Куклу у невесты отобрали

Граф придирчиво рассматривал свою невесту. «Заберите у нее куклу», — обратился он к матери девушки. Негоже играть в куклы, когда тебе уже начали шить свадебное платье. Пятнадцатилетняя Корнелия с грустью в глазах наблюдала, как горничная уносит ее фарфоровую любимицу. А на следующий день из комнаты девушки унесли всех кукол и прелестный дом для них, где был даже фарфоровый сервиз для чаепитий, подарок от отца.

— Больше ты не будешь играть в куклы, — объявила тем вечером матушка и объяснила, что граф Крейвен так очарован и так влюблен, что сделал предложение, и как только ей исполнится шестнадцать, состоится свадьба.

Корнелия Брэдли Мартин послушно кивнула. Ее воспитывали в строгости и послушании, и мать любила повторять, что все ее дети должны послужить на благо семьи, словно они были какими-нибудь королевскими особами. Но об этом мадам Мартин только мечтала. Богатая американская наследница Корнелия (одно имя с дочерью на двоих), единственная дочь Исаака Шермана, сколотившего состояние во время Гражданской войны и близкого друга президента Авраама Линкольна, была убеждена — нет ничего важнее, чем стать вровень с аристократами и титулованными особами.

На свадьбе своей подруги Эмили Вандербильт она познакомилась с Брэдли Мартином, американским светским львом и банкиром. Это был удачный брак, но, как и все представители американского высшего общества, супруги в какой-то момент почувствовали, что им недостаточно быть просто богатыми и успешными, а высшей мерой успеха и признания может быть только принадлежность к аристократии и, желательно, английской.

После смерти Шермана Корнелия получила наследство в шесть миллионов долларов (приблизительно 150 миллионов долларов на современные деньги). Это богатство позволило осуществить все мечты.

В 1884 году супруги Мартин арендовали поместье Балмакан в графстве Инвернесс, Шотландия, и проводили там почти все свое время, за исключением зимнего сезона в Нью-Йорке. Поместье площадью 46 000 акров идеально подходило для охоты и рыбалки, любимых развлечений мужчин из высшего класса, аристократов и политиков. Сын Брэдли должен был продолжить дело отца, но вот дочь Корнелия предназначалась для брака, должного привести семью в высшее общество.

Она родилась в 1877 году, в том же, что и Консуэло Вандербильт. Мать Консуэло тоже мечтала о том, чтобы дочь вознесла ее положение до вершин, и не останавливалась ни перед чем. Но Корнелия Брэдли опередила миссис Вандербильт, выдав дочь замуж за аристократа раньше.

Одним из гостей, приглашенных на охоту в Балмакане, был двадцатичетырехлетний Уильям Крейвен, 4-й граф Крейвен. И несмотря на то, что в его владениях были два исторических поместья в центральной части Англии, как и многие наследники старинных титулов, он испытывал отчаянную нужду в деньгах. После уплаты налога на наследство ему ничего не оставалось, кроме как влезть в долги. Поддержание привычного образа жизни требовало средств, фамильный дом нуждался в ремонте, младшие братья и сестры зависели от Уильяма финансово.

Поправить дела могла бы выгодная женитьба, и сложно найти невесту более денежную, чем американская наследница. Во второй половине XIX века британские аристократы обнаружили, что женитьба на американских девушках может спасти их от краха и разорения, а родители выгодных невест охотно обменивали их красоту и молодость, но главное, приданое, которым позавидовали бы принцессы, на титулы и положение в обществе. Это то, чего нельзя купить за деньги.

На охоте в Балмакане граф обратил внимание на юную дочь хозяев поместья, Корнелию Мартин. Девушка была прелестна, но еще очень молода. Пятнадцатилетняя девушка с восторгом демонстрировала гостям свою новую куклу.

Но какова вероятность, что через несколько лет этой богатой наследнице не найдут другого жениха, медлить было нельзя, слишком многое для графа было поставлено на карту. В тот же визит он просил руки Корнелии у ее родителей. Миссис Мартин была в восторге! Ее девочка уже в пятнадцать лет заполучила настоящего графа!

Решено было подождать со свадьбой, пока невесте не исполнится шестнадцать. Что думала об этом сама Корнелия? Ее мнение в данном вопросе никто не спросил.

Через шесть месяцев после заключения помолвки состоялась торжественная свадебная церемония. Решено было, что венчание следует провести в Нью-Йорке (а как иначе миссис Мартин могла бы похвастаться английским графом перед всеми своими знакомыми).

«Бедная маленькая мисс Мартин выглядела очень нервной и даже несчастной, когда шла к алтарю», — сообщала газета «The Saunterer». «Я слышал множество выражений жалости в толпе». В заметке в газете «Сан-Франциско Колл» от 19 апреля 1893 года описывалось свадебное платье Корнелии, разработанное и сшитое в доме Уорта, ведущего кутюрье того времени. Отмечалось, что, ввиду юного возраста невесты, она появилась без украшений.

Несколько лет спустя Консуэло Вандербильт повторит тот же путь печали, выходя замуж за герцога Мальборо.

Приданое Корнелии составляло миллион долларов (около 28 миллионов на сегодняшний пересчет), она получала 75 000 долларов ежегодного сожержания, что позволило графу Кревейн незамедлительно начать реконструкция аббатства Комб, его семейного поместья в Уорикшире, провести там электрическое освещение и обновить интерьеры, а кроме того, приобрести поместье в Мейфере.

Юной графине же казалось, что сама она превратилась в куклу, которую наряжают и помещают в красивую гостиную, ничуть не волнуясь о ее собственных желаниях. Она ненавидела аббатство Комб, где всегда было холодно.

«Я снимаю меха только ложась в постель», — жаловалась она в письмах матери.

В 1897 году миссис Мартин решила, что уже готова исполнить роль королевы Нью-Йоркского общеста и решила организовать бал, столь же великолепный, как знаменитые маскарады Вандердильтов.

В отеле «Уолдорф» состоялся очень дорогой костюмированный праздник, приглашены были 800 представителей американской элиты. Но результат оказался совсем не тем, на который рассчитывала Корнелия Шерман Мартин. Город находился в состоянии экономической депрессии, и хотя организаторы объявили, что все собранные средства пойдут на поддержание экономики города, воспринят этот праздник был как пир во время чумы. Она продала дочь ради триумфа, но все было зря. Этот бал стал закатом «Позолоченного века».

Графиня Крейвен на балу не присутствовала, она ждала появления на свет первенца и наследника. Уильям Джордж Брэдли Крейвен появился на свет 31 июля 1897 года. Как же поход был этот ребенок на свою мать, словно ее маленькая копия, кукла. Корнелия обожала сына и посвятила себя его воспитанию. И Корнелия была главной его помощницей в весьма деликатном деле.

Когда Уильям Джордж решил жениться, его избранница отнюдь не отвечала высоким требованиям графа Крейвена, Мэри Уильямина Джордж была дочерью простого клерка. Но Корнелия настояла, что сын должен сделать выбор сердцем, а не разумом. Во время первой мировой войны он получил ранения, и мать не желала терять связь с ним из-за условностей, которые считала нелепыми.

10 июля 10 июля 1921 года во время яхтеной регаты лорд Крейвен упал за борт и утонул в возрасте 52 лет, а его тело выбросило на берег два дня спустя.

Корнелия оплакала мужчину, с которым прожила вместе двадцать восемь лет и практически сразу же продала ненависткое аббатство Комб, где она вечно мерзла и не чувствовала себя хозяйкой. У Крейвенов было достаточно домов и без этой громадины, требующей бесконечного ремонта.

Больше она не вышла замуж, посвятив свою жизнь сыну и внукам, а также светской жизни и благотворительности.

Корнелия стала близкой подругой принцессы Марии-Луизы, внучки королевы Виктории, нарушившей правила и осмелившейся на развод со своим мужем в 1900 году. Во время Второй мировой войны Корнелия передала свой дом Национальному фонду, чтобы там разместили госпиталь.

Скончалась Корнелия в возрасте 84 лет в 1961 году.

Оцените статью