«Зверя родила»

Метнулась девица туда, метнулась сюда. Да разве ж убежишь от князя! Хоть и немолод уже, да ловок еще и силен. Что захочет — то получит. Рыдала бедняжка громко, надеялась, братик услышит да спасет.

Как будто знала, сердешная, что «зверя родит»…

В 940 году родилась в древнем граде во Любиче (ныне Черниговская область) девочка. Отцом малышки был любечанин по имени Малк, посему новорожденную стали называть Малушей.

Был у Малуши старший братец, звали которого Добрыня. Крепкий был парень, плечистый. Сестрицу очень Добрыня любил, оберегал всячески. Побежит Малуша на луг — братец тенью за ней следует; захочет девочка в речке ступни омочить, Добрыня тут же схватит, домой понесет.

Нельзя — утонуть можно. А тут уж Малуше как ни кричи, как кулачками по широкой груди Добрыни ни бей — бесполезно. Силищи богатырской Добрыня был.

Время шло, Малуша росла. К пятнадцати годам превратилась в настоящую красавицу. Казалось бы, пора о муже думать, да, — вот беда — беден был Малк Любичанин и незнатен.

К тому моменту Добрыня уже подался в Киев, да вошел в дружину великого князя киевского Святослава Игоревича.

Добрыня в Киеве устроился, и позвал к себе Малушу. Девушка была представлена самой княгине Ольге, матери князя Святослава.

Княгине Малуша приглянулась, и та назначила любечанку своею ключницей. Ключники в Древней Руси следили за припасами — как за снедью, так и за питьями. Чтобы крысы не добрались, чтобы жадные слуги не потаскали. У Малуши всегда с собой была связка ключей от погребов и чуланов в тереме.

По статусу ключник был человеком полностью зависимым, полным холопом или же тиуном — княжеским холопом или холопкой. Однако же над всеми иными холопами в доме ключник был начальник.

Но не только холопкой была Малуша для княгини Ольги! Еще в 955 году в Константинополе Ольга первой из русских правителей приняла Православное крещение. Ни муж, ни сын, ни подавляющее большинство киевлян не последовали ее примеру.

Малуша также осталась язычницей, но при своей госпоже она получила новую, доселе невиданную должность — милостницы. В обязанности девушки входила раздача милостыни, когда княгиня Ольга выходила к народу.

И все бы так и шло в жизни Малуши, если бы не обратил на нее пристальное внимание сам Святослав Игоревич.

Ох, и приглянулась ключница князю! Сам Святослав был уже не молод и не отличался благородной внешностью. Вот как описывал князя византийский историк X века Лев Диакон:

«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой.

Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким.

В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой».

Некрасив был «Сфендослав», но как могла молоденькая ключница князю-то перечить? Захотел государь — и стала Малуша его наложницей, рабыней. И это при живой жене князя, от которой у Святослава было двое детей — Ярополк и Олег.

И никто не помог Малуше, ни княгиня Ольга, ни любимый брат, такой сильный, что быка мог ударом кулака свалить.

В конце 956 года понесла Малуша. Через несколько месяцев об этом узнала княгиня Ольга и обвинила в случившемся ключницу. Князь Святослав находился в длительном военном походе, так что заступиться за Малушу было некому.

Разгневанная княгиня сослала ключницу в село Будятино, которое, согласно летописи, Ольге и принадлежало.

В селе к Малуше относились настороженно. Сказывали, что старуха местная, которую считали ворожеей, предсказала:

«Зверя родит!».

Но родила Малуша совсем не зверя, а очаровательного светловолосого мальчика. Назвала Владимиром. В Никоновской летописи о рождении у Малуши сына сказано следующее:

«Володимеръ бо бѣ отъ Малки, ключницы Олгины; Малка жъ бѣ сестра Добрыне, — и бѣ Добрыня дядя Володимеру; и бѣ рождение Володимеру въ Будутине вѣси, тамо бо вгнѣве отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородицы».

Вскоре о том, что сестра родила от князя узнал Добрыня. Тут же прискакал в Будятино. Забрал мальчика, увез в Киев, в княжеский терем.

Княгиня Ольга, взглянув на малютку, растрогалась и оставила внука при себе. Как подрос княжич, его воспитанием занялся дядя Добрыня.

Да, Добрыня! Силен был старший дружинник князя, за что впоследствии стал прототипом былинного богатыря Добрыни Никитича:

«Да три года жил Добрынюшка да конюхом,
Да три года жил Добрынюшка придверничком,
Да три года жил Добрынюшка да ключником,
Ключником, Добрынюшка, замочником,
Золотой де казны да жил учетчиком».

Судя по этому древнему тексту, при княжеском дворе Добрыня начинал с еще более низших должностей, чем его сестра Малуша.

Но вот, в отличие от былинного Добрыни Никитича, реальный Добрыня Малкович был человеком с душой темной. Озлоблен был Добрыня из-за своего низкого происхождения. Это в скором будущем проявилось.

В 972 году в устье Днепра в схватке с печенегами пал князь Святослав. Тут же между его сыновьями, рожденными от разных матерей, началась усобица — первая среди Рюриковичей.

Великим князем Киевским стал Ярополк Святославич, у которого была невеста — красавица Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода.

Владимир, которому в 975 году исполнилось 19 лет, после смерти отца стал князем Новгородским. Воспитанный Добрыней как настоящий воин-варяг, Владимир вскоре захотел все, чем владел его старший брат — и престол Киевский, и невесту Ярополка:

Между братьями с самого начала сложились довольно непростые отношения. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались гораздо чаще, чем следовало бы это делать.

Позднее отсутствие взаимной симпатии и доверия между братьями сыграло с ними роковую роль. Амбиции наставников только усугубили разлад, наметившийся еще в их детских душах и с возрастом становившийся все сильнее. — К. Богданов.

Узнав, что Ярополк замыслил жениться на полоцкой княжне, Владимир брата опередил и самолично приехал в Полоцк свататься. Рогнеда сама дала ответ князю:

«Не хочу розути робичича».

«Робочич» — это значит, сын рабыни. Таким образом, полоцкая княжна дала понять новгородскому владыке, что он ей — не ровня. Владимир всего лишь сын наложницы, рабыни, тогда как Рогнеда — дочь Рюриковичей как по отцу, так и по матери.

Дядя Владимира, княжеский воевода Добрыня Малкович, узнав об ответе княжны, пришел в неистовство.

Согласно «Лаврентьевской летописи», дядя приказал племяннику:

«Быть с ней перед отцом ее и матерью».

Владимир послушался дядю. Собрав мощное войско из новгородцев, варягов, чуди и кривичей, князь захватил Полоцк, устроив в городе резню.

Князя Рогволода и княгиню по приказу Владимира вывели на крепостную стену, после чего князь исполнил завет своего дяди Добрыни.

Совершив черное дело, Владимир выхватил меч и убил отца и братьев Рогнеды. Выходит, права была ворожея из Будятино — зверя родила ключница Малуша!

Княжну Рогнеду князь забрал в Новгород и сделал своей наложницей.

В 978 году Владимир захватил Киев после того как Ярополка предал его воевода Иона Ивещей Блуд. Брата Владимир не пощадил: дружинники подняли Ярополка на мечи.

Став князем, Владимир решил взять Рогнеду в жены, при том, что у великого князя уже была супруга — некая гречанка. Рогнеда под именем Горислава стала второй женой Владимира, затем, как язычник, он женился еще на нескольких женщинах. Наложниц же у князя, судя по летописи, было бессчетное количество.

Рогнеда родила Владимиру трех дочерей и трех сыновей, среди которых был Ярослав (будущий Ярослав Мудрый).

Жизнь в браке с Рогнедой казалась благополучной, и постаревший Владимир решил, что старые обиды забыты.

Князь ошибся: в 987 году княгиня пыталась заколоть Владимира кинжалом. Государю чудом удалось отбиться и выхватить у разгневанной жены оружие.

Князь хотел тут же убить Рогнеду, но вбежавший в опочивальню с мечом 9-летний Изяслав встал между матерью и отцом.

Теперь Владимир должен был сразиться с сыном, убить его, и уже затем расправиться с княгиней. Князь на такое зверство не пошел.

Судьбу Рогнеды решал совет киевских бояр. Решение совета было следующим:

«Не убивай её ради дитяти сего, но воздвигни отчину отца её, и отдай ей с сыном твоим».

То есть, бояре предложили Владимиру восстановить уничтоженное огнем и мечом Полоцкое княжество, сделать Изяслава князем, а его мать — регентом.

Владимир, подумав, так и поступил. Изяслав с Рогнедой отправились в Полоцк, остальные же дети остались при князе.

Так возникла полоцкая ветвь Рюриковичей, считавших себя потомками Рогволода.

Владимир, изгнав любимую жену, жил «блу дно».

Со временем, однако, такая жизнь князю надоела, и в 988 году он окрестился сам и окрестил Русь. Дальнейшая жизнь Владимира была благодетельна настолько, что потомки признали его Святым.

А что же Малуша, забытая по ходу повествования? Забыта она отнюдь не случайно: после того, как маленького Владимира у ключницы забрали и перевезли в Киев, след Малуши полностью теряется в истории.

Оцените статью