Ее прекрасное лицо было совершенно: выразительные глаза, безупречный овал лица, прямой носик, полнокровные губки, а фигура стройна и изящна. Все, кто когда-либо встречался с Эффи Грей, находили ее очень привлекательной. Все, кроме мужа Эффи: жена внушала ему отвращение.
10 апреля 1846 года Джон Рескин и Эффи (Эфимия) Грей поженились. На момент бракосочетания невесте исполнилось восемнадцать лет. Жених был девятью годами старше.
Молодые люди были знакомы давно. Эффи родилась в Перте, Шотландия, в семье юриста и жила в Боуэрсвелле, в доме, где когда-то дед Рескина покончил с собой. После трагического события семья продала дом. Покупателем стал Джордж Грей, отец Эффи.
Семья Грей вскоре обнищала из-за недальновидности мистера Грея, вложившего все деньги в железнодорожные акции, которые тут же упали в цене.
Семьи Грей и Рескин поощряли отношения пары. Когда Эффи было двенадцать лет, Джон по ее просьбе написал для девочки сказку о добре и зле «Король Золотой реки». Сказка с замечательными иллюстрациями была издана и весьма популярна.
Из девочки-подростка Эффи превратилась в очаровательную девушку и у нее было очень много поклонников. По крайней мере, известно как минимум о шести ее воздыхателях.
Джон стал за ней ухаживать и сделал Эфимии предложение. Джон Рескин происходил из обеспеченной шотландской семьи. Сама Эффи, либо, что более вероятно, ее отец, рассматривали брак с Джоном как выгодную сделку.
Джон был единственным ребенком и получил престижное образование. Родители всячески поддерживали увлечение сына искусством. Семья много путешествовала по Франции, Бельгии, Италии. Но надо отметить, что друзей у Джона практически не было, как и игрушек.
Здоровье впечатлительного мальчика было слабым: у него подозревали чахотку. Это было не удивительно, поскольку его родители были двоюродными братом и сестрой.
Джону были созданы все условия для воспитания высоких чувств и широкого кругозора. Талантливый юноша записывал свои впечатления от путешествий и сочинял стихи. Когда Джон поступил в Оксфордский университет, его мать сняла квартиру и поселилась с сыном. Отец приезжал к ним по выходным.
В 1845 году, в возрасте двадцати шести лет, Джон впервые предпринял путешествие без родителей. Это дало ему возможность изучать средневековое искусство и архитектуру во Франции, Швейцарии и особенно Италии. Вернувшись из путешествия, Джон женился на бесприданнице Эффи. Он уже был известен как критик и искусствовед — в свет вышли первые два тома «Современных художников».
Джон Рескин был худощавым невысоким мужчиной с орлиным носом, пронзительными голубыми глазами и пышными бакенбардами. Он выглядел как образцовый джентльмен, щеголяя модными костюмами и неизменным синим шейным платком.
Робкий и неуверенный в себе Джон с горечью написал перед свадьбой: «Если бы я был женщиной, я бы никогда не полюбил такого человека, как я».
Как бы то ни было, его женой стала одна из самых очаровательных девушек. Оказавшись в спальне наедине с женой и впервые прикоснувшись к ее обнаженному телу, Рескин испытал шок.
Чтобы не фантазировать на эту тему, предоставим слово самой новобрачной. Джон, по словам Эффи, «представлял себе женщин совсем не такими, какой он видел меня, и что причина, по которой он не сделал меня своей женой, заключалась в том, что я вызвала у него отвращение в первый вечер».
Кто-то предполагал, что дело было в запахе тела Эффи или в волосах на лобке. Любуясь гладкостью классических мраморных скульптур, Джон совершенно по-другому представлял себе обнаженных женщин. Супружеский долг в первую брачную ночь он не выполнил. Не выполнил он его и позже.
Эффи в первую брачную ночь растерялась и смутилась, не зная как реагировать на поведение мужа. Девушка погрузилась в переживания и депрессию. Ей было трудно контролировать свои эмоции. Эффи срывалась, могла повысить голос, устроить истерику и сказавшись больной, целый день не вставать с постели.
Скандал вокруг брака Джона Рескина и его жены Эффи начался не сразу. Супруги скрывали деликатную проблему и делали вид, что у них все в порядке. Они утаили от родственников, что брак фактически не состоялся. Со стороны все выглядело пристойно: образцовая семья, муж — талантливый ученый и любящая очаровательная жена.
После своей свадьбы в 1846 году Джон и Эффи отправились путешествие в Венецию, где Рескин собирал материал для своей книги «Камни Венеции». Общительная, остроумная и кокетливая Эффи привлекала внимание знакомых и очаровывала мужчин, но не переступала дозволенных рамок приличия.
Джон Рескин говорил:
— Может показаться странным, что я воздержался от женщины, которую большинство людей находят столь привлекательной. Но, хотя лицо ее красиво, ее личность не сформировалась для возбуждения страсти. Напротив, в ее особе были определенные детали, которые полностью препятствовали этому.
Внешне они казались идеальной парой, но жили как брат с сестрой. Джон Рескин так и не смог стать мужем Эффи. Он называл множество причин: то религиозные убеждения, то нежелание иметь детей, то желание «сохранить» девичью фигуру жены, которую беременность может испортить.
Отвергнутая Эффи подолгу рассматривала в зеркале свое тело, внушавшее отвращение ее мужу и недоумевала. Она тосковала по любви и ни с кем не могла поделиться своей проблемой.
Родственники сетовали на отсутствие детей у пары. Но откуда им было взяться? Рескин объяснял родственникам, что детей у них нет из-за слабого здоровья и неустойчивой психики Эффи.
Частная жизнь и отношения Эффи и Джона Рескина стали предметом обсуждения только через шесть (!) лет. Эффи ушла от мужа к художнику-прерафаэлиту Джону Эверетту Милле.
Будучи замужем за Джоном, Эффи послужила моделью для картины Милле «Приказ об освобождении», на которой она изображена с маленьким ребенком как верная жена шотландского повстанца, покидающего тюрьму.
Эффи подружилась и сблизилась с Милле, когда тот сопровождал их с мужем во время поездки в Шотландию, чтобы написать портрет Рескина.
После шести несчастливых лет, проведенных в нелепом браке, Эффи влюбилась в Милле и решительно приступила к аннулированию брака. В то время в викторианской Англии происходило примерно четыре развода в год.
Это было делом непростым, но ради любви девушка была готова на все. Предать огласке столь деликатную проблему в то время было сродни подвигу и потребовало от Эффи большого мужества.
Она уехала к родителям, пытаясь восстановить силы и успокоить нервы перед борьбой. Первым делом Эффи по почте вернула Рескину свое обручальное кольцо. Внутренний голос говорил ей, что она на правильном пути. Родственники поддержали Эффи.
Расторжение брака могло происходить на основании нескольких причин — двоеженства, похищения, кровосмешения или неисполнения супружеских обязательств из-за неизлечимой импотенции или умственной (или физической) неполноценности. Жизнь с Рескиным лишала Эффи радости материнства, а этот довод был хорошо понятен викторианскому обществу.
Два врача подтвердили девственность Эффи после шести лет брака и это стало основанием для его расторжения и публичного скандала. Над Джоном стали открыто посмеиваться, но он стоически хранил молчание и никак не комментировал ситуацию. В 1854 году брак Грей и Рескина был признан недействительным.
В 1855 году Эффи и художник Джон Милле поженились. Они прожили долгую счастливую жизнь. Для многих работ Милле черпал вдохновение в своей семейной жизни с Эффи, часто используя ее в качестве модели. Эффи родила восьмерых детей.
Дальнейшая судьба Джона Рескина была печальна. Будучи пятидесятилетним, Рескин влюбился в прелестную девушку по имени Роза Ла Туш. Между ними состоялась помолвка. Родители Розы обратились к Эффи за советом. Эффи характеризовала Рескина как деспотичного супруга и посоветовала расторгнуть помолвку, что и было сделано.
Роза Ла Туш после этого заболела. Родители поместили Розу в лечебницу, где она скончалась в возрасте 27 лет. Предположительно, смерть девушки наступила в результате анорексии, помрачения рассудка, разбитого сердца, религиозной мании и истерии.
Смерть Розы повлекла развитие психического расстройства у Рескина, сопровождавшимся срывами, бредовыми видениями и увлечением спиритизмом. Джон уединился в своем поместье Брентвуд в Озерном крае, которое уже не покидал до самой смерти.
Как ни странно, болезненный Джон Рескин дожил до 80 лет и скончался в январе 1900 года.
Эффи умерла через несколько месяцев после смерти своего мужа Джона Милле в канун Рождества 1897 года в возрасте 69 лет.