Вспомни, что ты женщина!

Подошедший к остановке автобус оказался полупустым, и Лида с удовольствием села на свободное сиденье. Сегодня в районе города, где находился её офис, произошло аварийное отключение света, всех сотрудников отпустили домой. Ещё только четвёртый час дня, а на город уже опускались ранние зимние сумерки.

Каждый день она ехала на работу и с работы в темноте, в переполненном автобусе, а сегодня, о, чудо, она даже сидела.

Напротив неё расположились две пожилые дамы. Обе ухоженные, чистенькие. Одна в кокетливой шляпке, а вторая без шапки, с красиво уложенной причёской. Наверное, недавно из парикмахерской. И глаза у обоих ясные, живые.

— Сын завтра приезжает. Не виделись три года. Вот и привела себя в порядок. В Европе даже пожилые женщины следят за собой, красятся и одеваются модно, — продолжая начатый ранее разговор, сказала та, что с причёской.

— А… — протянула её приятельница. – Не холодно без шапки? Смотри, не заболей.

— Сплюнь. Нельзя болеть, сын всего на неделю приедет.

— А где тебя подстригли так хорошо? У меня юбилей через два месяца, тоже причёску хочу сделать. Невестка Нинка обещала зал в ресторане заказать.

— Сейчас скажу. Там два мастера, так ты просись к Зое. Она и подстрижёт, и волосы покрасит, сделает из тебя молодуху, — женщина с причёской хихикнула и бросила быстрый взгляд на Лиду.

Лида попробовала представить, как она выглядит в глазах попутчиц. Одежда удобная, немаркая: чёрное пальто, черные брюки, серая шапка, из-под которой выбиваются тоже серые волосы. Так себе зрелище, ничего примечательного. Как раз, чтобы по утрам штурмом брать автобус, а вечером возвращать домой в час пик.

Не удивительно, что мужчины давно не бросают на неё заинтересованных взглядов. Она, конечно, замужем, но и муж давно не делает ей комплиментов. Они вообще почти не разговаривают. После работы она занимается домашними делами, которые никогда не переделаешь, помогает дочери с уроками… А муж за компом сидит весь вечер, а то и до утра, делает левые заказы. Не пьёт, не гуляет, деньги зарабатывает. Некогда ему разговоры разговаривать.

Дома она тоже предпочитает удобную одежду в виде спортивных брюк и футболки. Чего обижаться, что муж лишний раз на неё не взглянет? «Вот так и уходит любовь. Жизнь состоит из мелочей, которым мы почему-то не придаём значения, — подумала Лида. — А пожилая женщина прическу сделала ради сына…»

— Вот сейчас будет остановка, выйдешь, пройдёшь два дома назад и увидишь парикмахерскую, — услышала Лида.

Автобус как раз стал притормаживать. Времени на размышление не было. Поддавшись какому-то импульсу, Лида встала и пошла к выходу. Автобус дёрнулся, и она случайно задела кого-то.

— Женщина, осторожнее, — раздался за спиной недовольный женский голос.

Лида вышла, автобус с шумом захлопнул двери и уехал.

Женщина! А раньше её называли девушкой. Неужели она так плохо выглядит? Ей всего тридцать семь!

Она прошла назад и увидела невзрачную вывеску «Парикмахерская» над дверью. Лида потопталась в нерешительности, но всё же решила зайти, посмотреть, раз уж пришла. Она вошла под мелодичный перезвон колокольчиков. Навстречу ей вышла женщина лет пятидесяти.

— Вы по записи? – спросила она.

— Нет, я только спросить, — неуверенно произнесла Лида. – Можно записаться на стрижку к Зое?

— Я свободна. Могу принять вас прямо сейчас.

Лида вдруг растерялась. Она была не готова прямо сейчас стричься, вообще жалела, что вышла из автобуса, уже была бы дома… Потом подумала, что завтра вряд ли отпустят раньше с работы, а вечером она уже никуда не пойдёт. Не успев додумать мысль, Лида услышала свой голос:

— Согласна.

— Раздевайтесь и проходите, — сказала мастер.

Лида повесила пальто на вешалку и вошла в ярко освещённый зал с единственным креслом.

— Как будем стричь? – спросила Зоя, пока Лида усаживалась в кресло.

— Просто подрезать длину. Вот так. – Лида провела указательным пальцем чуть пониже плеча. – А покрасить волосы можно? Чуть поярче.

— Конечно, — сказала Зоя и отошла от кресла.

Под ярким светом ламп по краю зеркала лицо Лиды выглядело бледным, стали заметны все изъяны кожи и морщинки вокруг глаз.

«Может, сбежать, пока не поздно? Не надо было приходить!» — в панике подумала Лида.

— Знаете, я… — промямлила она, когда Зоя снова подошла к ней.

— Мне кажется, вам пойдёт вот этот тёплый оттенок. На волосах будет выглядеть светлее, чем на образце. – Мастер развернула перед Лидой каталог с образцами оттенков.

Лида согласилась, ругая себя, что не может просто взять и уйти. Она всегда боялась обидеть человека. Зоя вышла и вскоре вернулась с плошкой с тёмной краской. Лида испуганно прикрыла глаза.

Она стала думать о Марке. Заметит ли он? Раньше он был очень внимательным, всегда делал ей комплименты. Как он любил её! Она вспомнила свадьбу, каким восторгом горели его глаза. Казалось, так будет всегда. А теперь… Когда они последний раз смеялись, что-то обсуждали, откровенничали? И не вспомнить. Некогда.
Всё изменилось после рождения Светки. Марк уставал на работе, а она сидела дома с ребёнком, было неудобно просить его о помощи.

Когда вышла из декрета, так всё и осталось, вся домашняя работа была на ней. Сама так приучила мужа, нечего жаловаться. Она и не жаловалась. После работы стояла у плиты, мыла посуду, помогала с уроками Светке, гладила… Так живут все. Марк работает даже дома. Он сидит до ночи у компьютера, зарабатывает деньги халтурой, не пьёт, не гуляет, грех жаловаться. И всё же…

Она и не заметила, как превратилась в женщину. Не в ту, которую уважают и превозносят, а в оскорбительно–пренебрежительном смысле, указывая на возраст.

— Пойдёмте смывать краску, — позвала Зоя.

Лида пересела в кресло у раковины, откинула назад голову и прикрыла глаза. Мастер нанесла шампунь, стала подушечками пальцев приятно массировать голову. Все мысли тут же вылетели из головы.

Потом она снова пересела в кресло перед большим зеркалом, стараясь не смотреть на себя.

«Только бы не стало хуже, а то впереди Новый год. Мы снова поедем к Борису, другу Марка со школы. У него двухэтажный дом за городом. Они с женой каждый год ставят живую ёлку до потолка. Если она будет плохо выглядеть, Ирка не промолчит. Много раз замечала, как она строила глазки Марку.

И каждый раз обязательно говорит, как хорошо жить в собственном доме. Кто бы спорил. Но у Бориса с Ирой нет детей, а у нас Светка. Мы оба работаем, кто её будет отвозить в школу и забирать? А ещё у неё танцы и художественная школа. Значит, нужна машина, а лучше две…

Борису дом достался от родителей, и квартира в городе, и машина… Это Ирка от злости, что нет детей, нахваливает свою жизнь…»

В какой-то момент Лиду потянуло в сон. Она почувствовала, как голова клонится на грудь… Встрепенулась и открыла глаза. Из зеркала на неё смотрела другая Лида. Каштановые волосы с чуть розоватым отливом обрамляли тонкое лицо, закругляясь на концах. Казалось, их стало гораздо больше. Даже глаза стали более выразительными.

— Ну как? Нравится? – спросила мастер, поймав в зеркале взгляд Лиды.

— Очень, — выдохнула она. — Вы волшебница. Даже не ожидала. Сколько я вам должна?

Зоя улыбнулась и назвала сумму. Лида не рассчитывала, что получится так дорого, но за красоту нужно платить. Нет, не так — красота требует жертв. И Лида без сожаления расплатилась с мастером. Ей хотелось расцеловать её.

— С наступающим Новым годом! Приходите ещё, — пригласила напоследок Зоя.

— Обязательно! – пообещала Лида, скорее себе, чем Зое.

Она не ожидала, что простая стрижка так преобразит её. «Давно надо было покрасить волосы. Совсем перестала заниматься собой. Да и когда? Утром вскакиваешь, готовишь завтрак, будишь Светку… Марк вечно не может найти то галстук, то носки…

Некогда в зеркало посмотреться. Успеть бы одеться и бегом на работу, штурмом брать переполненный автобус. Всё на бегу, не до красоты. Нет, надо что-то менять. Я ведь женщина! А не ломовая лошадь…» — думала Лида по дороге домой, провожая взглядом переполненные автобусы.

Она зашла в магазин и купила продукты. Стоя в очереди в кассу, поймала на себе заинтересованный мужской взгляд. Чувствуя себя боле уверенной, Лида невольно расправила плечи.

— Я дома, — объявила она, войдя в квартиру.

— Угу, — ответил Марк, не отрывая взгляда от экрана ноутбука.

— Всё, как всегда, — сказала Лида и пошла переодеваться в Светину комнату.

— Мам, помоги с задачей, — попросила тут же дочь. – Вау! — одобрительно воскликнула она. – Ты клёво выглядишь!

— Не кричи, — заговорщически попросила Лида, глядя на дверь. — А с задачей иди к папе, он у нас гений математики.

— Он занят, — заныла дочь.

— Я тоже. Вы есть хотите? Тогда я пошла готовить ужин.

Через некоторое время в кухню вошла Света.

— Мам, учительница сказала, что завтра последний день, когда нужно сдать деньги на театр.

— Спроси у папы, у меня нет денег. И позови его ужинать, — ответила Лида.

— Ты издеваешься? Я работаю, а ты посылаешь её ко мне со всякой ерундой! – В кухню влетел взбешённый Марк.

— Я тоже устала. Она и твоя дочь, помнишь? Ты математик, а я гуманитарий. Садись ужинать, — невозмутимо сказала Лида.

Муж послушно сел за стол. Лида налила в чашки чай и поставила перед мужем с дочкой.

— Я готовила, а вам мыть посуду. Думаю, это справедливо, — объявила она и вышла из кухни.

Лида включила в комнате телевизор и села на диван.

— Что случилось? У тебя неприятности на работе? – в комнату вошёл муж.

— Наоборот.

— Какая-то ты сегодня…

— Какая?

Муж махнул рукой, взял ноутбук и ушёл на кухню.

Утром Лида уже одевалась в прихожей, когда встал Марк.

— Ты чего так рано?

— Завтрак на столе, разбуди Светку. Денег ей дал на театр? До вечера.

— Лид… — позвал Марк, но Лида уже исчезла за дверью.

На работу она приехала раньше всех, зато с комфортом и без давки в автобусе. В кои-то века мужчина уступил ей место.

Она не поленилась, подкрасила ресницы. На работе ей только ленивый не сделал комплимент.

— Какая красивая водолазка. И цвет твой, — заметила сотрудница.

— Я в ней уже месяц хожу, — ответила Лида.

— Правда? Не замечала…

За ужином Марк сказал, что звонил Борис насчёт Нового года.

— И что?

— Мы же каждый год встречаем у них. Это уже трациция.

— А у нас есть варианты? – поинтересовалась Лида.

— Слушай, ты похудела? Изменилась как-то.

— Судя по одежде, нет, — ответила Лида.

— Папа, ты не видишь? Мама покрасила волосы, — фыркнула Светка.

— Да? И давно? Тебе идёт. Так я скажу Борису, что мы приедем?

— Как хочешь. — Лида встала и вышла из кухни.

Она уже засыпала, когда Марк лёг рядом.

— Ты спишь?
Лида не ответила. Утром она снова ушла рано.

— Что происходит? – спросил вечером муж.

— Ничего. А что?

— Давай поговорим.

— Давай. О чём?

— О нас. Почему ты не хочешь идти к Борису на Новый год?

— Я разве так сказала?

— Нет. Но ты молчишь всё время.

— Я не молчу, я просто перестала кричать и раздражаться. Ты не заметил? Знаешь, меня даже моя работа перестала раздражать, если ехать на неё в полупустом автобусе и выспавшись. Ты снова будешь работать допоздна? Постарайся не разбудить меня, ладно?

Все последующие дни Светка ходила притихшая, а Марк выключал настольную лампу, когда работал по ночам.

Через три дня Лида ещё с порога квартиры уловила запах хвои.

— Чем у нас пахнет? – Она вошла в комнату и увидела огромную пушистую ёлку.

— Елка! Настоящая! А как пахнет! – воскликнула она.

— Я решил, что если мы не едем к Борису, то нужно нарядить настоящую ёлку, а не нашу искусственную. Где у нас игрушки?

После ужина они все вместе наряжали ёлку. Марк вешал игрушки на самый верх, Лида посередине, а Света на нижние ветки.

Муж то и дело с удивлением восклицал, рассматривая очередную игрушку.

— Это же мой заяц! Из детства! Откуда?

— Ты принёс от матери. Каждый год вешала на ёлку. Не замечал? Просто раньше ёлку всегда наряжала я, а теперь все вместе.

Потом они сидели на диване и любовались ёлкой. Огни гирлянды мигали, отражаясь в стеклянных шарах.

Марк нежно приобнял жену.

— А помнишь, как мы встречали вместе наш первый Новый год?

— Конечно помню… Разве такое забудешь, — улыбнулась Лида и потёрлась щекой о его плечо.

— А мы разве не поедем к дяде Боре? – спросила Светка. — Ура! Мы останемся дома! А можно я приглашу Катю? У неё бабушка болеет, они даже звук у телевизора не включают.

— Как папа скажет, — сказала Лида.

— Па-ап… — протянула Светка.

— Приглашай. А после боя курантов, пойдём гулять с бенгальскими огнями. Будем всех поздравлять и угощать конфетами. Мы с мамой…

— Ура! – закричала Светка и запрыгнула Марку на колени, обняла за шею.

— Задушишь, — взмолился он, глядя поверх Светкиного плеча на Лиду, совсем как раньше, с нежностью и любовью…

Как сказал Александр Грин в «Алых парусах»: «Чудеса нужно делать своими руками». Нужно всего лишь сделать первый шаг, а дальше потихоньку начнёт меняться и жизнь. Достаточно вспомнить, что ты женщина, что рядом с тобой надёжное мужское плечо. Сделать так, как умеешь только ты – напомнить мужу, что ты слабая и хрупкая, и нуждаешься в его заботе и защите. А дальше он всё сделает сам.

С наступающим Новым годом! До него осталось совсем немного…

Оцените статью