Жизнь – это страсть: кино, футбол и пагубная зависимость в судьбе советского актера Александра Фатюшина

Советский актер Александр Фатюшин хорошо знаком не только старшему, но и нынешнему поколению зрителей. Благодаря таланту Александр Константинович с легкостью перевоплощался в самых разных героев. Еще в школьном возрасте мальчик заявил: «Обо мне узнают все!».

Тогда в это мало кто поверил, но впоследствии так и вышло. Его по-прежнему любят зрители, а кинофильмы с Фатюшиным регулярно «крутят» на современных телеэкранах.

Родился Александр Константинович вскоре после Великой Отечественной Войны — в марте 1951 года в простой рязанской семье. Помимо младшего сына, семья воспитывала еще двух детей. В школе у мальчика появилось два серьезных увлечения – футбол и театральное искусство. Будучи совсем юным, Александр играл в составе футбольной команды «Алмаз», а также исполнял разные роли в драматическом кружке.

Именно тогда к Фатюшину пришла решимость – стану актером! Об этом он торжественно объявил семье после получения школьного аттестата.

– Да с твоей фамилией – какая уж слава! – осадила младшего брата сестра.

— Вот увидишь – мое имя будут знать все! – ответил Саша и был прав. Спустя всего несколько лет молодого артиста премируют на Рижском фестивале за игру в к/ф «Весенний призыв». Однако об этом чуть позже.

Определившись с призванием, Александр Константинович поступает в ГИТИС – правда, не с первого раза. Однокурсниками были такие именитые актеры, как Игорь Костолевский и Александр Соловьев.

Окончив ВУЗ, артист поступает в труппу Театра им. Маяковского. Там, помимо первого успеха, он приобретает зависимость от горячительного. Такая страсть едва не стоит Фатюшину нескольких значимых ролей, но на этом этапе актер еще может держать себя в руках. Хотя слухи о его пристрастии уже вовсю гуляют по театру. На что Александр метко отвечает: «Не знаете, что такое пьянство – не судите».

Позже супруга Фатюшина Елена Мольченко расскажет, что алкоголь в какой-то мере оказался спасительным. Если бы не частые возлияния, Александр рисковал угодить за решетку из – за обостренного чувства справедливости. Он был нетерпим к мерзавцам, и мог высказать им в лицо, кто они есть.

Второй страстью Александра — после театра – был футбол. Он сам отлично играл и водил знакомство с именитыми футболистами. А для тех, в свою очередь, актер был своеобразным «талисманом». Ходила легенда: на трибуне болельщиков Фатюшин – жди победы.

Окончив институт, Фатюшин играет свою первую роль в ленте «Три дня в Москве» (1974). Затем, по приглашению режиссера Андрея Смирнова, снимается в к/ф «Осень». Такой задел оказался продуктивным, и через пару лет актер участвует в съемках фильма «Весенний призыв», где играет зарвавшегося деспотичного сержанта Карпенко.

Партнером по съемкам становится бывший сокурсник – Игорь Костолевский. Помимо роли за лучшую мужскую роль на Рижском фестивале, Александр получает признание за отличную игру в тандеме с Игорем Матвеевичем.

Далее следует успешная игра в кинокартине «Гарантирую жизнь» (1977), и множество других ролей.

Но по-настоящему всенародное признание ожидает актера после первого проката культовой ленты «Москва слезам не верит», где Александр Константинович в роли Сергея Гурина, по сути, играет автобиографическую роль – талантливого молодого человека, которого сгубила страсть к пьянству.

Картина вышла настолько успешной, что получила высшую премию кинематографа – Оскар.

Далее Фатюшин снимается как в основных, так и эпизодических ролях:

  • «Ты помнишь»,
  • «Ожидание»,
  • «Быстрее собственной тени»,
  • «Дамы приглашают кавалеров», и т. д.

На съемках к/ф «Россия молодая» актер оказался на грани жизни и смерти. Роль Фатюшина предполагала эпизод казни на эшафоте. Чтобы добиться максимальной реалистичности, было решено снимать эти кадры без каскадера. Веревку, на которой должен быть «повешен» артист, загодя надрезали, но случайностям место везде!

И в пиковый момент она не оборвалась, как ожидалось, а затянулась петлей на шее Фатюшина. Конечно, артисту вовремя помогли освободиться и прийти в себя, но тот день отныне стал для него «вторым днем рождения».

Помимо киноролей, Фатюшин успешно играет на театральных подмостках.

На его счету успешные работы в таких спектаклях, как:

  • «Бег»,
  • «Молва»,
  • «Жизнь Клима Самгина», и т.д.

Говорят, зрители специально шли на спектакль, чтобы насладиться игрой любимого актера.

Даже в 90-е Александр Константинович остается востребованным, сыграв сотрудника КГБ в к/ф «Живая мишень».

Несмотря на популярность и привлекательную внешность, Фатюшин довольно долго ходил холостяках. В восьмидесятых артист серьезно увлекся Ириной Калиновской – женой режиссера. Но уйти от мужа женщина не решилась – уж слишком неблагонадежным ей казался Александр, имевший стойкую тягу к горячительному.

Однако вскоре Александр Константинович знакомится с будущей женой – актрисой Еленой Мольченко. Несмотря на разницу в возрасте и отсутствие детей, брак был гармоничным и счастливым.

Вначале Елена очень переживала из-за отсутствия наследников, но потом смирилась, и нерастраченный материнский инстинкт достался мужу.

Нестабильность девяностых сильно подкосила здоровье актера. Не лучшие времена переживал любимый театр, а затем из труппы уволили супругу. Но по-настоящему разрушительным стал проигрыш горячо обожаемого «Спартака» на матче против ЦСКА в 2003-м году. Жизнь артиста оборвалась 6 апреля 2003 года – случился сердечный приступ.

Последним приютом Александра Фатюшина стало Востряковское кладбище в городе Москве.

Оцените статью
Жизнь – это страсть: кино, футбол и пагубная зависимость в судьбе советского актера Александра Фатюшина
Солнечные мальчики советского кинематографа. Дима Сосновский («Моя натура»)