Травля Александры Захаровой началась практически сразу после ухода из жизни ее отца Марка Захарова. Режиссера не стало в 2019 году.
«Несчастная баба — без мужа, детей, друзей» – с притворной жалостью говорила тогда в СМИ коллега Александры по «Ленкому» Людмила Поргина.
Актрису уличали в алкоголизме и обвиняли в том, что она играет роли не возрасту.
Да, злость на Сашеньку зрела давно, ведь много лет она была неизменной примой в театре отца. Ее предали даже те люди, которые считались друзьями семьи Захаровых и знали ее с детства.
Директор московского Театра «Ленком» Марк Варшавер, взявший на себя обязанности еще и художественного руководителя театра сразу после смерти Захарова, издал приказ о вводе молодых актрис, причем из второго состава, на роли 58-летней Александры Захаровой. Естественно бывшая прима «Ленкома» такого унижения стерпеть не могла и пошла в атаку.
«Театра не стало с уходом отца, театр изменился физически» — говорила в интервью Александра.
Удивительно, но в труппе не оказалось людей, которые захотели бы поддержать Александру Марковну. Наоборот, ее стали обличать в том, что она мешает творческому процессу, раздавая лживые интервью прессе.
Летом 2021 года Захарову убрали из худсовета тетра. Тогда-то и разверзлись врата чего-то очень нехорошего.
В 2022 году Александра Захарова дала интервью Андрею Караулову, в котором сказала, что «Ленком» у ее отца хотели отжать еще при его жизни.
Захарова прямо говорит, что Варшавер сделал из театра подсобное хозяйство и полностью завладел им.
«Завладел театром, сел в это кресло. Вот он (Варшавер – прим. автора) говорит: она хочет быть худруком (имеется ввиду Захарова — прим. автора).
Но дело не в том, что я хочу быть худруком или кто-то хочет, дело в том, что он не может, у него нет никакой репертуарной политики, нет никакой стратегии, он не понимает, что надо, он не знает это, он другой по плоти и крови» — говорила Захарова в интервью Караулову.
Вскоре после этой беседы Андрей Караулов направил письмо в Следственный комитет, в котором рассказал о нарушениях при проведении госзакупок и якобы о попытке Марка Варшавера полностью подчинить театр себе. А затем в «Ленкоме» начались проверки.
И если раньше в интервью действующий директор «Ленкома» редко затрагивал имя Александры Захаровой, даже защищал ее после обвинений в пьянстве, появившихся в СМИ, то теперь все изменилось. Открытый и громкий конфликт между Александрой Марковной и Марком Варшавером принял тяжелую форму взаимных упреков, проклятий и обвинений.
— Это колоссальное предательство. Причем со стороны человека, которого я считал своим родственником. У меня же очень мало родных, их почти нет в Москве. И семья Захаровых были мне практически близкими родственниками.
Хотя Марк Анатольевич как был, так и остался для меня родным человеком, он же не виноват в том, что дочь носит его фамилию. Хотя она этого не достойна. Это сегодня говорю я, который всегда вступался за Александру. Но когда она пошла по всем начальникам просить, чтобы меня сняли с работы, мне это не понравилось.
Каждый из оппонентов обвиняет друг друга во лжи и клевете. А страдают от этого, прежде всего, зрители. Легендарный «Ленком» Захарова перестал быть священным местом творческих открытий и уникальных постановок.
«Ленком» уже давно не производит «событий», громких премьер, обсуждаемых спектаклей. С театром были связаны в основном скандалы, а не творческие успехи, и репертуар держался на старых «народных» хитах вроде «Юноны и Авось», куда настойчиво вводили новых актеров.
В 2021 году была поставлена даже «Поминальная молитва», восстановленный спектакль Захарова 1989 года, который режиссер запретил ставить.
«Я бы заметила, что нынешняя «Поминальная молитва» – вовсе не постановка Марка Захарова. Этот спектакль ставил актер Александр Лазарев, пытаясь копировать шедевр отца. Насколько это получилось – не буду судить. Все решения в театре теперь принимает директор Варшавер», — прокомментировала Александра Захарова.
До сих пор в «Ленкоме» нет художественного руководителя, то есть творческого начала. А есть лишь директор, управленец.
Так что Александру Захарову можно понять. Она помнит театр таким, каким его создал Марк Захаров и его предшественники. За 46 лет через Ленком Марка Анатольевича прошло четыре поколения артистов. И вот, когда Захарова не стало, ее дочь просто выбросили со сцены, как старый, надоевший башмак.
Многие коллеги актрисы говорят, что она сама виновата в сложившейся ситуации и затянувшемся конфликте. Мол, привыкла быть первой, принцессой, но без отца не сумела наладить отношения с коллективом, с которым проработала столько лет. Всегда дистанцировалась от коллектива, вот и стала изгоем.
Да, Александре повезло, она родилась в творческой атмосфере и была единственным ребенком легендарного режиссера. Когда она подросла, выучилась на актрису и пришла в Ленком, в коллективе ее за глаза начали называть Принцессой. Судачили, что, мол, попала она в актерскую среду исключительно благодаря отцу.
Однако не нужно забывать, что Марк Анатольевич первые 10 лет службы Александры в Ленкоме давал дочери лишь роли типа «кушать подано». Это уже потом Александра стала выходить на сцену в главных ролях практически во всех спектаклях Марка Захарова. Ну разве может забыть об этом Александр Збруев, один из старейших артистов труппы.
И главные роли в «Ленкоме» у нее появились только после того, как она громко заявила о себе в кинематографе. Правда, тоже сначала под отцовским руководством. Снялась в его картинах «Дом, который построил Свифт» (Эстер), «Формула любви» (Фимка), «Убить дракона» (Эльза).
Но свою первую, действительно главную роль в кино актриса сыграла в картине режиссера Сергея Ашкенази «Криминальный талант». Александре виртуозно удалось создать образ обаятельной мошенницы Александры Рукояткиной.
Получается, пока отца боялись и перед Сашей заискивали. А теперь можно и отыграться, за все!
Но если бы не имела она таланта, ушла бы в небытие еще лет 20 назад, несмотря на власть папы. Зрителя сложно обмануть, он «голосует» рублем. Не нравится постановка, игра актеров — билеты будут лежать в кассах мертвым грузом. Театр, как известно, коммерческая организация. А на Захарову ходили и платили немалые деньги.
Непонятно почему Захаровой не позволили стать художественным руководителем театра. Уверена, она достойно продолжила бы дело отца. Видимо, директору не нужны помощники. А действующие актеры, которые еще помнят отца Захаровой, уже давно сменили маски и не собираются поддерживать бывшую коллегу.
Как сказал Марк Варшавер: «Хорошо с Александрой Захаровой быть не может, потому что она судится с театром».
Это он о том, что дочь Марка Захарова пыталась отсудить у театра авторские права на его спектакли «Женитьба» и «Фальстаф», «Мкаяна» и «Кулиса».
Суд установил, что исключительное право на спектакли было отчуждено Захаровым при жизни, при этом сам автор заключенные договоры не оспаривал, гонорары по ним получил, подписал акты выполненных работ. Срок подачи исковых заявлений по данному вопросу для Захаровой истек.
Конечно, мы не знаем всей «кухни» «Ленкома». Но со стороны все выглядит так, будто дочь человека, который вывел «Ленком» на очень высокую творческую орбиту, удалили из жизни театра, как только отыграл похоронный марш по ее отцу. Актриса рассказывала, что в день отпевания Марка Анатольевича в его родном театре был устроен банкет.
Год назад народная артистка Александра Марковна посетила 97-й сбор труппы театра «Ленком Марка Захарова». Но место в переполненном зале ей не нашлось. Бывшей звезде «Ленкома» пришлось стоять в дверях.
Что же касается одиночества актриса, от котором так беспокоилась вдова Караченцова, то похоже, что Дочь Марка Захарова после многих лет одинокой жизни открыла сердце для новой любви. Бывшую актрису театра «Ленком» подозревают в романе с многодетным бизнесменом Михаилом Панченко.
Пару заметили вместе на похоронах актера Александра Ширвиндт, где предприниматель не отходил от своей подруги и все время держал ее за руку. Мужчина младше актрисы на десять лет. У него трое детей от предыдущего брака, но с бывшей женой не живет уже несколько лет.