98 лет в тени: одна из самых загадочных и закрытых актрис отечественной сцены Юлия Борисова

Уникальная актриса, отдавшая Театру им. Вахтангова более 70 лет жизни. В свои 98 лет Юлия Константиновна Борисова все так же состоит в труппе театра. Востребована и любима публикой.

Увидев артистку хоть один раз, никогда не забудешь её голос, темперамент и женственность. К сожалению, она сыграла всего 3 роли в кино. Но и этих образов достаточно, чтобы зрители запомнили и полюбили её навсегда. Ведь не всем посчастливилось увидеть Борисову на сцене театра.

Юлия Константиновна никогда не давала и не дает интервью. Ей достаточно знать, что зрители видели и слышали все о ней со сцены. На протяжении всей своей жизни она никогда не изменяла своим принципам и заслужила право называться одной из самых загадочных и скрытных актрис.

Начало пути

Коренная москвичка Юлия Борисова всегда знала, что станет актрисой, несмотря на то, что выросла в семье, где никто не занимался искусством. Ее решение пойти в театральное училище поддержала только мать. Все остальные отнеслись к этому выбору скептически.

После успешной сдачи вступительного экзамена вчерашняя выпускница стала студенткой легендарной «Щуки». Борисова ничем не отличалась от других девушек на курсе.

Но роль Наташи Ростовой в студенческом этюднике заставила заговорить о талантливой актрисе не только в училище, но и в театре имени Вахтангова.

Уже на втором курсе Юлию приняли в коллектив театра. На протяжении всей жизни она не меняла место работы и выступала на его сцене в качестве Примы. Режиссеры хотели видеть Борисову в своих постановках, а драматурги писали пьесы специально для нее.

Театр

Она легко играла светских львиц и простых девушек. Ей были подвластны и комедии, и драмы. После премьеры спектакля «На золотом дне» в середине 50-х годов о ней заговорили как о бриллианте театральной сцены. Эта постановка стала визитной карточкой театра на долгие годы.

Обладая незаурядными актерскими способностями, Борисова собрала в себе все прекрасные качества настоящей ведущей актрисы театра.

«Турандот» с участием Юлии Константиновны можно смотреть бесконечно! Как жаль, что не так уж много осталось записей спектаклей с ее участием.

До сих пор многие из нас помнят неповторимый голос артистки, чарующий и завораживающий, когда ее Мария в «Конармии» говорит Константину, которого сыграл Михаил Ульянов:

Вся дивизия на тебя любуется, когда ты в красных штанах с серебряными лампасами на кривых ногах на коня садишься!

Ну а спектакль «Варшавская мелодия» — просто непревзойденный шедевр в исполнении замечательной актрисы, также в паре с Михаилом Ульяновым. Его можно смотреть и сегодня. Он до сих пор не утратил актуальности.

Кстати, Ульянов, долгое время игравший с актрисой, так отзывался о ней:

Такую актрису, как Юлия, называют «звездой», но она не звезда, она — огромная планета.

А как эффектно в спектакле «Антоний и Клеопатра» он целовал ей ножки!

Нужно отметить, что Юлия Борисова никогда не ссорилась со своими коллегами, которые считали ее добрым и интеллигентным человеком. О ее бедах и проблемах не знали ни вахтанговцы, ни зрители. Что бы ни случилось, она ни разу не отменила спектакль, даже когда ей сообщили о смерти любимого мужа.

Она живет так и сегодня: замкнуто, отстранённо, не давая интервью и не произнося ни единого лишнего слова. Как человек актриса очень закрыта и принципиальна.

В актерской среде Юлия Константиновна всегда оставалась независимой, никогда не устраивала «игру на публику с заламыванием рук», не появлялась в каких то сомнительных передачах на телевидении или радио. Можно сказать, она полностью изолировала себя от журналистов.

Кино

Как жаль, что с кино у актрисы не получилось. Свой первый опыт Борисова сочла неинтересным и решила, что обойдется без этого вида искусства. По ее словам, она отказалась сниматься, потому что не могла видеть перед собой глаза зрителей. Только театр давал ей такую возможность.

Она отказывалась от всех заманчивых предложений. Но в 1958 все же согласилась сыграть в картине Пырьева «Идиот». И не прогадала. Её Настасья Филипповна — шедевр на все времена.

Да, находились такие, кто говорил, что у нее своеобразный голос. Но со временем люди поняли всю прелесть её необыкновенной интонации и приняли её. Её красота и грация вкупе с необыкновенным голосом производили просто чарующее впечатление.

Сейчас трудно представить Настасью Филипповну в ином обличье. Хотя мы видели и другой вариант. Но именно облик этой актрисы стоит перед глазами.

Следом за «Идиотом» была главная роль в фильме «Советский посол». Ее согласия на участие в этой картине добивались сразу два режиссера, и она сдалась.

Конечно, фильм был политизирован в соответствии со временем, но Борисова была в нем просто великолепна. Пожалуй, соглашусь с мнением большинства и скажу, что повторить её роль Александры Коллонтай сегодня мало кто сможет, такие самородки, как Борисова, рождались и обучались только в Советском Союзе. Какая грация, сколько достоинства во взгляде.

Личная жизнь

С Исаем Исааковичем Спектором актриса познакомилась в своем родном театре, где он работал заместителем директора. Серьезная, немногословная актриса сразу привлекла внимание мужчины. И, несмотря на девять лет разницы в возрасте и неудачный опыт семейной жизни, Исай стал ухаживать за Юлий. Она ответила взаимностью.

Борисову привлекла любовь этого человека к своей профессии, целеустремленность и опыт. Его поддержка и советы помогали ее творческому развитию в дальнейшем.

Актриса прожила с мужем 25 лет, а после его ухода не захотела снова выходить замуж, несмотря на то, что была еще относительно молода и имела предложения от поклонников.

Свою семью она создавала мудро и умело. У нее никогда не было семейных неурядиц. Все ее близкие знали, что она ставит семью на первое место. А сама она умело разделяла свою профессиональную и личную жизнь.

Единственный сын Борисовой Александр работал в Министерстве иностранных дел. Две его дочери подарили народной артистке пятерых правнуков. Только о них Юлия Константиновна может говорить бесконечно.

Оцените статью
98 лет в тени: одна из самых загадочных и закрытых актрис отечественной сцены Юлия Борисова
Любой ценой не допустить мезальянса…