На картине была изображена красивая женщина. Гость художника невольно залюбовался, но он не мог не обратить внимание, что углы полотна были срезаны. «Но что это?» — удивленно спросил он у художника. Лицо Яна Матейко исказилось от внутренней боли. Но художник переборол себя и начал рассказывать.

*

Ян впервые влюбился в возрасте 17 лет, в 1855 году. Избранницей его сердца оказалась 9-летняя Теодора Гебултовская, дочь соседей. Семьи Матейко и Гебултовских находились в большой дружбе, поэтому отцу Яна было дано обещание: как только Теодора достигнет возраста вступления в брак, состоится свадьба.
Ян, обладавший очевидным талантом к живописи, в 1858 году окончил Школу изящных искусств в Кракове. Затем год учился в Академии художеств в Мюнхене, где его преподавателем был выдающийся живописец Герман Аншютц. Обучение Матейко завершил в Вене, откуда в 1860 году вернулся в Краков, и приступил к работе — написанию портретов на заказ, а также к созданию живописных полотен исторической тематики.
Теодоре к тому моменту исполнилось 14 лет, и недостатка в поклонниках у нее не было. Отношение девушки к Яну было весьма неоднозначным: она то демонстрировала молодому живописцу свою симпатию, то проявляла, как писал сам Матейко, «непонимание» и «любовную слепоту».
Сомнения в необходимости этого брака высказывали многие, в том числе, мать Теодоры, любившая Яна как собственного сына. По мнению пани Гебултовской, дочь испытывала симпатию не к самому Матейко, а к его таланту, а, вернее сказать, к возможному успеху живописца.

Впрочем, успех никак не приходил, и Теодора все-таки отказала Яну. Для молодого художника отказ возлюбленной стал ужасным ударом.
Матейко уединился в своей мастерской, где за несколько месяцев написал картину «Станчик при дворе королевы Боны после потери Смоленска».
Шуту Станчику художник дал собственное лицо, опечаленное отказом возлюбленной.

Полотно молодого живописца произвело настоящий фурор. Матейко мгновенно стал признанным живописцем и начал зарабатывать немалые деньги.
Успех «Станчика» заставил Теодору Гебултовскую передумать. Барышня написала Яну, призналась ему в своей симпатии и выразила надежду, что их свадьба состоится. Матейко был счастлив.
В ноябре 1864 года в Кракове состоялась церемония бракосочетания — 26-летний Ян и 18-летняя Теодора стали мужем и женой.
Матейко сам разработал платье невесты, соответствовавшее старопольскому стилю. После церемонии Ян написал картину «Портрет Теодоры Матейко в свадебном наряде». Художник сознательно немного «состарил» свою юную супругу, ведь именно возраст Теодоры долгое время был препятствием для его брака.

Через год после свадьбы у Яны и Теодоры родился сын Фаддей. В 1867-ом родилась дочь Елена, а в 1869-ом — Беата.
В 1871 году Теодора родила еще одну девочку, которую нарекли Региной. Увы, младенец скончался примерно через три недели после появления на свет.

Смерть дочери, проблемы со здоровьем привели к ухудшению характера Теодоры Матейко. Всему Кракову было известно об ужасных скандалах и драках в доме знаменитого художника.
Основной причиной скандалов была ревность Теодоры. Так повелось, что жена стала для Яна постоянной натурщицей, она появлялась на его картинках и как королева Бона, и как Барбара Радзивилл.
Когда у Теодоры появилось подозрение, что у мужа появилась другая муза, она пришла в неистовство.

Новую «музу» звали Станислава Серафинская, и она приходилась Теодоре родной племянницей.
Матейко с женой и детьми были постоянными гостями в доме Серафинских, и Теодора и предположить не могла, что супруг заглядывается на очаровательную девушку Станиславу.
В марте 1876 года, приступив к написанию картины «Кастелянка», Матейко понял, что жена в качестве натурщицы не подходит, и обратился к Станиславе. Серафинская с удовольствием согласилась позировать знаменитому художнику.
Живописец Вацлав Милевский, бывавший в доме Матейко, вспоминал:
«Картина стала причиной яростной ревности со стороны жены художника, которая в порыве гнева уничтожила свой портрет в свадебном наряде. Матейко, опасаясь, что Теодора уничтожит и «Кастелянку», срезал углы картины, сказав, что это единственные сохранившиеся фрагменты полотна, которое он сам сжег».

Теодора поверила, что муж избавился от «Кастелянки», но скандалы в семье происходили с пугающей регулярностью. Пани Матейко из-за нескольких родов подряд, из-за сахарного диабета и назначенного врачами в качестве лекарства морфина, быстро набирала вес, что вызывало у нее депрессию и постоянную тревожность.
В Кракове шептались, будто жена художника сошла с ума, и Ян Матейко, хоть и любил Теодору, был согласен с общественной молвой. Живописец писал другу:
«Она безумна. Безумие ее и месть не имеют границ! Что мне делать? Каждый миг жизни для меня-миллион страданий».
Чтобы удержать Яна, Теодора постоянно грозила самоуб ийством, чем доставляла художнику огромные страдания.
Тем не менее, Матейко еще был способен перевоплощать семейную трагедию в искусство. Так, в 1880 году Ян написал картину «Утонувшая в Босфоре», дав черты Теодоры неверной жене султана Хасана. Самому султану Матейко подарил свой облик.

В 1882 году у Теодоры случился страшный приступ, после которого художник отправил жену в психиатрическую лечебницу.
Теодора писала мужу из «желтого дома», умоляла забрать домой, но тот не отвечал.
Через год Теодора вышла из больницы, но в усадьбу в Кшеславицах, где жила семья Матейко, она так и не вернулась. Жена художника стала жить на съемной квартире.
Яну Матейко к тому времени было не до больной супруги. Сын Фаддей пошел по дурной дорожке, не желал учиться и напропалую тратил деньги отца.
1 ноября 1893 года Ян Матейко скончался в возрасте 55 лет. Теодора пережила мужа на три года: ее не стало в августе 1896-го. Несмотря на то, что супруги давно не жили вместе, их похоронили рядом на городском кладбище Кракова.






