Жениху было 58, невесте 52. Последняя муза Стравинского

Слава пришла к Игорю Стравинскому неожиданно — в 28 лет вместе с балетом «Жар-птица» на «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже в 1910 году. И закрепилась там же спустя три года небывалой скандальной премьерой «Весны священной».

Слава прилепилась к его имени и не оставляла более. Вскоре современники стали называть его «Великий Игорь» за смелые эксперименты с музыкальной композицией, мастерство техники и необычные сюжеты произведений.

Сухого, нервного Стравинского трудно назвать красавцем, но его талант и увлечение музыкальной революцией привлекали внимание женщин.

Первая муза – кузина Екатерина, супруга

Катя всегда была рядом — тихая, любящая, верящая. И когда именно их детская дружба переросла в глубокое чувство — ни один не смог бы ответить. Она не любила имя «Игорь» — оно казалось таким чужим, гордым, официальным. Для нее Стравинский всегда был «Гимой», «Гимочкой», «Гимурой» — и это детское нежное имя в ее устах годы спустя наполняло его ощущением покоя и уюта.

Им нельзя было жениться: церковь запрещала браки между двоюродными. Но Игорь тогда проявил недюжинное упорство и настойчивость. И не только убедил семью в серьезности их с Катей чувств, но и отыскал священника, который согласился обвенчать их в сельской церквушке.

Те клятвы казались незыблемыми, а жизнь обещала только радость… если бы не болезнь Кати — медленно съедавшая ее чахотка. Проклятые туберкулезные санатории быстро стали необходимостью, даря одновременно надежду на облегчение, страх и глубокую грусть расставания.

Годы сделали их одним целым. Страсть давно ушла, вытесненная нежностью, сочувствием и усталостью Игоря — и грустью, благодарностью и виной Кати. Оба они искренне считали, что это и была любовь. Не юная и безоглядная, а зрелая и жертвенная. Обреченная выражать себя в бесконечных письмах: из санаториев от Кати или с гастролей от Игоря. И увенчанная рождением четверых детей — Федора, Людмилы, Святослава, Милены.

Стравинский не бросил свою супругу. Вплоть до ее смерти он был рядом. Но Екатерине пришлось делить своего Гимочку с другими музами.

Больше всего Катя боялась, что Игорь Федорович перестанет сочинять. Музыка — его жизнь, без нее он погибнет. Если другая женщина будит в нем музыку, значит, так нужно, и она, Катя, примет это и объяснит детям.

Вторая муза — Коко Шанель

Композитор уже пользовался любовью публики, вкушал последствия славы и примерял титул «гения современности». А Шанель узнавали не только во Франции. В ее ателье работали модистками княгини из первой волны русских эмигрантов. Все это время Коко интересовалась жизнью композитора.

Стравинского и Шанель познакомил Дягилев. Став достаточно обеспеченной, Коко воспользовалась шансом пригласить композитора вместе с женой и 4 детьми погостить на ее вилле в парижском предместье.

И на целых два года блистательная Коко стала добрым ангелом семьи Стравинского — она не только поселила их на своей вилле, но и фактически содержала. Игорь тогда совсем потерялся и забыл о фамильной гордости. Стыдно признаться, но он настолько привык к ежемесячным выплатам от Шанель, что стал считать их уже не благодеянием, но чем-то положенным ему по праву.

Между композитором и модельером вспыхивает тайная страсть, недозволенная, трагическая, но вместе с тем побуждающая обоих к тем творческим свершениям, которые и сделают их великими. Любовь их будет не долгой, но память о ней оба сохранят до конца жизни.

Среди всех романов знаменитой француженки этот роман со Стравинским – всего лишь короткий всплеск «любви в черно-белой гамме – гамме фортепианных клавиш и платьев несравненной Коко».

Но каково было наблюдать за этим романом жене композитора? Екатерина была готова терпеть все, лишь быть рядом с любимым мужчиной.

Но Игорь Стравинский никогда и не собирался оставлять свою жену.

Вместе они уехали в США. Шанель и тогда продолжала материально поддерживать своего русского друга.

Но даже после смерти Екатерины композитор не связал судьбу с француженкой. Он женился второй раз на своей старой знакомой – актрисе Вере Судейкиной.

Третья муза — Вера Судейкина, а позже Стравинская

Она была актрисой и художницей, но, кажется самым главным ее предназначением всегда оставалось — быть женщиной. Она носила фамилии де Боссе, Люри, Шиллинг, Судейкина, но мир запомнил ее как жену великого Стравинского.

Дочь француза и шведки, Вера де Боссе получила прекрасное образование. Она окончила гимназию с золотой медалью, училась музыке, поступила в Берлинский университет, где изучала естественные науки, а чуть позже — историю искусства и архитектуру. Невероятно привлекательная, Вера всегда имела множество поклонников. До встречи с композитором она была замужем три раза. Последний брак — с художником Сергеем Судейкиным.

Судьбоносная встреча

В 1920 году Судейкины приезжают в Париж. Дягилев пригласил Судейкина на деловой обед, чтобы они с именитым композитором Стравинским обсудили будущее сотрудничество.

В ресторан на Монмартре Сергей пришел с Верой. Игорь Стравинский и Вера Судейкина полюбили друг друга с первого взгляда.

Однако композитор не желает расставаться ни с женой, ни со своей вновь обретенной Музой.

«Я не способен ничего делать. Могу только думать о тебе и сочинять музыку, такую музыку, которая связана с тобой. Что нам делать с тобой? Что нам делать…» — пишет Стравинский.

…Через два года муж Веры Сергей Юрьевич Судейкин уедет в Америку, в Нью-Йорк. Он будет много работать, в основном занимаясь оформлением театральных постановок, но успеха не добьется.

По приезде даст отвратительно откровенное интервью местной желтой прессе, объясняя свой переезд коварным предательством жены. Он снова вернется к былому разгулу, на сей раз заводя романы со своими студентками, — на одной из них, Джин, он женится.

Он растратит ее состояние на свои неудачные проекты — к старости Джин Судейкина будет продавать картины покойного мужа и собственные вещи. А сам Судейкин растеряет друзей и умрет в бедности и одиночестве в 1946 году.

Вера становится доверенным лицом композитора Стравинского и остается рядом с ним. При этом не забывает о собственных интересах: магазин модных аксессуаров «Tulavera», который она открывает в альянсе со своей подругой-художницей Даниловой (Тулой), приносит ей и доход, и известность в театральных кругах.

Жена Стравинского, Екатерина Гавриловна, была в курсе амурных дел своего мужа. Тем не менее, Стравинский семью сохранил, и этот «триумвират» продолжал существовать вплоть до кончины его жены от туберкулеза в 1939 году.

Похоронив сначала свою мать, потом дочь Людмилу, а следом и жену, Стравинский уезжает в Америку. Вера едет вслед за ним. И через год выходит за него замуж. Жениху — 58 лет, невесте — 52. И это — союз до конца дней. Новая родина, новая жена, новая жизнь…

Стравинские купят дом в Голливуде и проживут вместе еще 30 лет, объездят весь мир, рукоплещущий гениальному композитору, при жизни ставшему классиком. Вера неотлучно будет рядом с мужем, ведя его дела, выступая менеджером и переводчиком.

Игорь Стравинский прожил долгую жизнь в 89 лет. А умер в 1971-м, пережив Гагарина и распад группы «Битлз»…

Вера похоронит его в Венеции, так напоминавшей мужу любимый Петербург.

Вера де Боссе, она же Судейкина-Стравинская доживет до 94 лет. До глубокой старости Вера сохранит красоту и обаяние и будет принимать гостей в роскошной нью-йоркской квартире с видом на Центральный парк.

Тщедушный маленький Стравинский — и высокая роскошная Вера… Странно, но у всех эта пара вызывала ощущение полной гармонии, притягательности и взаимной любви.

Оцените статью
Жениху было 58, невесте 52. Последняя муза Стравинского
«Королева слишком близка со своим братом!», — обвинил король