Кровавая свадьба в ужасающую Варфоломеевскую ночь

Разногласия из-за религии были всегда. Но особенно яркими эти разногласия были между католиками и гугенотами Франции. Однажды гугеноты или иначе протестанты собрались на свадьбу Генриха Наваррского и будущей королевы Марго. Он — гугенот, она — католичка. Что могло пойти не так?

Страшные приготовления

На знаменитую свадьбу были приглашены знатные представители из протестантов. К середине августа в Париже уже было много гостей. Королевская свадьба — событие особенное. Она не проводится за день или два. Поэтому церемониал растягивали примерно на неделю или дольше.

Состоялось венчание, но главные торжества были впереди. Гугеноты с предводителем Колиньи остались в городе, чтобы почтить молодоженов. Главный праздник был назначен на ночь Св. Варфоломея (дата 24 августа). Люди надеялись, что католики и протестанты, наконец, сблизятся, если уж поженились такие разные королевские особы.

За два дня до главного торжества кто-то стрелял в адмирала Колиньи. Казалось, гугенотам пришла пора бить в набат и бежать из города. Но во дворце их успокоили, сказав, что случилось недоразумение.

Карл Девятый с Екатериной Медичи лично навестили раненого. Но сделали это для отвлечения внимания. Медичи была ярой католичкой. Будь ее воля, гугенотов стерли бы с лица Земли. Тем временем в городе начали свое формирование вооруженные отряды.

Народ волновался. Лодки в портах Сены стянули цепями. Гонцы курсировали между городом и дворцом. Протестанты были обеспокоены происходящим. Но Екатерина Медичи дала им слово, что их никто не обидит.

Она даже распорядилась приставить к дому Колиньи гвардейцев. Собравшиеся в доме у адмирала протестанты начали уговаривать Колиньи срочно покинуть Париж. Но все же решили дождаться утра.

Вечером 23 августа на тех домах, где проживали протестанты, начали появляться малозаметные, но особенные знаки. Почти все католики столицы нашивали на одежду кресты и старались раздобыть оружие.

Колокол — начало резни

Когда 24 августа зазвонил знаменитый колокол Сен-Жермен, все поняли, что его звон не предвещал ничего хорошего. В Париже началась страшная резня гугенотов. Католики врывались в помеченные ранее дома и убивали всех подряд.

Де Гиз взял на себя смерть Колиньи. Вместе с гвардейцами он насадил адмирала на пику и выкинул из окна. Тысячи католиков устроили охоту на сотни протестантов. Никто не щадил стариков или женщин с детьми. Вскоре после первого удара колокола улицы Парижа были завалены трупами.

В самом Лувре гвардейцы вырезали всю свиту Наваррского. Его тоже грозились убить, и он был вынужден принять католицизм. В настоящую Варфоломеевскую ночь погибли примерно три тысячи человек.

Тело Колиньи парижане еще долго таскали по улицам столицы. Когда резня вырвалась из-за стен Парижа, она покатилась по стране. После Кровавой свадьбы погибло в общей сложности около 10 тысяч человек.

Нелепые оправдания

Позднее Екатерина и ее отпрыск Карл пытались оправдаться за самую страшную ночь в Париже. Они твердили, что протестанты готовили переворот. Но доказательств этому не было.

Выдвигали версию, что гугеноты желали воспользоваться свадьбой, чтобы вырезать всю королевскую семью. Католики приняли на веру версию своих правителей, а выжившие протестанты не верили ни одному слову.

После Кровавой свадьбы Франция утопала в религиозных репрессиях еще 20 лет подряд. Медичи и Карл Девятый открыли ящик Пандоры. Закрывать его пришлось их потомкам.

Страшные события, начавшиеся в 1572 году, чуть не привели к краху французской монархии. После страшной ночи Генрих фактически стал пленником Карла, хоть и был женат на Марго.

После резни с королем-гугенотом Марго предложили развестись. Но она настолько была шокирована тем, что происходило в Париже, что решила спасти и защитить нелюбимого супруга.

Она топнула ногой и не стала разводиться. Впоследствии Генрих из столицы бежал. С женой он толком не жил. У каждого из венценосных супругов были увлечения на стороне.

Генрих Наваррский позже все же стал королем Франции, вот только Марго королевой уже не была. Генрих с ней развелся, так как она оказалась бесплодной. Мария Медичи родила Генриху Четвертому ребенка. Королева Марго, кстати, пребывая в Париже, очень привязалась к чужому для нее малышу.

Когда Мария стала королевой-регентом, она сама обращалась к Маргарите Валуа за советом. В последние годы Валуа снова занималась враждой между католиками и гугенотами.

Формальное примирение враждующих случилось в 1598 году. До этого времени кровопролития случались несколько раз в год. После смерти Генриха в стране пронеслось гугенотское восстание, с которым предстояло разбираться кардиналу Ришелье. Казалось, люди не вынесли никаких уроков после Кровавой свадьбы, если они продолжали враждовать десятилетиями.

Оцените статью
Кровавая свадьба в ужасающую Варфоломеевскую ночь
Вечные роли Людмилы Крыловой и путь в кино ради любви