, Хома Брут любил выпить и попировать. Отсюда можно предположить, что это был далеко не субтильный человек. Потому чисто внешне на эту роль больше подходил Вячеслав Невинный. Он еще в юности имел лишний вес.

А вот по поводу его актерского таланта комиссия засомневалась. На пробы пригласили и других актеров: Леонида Куравлева и Михаила Кокшенова. Последний, впрочем, тоже не был убедительным. В итоге, был утвержден Куравлев.

«Пробы — это единственная вещь в кино. В этой картине утвердили не Славу, а меня», — вспоминал он.

Сноровка, с которой у Леонида было все в порядке, не раз пригодилась ему на съемках. Ведь благодаря ей он «спас» партнершу по фильму — Наталью Варлей.

«Там есть эпизод, когда она летает в гробу, — рассказывал Куравлев. — Однажды закрутился гроб с Натальей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5-3. Но я находился в той точке, где мне пришлось лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки — и она в них упала. Это чудо. Это тоже Гоголь!»

Вий» стал одним из лидеров советского кинопроката 1968 года, собрав более 32 млн зрителей. И как знать, сыграй в этом фильме Невинный, может быть, его актерская судьба сложилась бы иначе.

Новое пересечение талантов случилось уже через год. Михаил Швейцер решил снять комедию «Золотой теленок» по мотивам одноименного романа Ильфа и Петрова. Еще до проб режиссер видел в роли Шуры Балаганова Леонида Куравлева.

Более того, в образе добродушного и наивного «сына лейтенанта Шмидта» Леонид был весьма убедителен. Но в соответствии с правилами советской киноиндустрии на любую роль должны были пробоваться несколько актеров. Образ Шуры примерили также Александр Потапов и Александр Лукьянов.

Никто до уровня Куравлева не дотягивал. И тут на пробы заявился Вячеслав Невинный. Как позже вспоминал Швейцер, здесь-то у него и закрались сомнения. Таким обаятельным, как у Невинного, Балаганов не был ни у кого. Он будто сошел со страниц бессмертного романа.

К тому в книге проходимец описывался как здоровяк, что больше подходило к внешности Вячеслава. И все же Швейцер утвердил Куравлева. По прошествии лет можно смело утверждать: актерскую работу тот выполнил на отлично.

«Не может быть!»

Наверное, после чреды подобных неудач на пробах у Вячеслава Невинного был повод «точить зуб» на более удачливого коллегу. Но никакой неприязни между ними не было.

Тем более, вскоре судьба свела их в третий раз — на пробах к фильму Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Оба претендовали на роль обаятельного жулика Жоржа Милославского, но были второстепенными кандидатами. А главным был Андрей Миронов.

Правда, когда худсовет посмотрел их пробы с Яковлевым — засомневался. Уж очень интеллигентными выглядели царь и вор-домушник, кого-то надо было «отцепить». Тогда Гайдай «назначил» Жоржем Милославским Куравлева.

Впрочем, его игра оказалась настолько хороша, что никого другого в этом образе невозможно представить. Стоит отметить, что и работа Невинного на пробах пришлась Гайдаю по душе, и он «взял на заметку» московского актера.

Уже в следующую свою картину «Не может быть!» Гайдай пригласил сразу обоих. Она состояла из трех киновелл по мотивам рассказов Михаила Зощенко.

Так уж вышло, что Вячеслав Невинный снимался в одной части (он играл продавца пива и шурина главного героя), а Леонид Куравлев — в другой (жених). Если для Куравлева, уже пребывающего в статусе звезды, работа была просто успешной, то для Невинного — прорывной.

Зритель и сегодня нет-нет да вспомнит его песню из фильма: «Губит людей не пиво, губит людей вода!»

Попав в обойму «гайдаевских» актеров, оба перекочевали в следующий его фильм «Инкогнито из Петербурга». Невинный сыграл попечителя, а Куравлев — почтмейстера. Но картина стала проходной и до рейтингов гайдаевских хитов не дотянула.

Зато советско-финская комедия «За спичками» стала бенефисом Вячеслава Невинного. Здесь внешние данные сыграли в пользу актера. Но на съемки в Финляндии Леонид тоже отправился. Вместе с финскими актерами он сыграл эпизодическую роль крестьянина.

В последний раз пути лицедеев пресеклись в конце 1980-х. Вячеслав и Леонид впервые сыграли в совместных сценах в телеспектакле «Энергичные люди». Тогда они еще не знали, что впереди их ждут трудные времена: развал страны и киноиндустрии, выйти из которого будет суждено не всем.

Оцените статью
Жесткая конкуренция Леонида Куравлева и Вячеслава Невинного
Почему жизнь талантливейшего певца Евгения Мартынова оборвалась в 42 года