Старику на потеху

«Дочери моей пятнадцать лет было! Она его крестница. Даже это не остановило! А как натешился, вернул ее в отчий дом опозоренную!», — бушевал Кочубей.

— Неправда, батенька, я сама, сама с ним сбежала! – твердила гордая красавица. Она клялась, что не тронул ее Мазепа, что целый год берег ее, дожидаясь, что родитель смилуется и позволит им обвенчаться.

Пятнадцатилетняя Матрена Кочубей, дочь генерального судьи Василия Кочубея, влюбилась в шестидесятипятилетнего гетмана Запорожского, своего крестного отца.

«Очародействовал!», — в отчаянии рыдала мать, да разве ж это не против законов божьих и людских, свататься к собственной крестнице. Неужто позабыл Иван Степанович Мазепа ради любви к девчонке несмышлёной всю давнюю дружбу с семейством Кочубей? Не только желая дочери счастья, злословила матушка Матрены. Когда-то она сама была молода и чудо как хороша, и Мазепа ухаживал за ней, так что примешивалась ревнивая женская обида.

Всегда послушную и смирную Мотрю, как ее называли в семье, стало не узнать. Твердо отвечала она отцу и матери, что любит гетмана, что не имеет для нее значения разница в возрасте. Мазепа герой, и она за честь почитает, что такой человек обратил на нее свое внимание.

Несмотря на почтенные свои лета Мазепа сохранял моложавость и стройность. Усы носил на польский манер, в речах был рассудителен и в поступках тверд.

«Старику на потеху не отдам дочери!», — твердо стоял на своем отец.

Сердитая мать запирала несносную в чулане, отбирала платье, сажала под замок. Как-то вечером передали ей записочку от гетмана. Оба надеялись, что после побега отцу ее не останется ничего, кроме как дать согласие на брак, дабы сохранить семейную честь. В приданое любимой Мазепа положил огромные деньги, десять тысяч золотых. В условленном месте ждали девушку сани.

Сердце колотилось бешено, Матрена сама поверить не могла собственной смелости и решительности. Сани привезли ее в гетмановский дворец, где уже приготовлены были уютные комнаты и ждали красавицу щедрые подарки.

Воистину, когда Господь хочет наказать человека, лишает его разума. Получив Матрену, Мазепа вдруг осознал, что никогда не сможет назвать ее венчаной женой, а враги не преминут донести о похищении юной девицы царю Петру.

Целый год жила Матрена в гетмановском дворце, словно одалиска в серале. Иван Степанович Мазепа оберегал ее от чужих глаз, готов был исполнить любую просьбу и желание, да только вот сделать законной женой не мог.

В знак примирения и дружбы Мазепа вернул Матрену в отчий дом. Он продолжал любить ее и писать страстные послания, но надежд на счастливое воссоединение почти не оставалось. Хотя Мазепа в письмах и убеждал Кочубеев, что не тронул их дочь и сберег ее честь, родители были уверены, Мотря порченая, кто теперь возьмет такую замуж. Встретили они ее неласково и посадили под замок, а девушка ругалась, плевалась и даже бросалась на них с кулаками.

— Околдовал, как есть околдовал, — причитала матушка, печальная такой перемене в дочери.

Жажда мести овладела Василием Кочубеем.  Посылал он царю Петру I доносы на гетмана, обвинял в тайном союзе со шведским королем.

Но государь наветам не поверил, заподозрил, что недоброжелатели имеют тайный умысел и потому стремятся разрушить его союз с укринским гетманом. Кочубея и его соратников приказано было допрашивать с пристрастием, и заговор вскрылся. После дознаний Петр передал Василия Кочубея в руки Мазепы, дабы тот сам вершил правосудие. Гетману ничего не оставалось, как вынести бывшему товарищу и отцу любимой смертный приговор.

С тех пор Матрена Кочубей выплакала все глаза. Коралловые уста потеряли свой цвет, румянец не расцветал на щеках. Винила она себя и в ссоре Мазепы с Кочубеями, и в гибели отца. Будто пелена спала. Разве было какое-то счастливое будущее у ее запретной любви, ведь Мазепа был ее крестным.

Что осталось от былой любви, только колечко на пальце. Бриллиант сиял в свете свечи, переливался искорками. Матрена стянула подарок Мазепы с пальчика. Время свое проводила она в молитве, а узнав, что Иван Мазепа подался на сторону шведского короля Карла и пошел против государя, она и вовсе попросилась в монастырь.

После поражения под Полтавой гетман Иван Степанович Мазепа бежал в Турцию, и там, на чужой земле, потерявший всё и лишившийся всего, он скончался от болезни.

Оцените статью