«Заговор во имя любви»

Из неприметной двери, которой редко пользовались гости роскошного особняка, выскользнула тень. Уже было темно, и никто не смог бы узнать в скромно одетой служанке одну из самых известных дам императорского двора. Ольга спешила в соседнее здание, чтобы передать очередное известие для своего союзника в заговоре против самого царя.

Если бы ее застали сейчас — отвертеться у женщины бы не получилось. Но она готова была пойти на этот риск. Готова была пойти на многое, лишь для того, чтобы снова увидеть своего возлюбленного, с которым ее так бессердечно разлучили.

Ольга Александровна Зубова родилась в 1765 году в не очень богатой и не очень именитой семье статского советника Александра Николаевича Зубова и его супруги Елизаветы Васильевны. Детство девочка провела в одной из поволжских провинций, однако после восстания Пугачева вместе с семьей переехала в Москву.

Как и все дети в семье Зубовых Ольга была на диво хороша собой, поэтому и удачная партия для нее нашлась очень быстро: 15-летней барышней заинтересовался 24-летний тайный советник и действительный камергер Александр Алексеевич Жеребцов.

Вскоре состоялась и свадьба, а за ней наступили тихие семейные будни. Муж Оленьки был человеком, пусть знатным и обеспеченным, но очень застенчивым и скромным. Он не любил шумных празднеств и излишнего внимания к себе, оттого предпочел покориться своей более решительной супруге.

Через пару лет Ольга уже главенствовала в доме на Английской набережной и в благоустроенном имении Ровное-Новоблагодатное в Новгородской губернии. В остальном же жизнь текла своим чередом: Ольга дарила супругу детей — всего их в браке родилось четверо, а Александр неспешно продвигался по службе.

Все изменилось, когда в 1789 году младшему брату Ольги, 22-летнему Платону Зубову, посчастливилось привлечь внимание немолодой уже императрицы Екатерины II и стать ее фаворитом. Дела всего семейства Зубовых сразу пошли в гору: братья и отец Платона получали при дворе все более почетные должности, а сестры, представленные императрице, пользовались в обществе невероятным успехом.

Особенно, пожалуй, Екатерина II привечала умницу и красавицу Ольгу, которая, зная как себя подать, мгновенно стала всеобщей любимицей и жемчужиной роскошных балов. За расположение светской дамы боролись самые знатные вельможи, даже сам великий князь Павел Петрович пал жертвой ее обаяния.

Однако Ольга не спешила бросаться в омут чувств, пока на одном из приемов не познакомилась с английским посланником Чарльзом Уитвортом, на счету которого было уже немало покоренных его красотой и харизмой женщин.

Мужчина был старше Ольги на 15 лет, но эта мелочь ее не смущала: во что бы то ни стало, она решила завоевать сердце дипломата, в чем, разумеется, и преуспела. Вскоре Уитворт уже переехал в особняк на Английской набережной, где и остался на долгие годы. О своем законном супруге Ольга вспоминала редко: лишь когда он, обосновавшийся с детьми в своем загородном имении, наведывался в Петербург.

Десять лет длилось беззаботное царство Зубовых при дворе — вплоть до смерти Екатерины II. Занявшему престол Павлу I же не понадобилось много времени, чтобы лишить всех членов семьи Зубовых привилегий и запереть их по имениям. Под опалу не попала только Ольга: император все ещё испытывал к ней нежные чувства и не стал бы так обижать прекрасную даму.

Некоторое время женщина делала вид, что смирилась с новыми порядками при дворе, однако тайно пересылала своей семье крупные суммы денег и вместе Уитвортом принимала участие в заговорах, затеваемых изгнанными родственниками против действующего царя.

Но в 1800 году англичанина выдворили из России из-за резко ухудшившихся отношений с Великобританией, и Ольга окончательно потеряла терпение. Она принялась плести интриги с удвоенной силой. Каждый вечер у нее собирались заговорщики, обсуждавшие все новые детали плана, а вскоре мятеж вступил в решающую фазу.

За две недели до цареубийства госпожа Жеребцова с дочерью покинула страну с огромной суммой денег, которая должна была пойти на нужды уцелевших членов заговора в случае его провала.

Однако все получилось наилучшим — но не для монарха — образом, и Ольга в приподнятом настроении уже предвкушала встречу со своим любимым, как вдруг ее постигло тяжкое разочарование. Из газет она узнала, что Уитворт, ради воссоединения с которым она так рисковала жизнью, отнюдь не ждал ее приезда, обручившись со своей давней любовницей, леди Арабеллой Дианой Коуп.

Это известие привело мадам Жеребцову в бешенство и заставило потерять над собой контроль.

Не стесняясь в выражениях, она рассказывала всем, кто готов был ее слушать, о подлых поступках Уитворта…И подобное поведение взрослой замужней дамы вызывало у всех лишь неприятие и стыд, однако обманутая в своих чувствах женщина не могла остановиться: она направилась в Лондон, где практически осадила дом Уитворта.

Дошло до того, что его супруге пришлось выплатить Жеребцовой 10 000 фунтов стерлингов, чтобы «приобрести спокойное пользование своим мужем».

После такого унижения графиня Жеребцофф, как ее называли за границей, была вынуждена отступить. Но и сдаваться она не планировала: чудом ей удалось добиться представления английскому двору, а затем и стремительно очаровать самого наследника престола — будущего короля Георга IV.

Через некоторое время общество поразила ещё одна новость: Ольга родила внебрачного сына, названного Егором Нордом. Но как бы женщина не стремилась доказать, что отцом ребенка был принц Георг, английская семья не спешила признавать мальчика, отвергая все судебные иски.

Пару лет спустя скончался законный супруг Ольги, сделав ее, наконец, свободной…Правда, выходить замуж во второй раз она не собиралась: положение богатой вдовы ее полностью устраивало. В 1810 году «графиня» с младшим сыном вернулась в Петербург.

Остаток жизни незаурядная дама провела вдали шумных развлечении и дворцовых интриг. Скончалась Ольга Жеребцова в 1849 году на 84 году жизни, пережив своих братьев, мужа, большинство детей, всех любовников и друзей молодости.

Оцените статью
«Заговор во имя любви»
Стефан Цвейг: между двух огней