«Как я могу повести вас в опочивальню, если вы моя сестра, моя кровь!» — сокрушался Чарльз. Эмма слушала, склонив очаровательную головку. Она не подавала виду, насколько ей было больно все это слышать, но ее сердце холодело.
С восьми лет она ждала, ждала, ждала… Ждала, когда Чарли обратит на нее внимание, ждала, когда подарит хоть словечко любви, ждала, когда возьмет за руку. Но дольше всего — невероятные одиннадцать лет! — она ждала от Чарли предложения выйти за него. В свете на ней давно поставили клеймо безнадежной старой девы…
И вот сегодня Эмма надеялась услышать главные слова, а услыхала:
«Это будет не брак, дорогая моя, это будет близкородственное скрещивание».
2 мая 1808 года Элизабет Аллен, супруга известного английского фабриканта Джосайи Уэджвуда II, родила последнего, седьмого по счету, ребенка. Это была прелестная девочка. Вскоре малышку окрестили в местной церкви: она получила одно из самых распространенных на Туманном Альбионе женских имен, — Эмма.
Детство Эммы проходило в деревне Мэйр, в отцовском поместье под названием Мэйр-холл.
Мэйр-холл был поразительным местом. Огромный загородный дом XVII века, больше похожий на замок; превосходный сад в английском стиле с большим прудом; живописные угодья на многие километры вокруг. В общем, детям было где разгуляться.
Гостями Мэйр-холла были многочисленные родственники семейства Уэджвуд, — в основном, дяди и тети Эммы, привозившие в поместье своих детей. Чаще других приезжали Дарвины — Сюзанна, родная тетя Эммы, ее супруг Роберт и их шестеро детей.
Самым бойким из детей Дарвин был Чарльз. Мальчику не сиделось на месте, он днями напролет «путешествовал» по окрестностям Мэйр-холла со своими двоюродными сестрами — Эммой и Фанни.
Приключения с Чарльзом стали ярчайшим впечатлением детства и отрочества Эммы. Впоследствии Эмма признавалась, что она влюбилась в кузена очень быстро, однако тот, ершистый и стеснительный, как все подростки, долго отказывался проявлять хотя бы подобие чувства. Для Чарльза вечно чумазая, всегда готовая к любым интересным затеям, сестричка, была не более чем товарищем по приключениям.
Однако в 1826 году, когда Уэджвуды и Дарвины совершили великолепный совместный вояж по Европе, в вагоне поезда, следующего из Женевы в Париж, между 18-летней Эммой и 17-летним Чарльзом наконец-то пробежала искра первой любви.
Эмма к тому моменту уже не была той чумазой девочкой, что помогала Чарльзу искать дождевых червей. Мисс Уэджвуд превратилась в очаровательную красавицу, которая, к тому же, отличалась скромностью, добродетельностью и умом.
Студент медицинской школы Эдинбургского университета Чарльз Дарвин обожал говорить с Эммой о своей научной работе. Девушка слушала невероятно внимательно и порой делала замечания, которые наталкивали юного натуралиста на решение той или иной задачи.
В марте 1827 года Чарльз представил в Плиниане свое первое открытие о черных спорах, обнаруженных в раковинах устриц. Научное сообщество приняло работу молодого человека благосклонно, о чем он немедленно сообщил Эмме в Мэйр-Холл. Девушка была невероятно счастлива за брата.
В 1831 году Чарльз Дарвин решил отправиться в кругосветное плавание на Корабле Ее Величества «Бигль». Отец Роберт Дарвин, считавший увлечение сына наукой ненужной блажью, запретил Чарльзу ступать на борт «Бигля» и отказал ему в финансировании.
Узнав об этом, Эмма упросила своего отца, владельца знаменитой фарфоровой фабрики Джосайю Уэджвуда II, спонсировать путешествие Чарльза.
Пока Дарвин исследовал флору и фауну Южной Америки, Новой Зеландии и Австралии, Эмме поступило несколько брачных предложений, и все она отвергла.
Дарвин возвратился в 1836 году. Эмме Уэджвуд было уже 28 лет, и в свете ее напрямую называли «старой девой».
27-летний Чарльз, который и раньше не отличался крепким здоровьем, возвратился из путешествия совершенно разбитым.
Дарвина мучили головокружение, боли в животе, экзема, головные боли, обмороки, бессонница, шум в ушах, депрессия. Врачи, к которым обращался Чарльз, оказались не в силах поставить натуралисту диагноз.
Врачи на какое-то время запретили Дарвину работать, и он задумался о женитьбе. Ранее Чарльз неоднократно говорил, что, если он когда-нибудь женится, то только на Эмме. Но годы шли, а предложение все никак не поступало. При этом, кузина не становилась моложе.
В 1838 году Дарвин в своем блокноте нарисовал таблицу из двух колонок: «Жениться» и «Не жениться».
В первой колонке были такие пункты, как «Постоянный спутник и друг в старости, в любом случае лучше, чем собака».
Во второй колонке содержались негативные стороны брака, например: «Меньше денег на книги», «Ужасная потеря времени».
Одним из важнейших опасений Дарвина в отношении брака с Эммой было близкое родство. Брак с кузиной Чарльз называл «близкородственным скрещиванием».
В ноябре 1838 года 29-летний Дарвин все-таки переборол сомнения и сделал предложение 30-летней Эмме.
Венчание состоялось в англиканской церкви Святого Петра в Мэйре, причем, церемонию провел двоюродный брат жениха и невесты преподобный Джон Аллен Уэджвуд.
До 1841 года Дарвины жили в Лондоне, где родились двое их детей — Уильям и Энни.
В 1841 году семья приобрела великолепный дом «Даун-Хаус» в деревне Даун графства Кент. «Даун-Хаус» стал настоящей вотчиной Дарвинов, их семейным гнездом.
Чарльз был счастлив:
«Очарование этого места для меня в том, что почти каждое поле пересекается (как, увы, и наше) одной или несколькими пешеходными дорожками — я никогда не видел столько прогулок ни в одной другой стране».
В Даун-Хаусе у Дарвинов родилось еще восемь детей. Увы, теория Чарльза о «близкородственном скрещивании» отчасти подтвердилась: дети были болезненными и слабыми, а трое детей, и вовсе, покинули этот мир.
Дочка Мэри и сын Чарльз умерли в возрасте нескольких недель и двух лет соответственно. Огромным ударом для родителей стала смерть 10-летней Энни Элизабет, любимицы и мамы, и папы. Девочка скончалась по неизвестной причине: доктора настаивали на туберкулезе, но Дарвин был уверен все в том же «близкородственном скрещивании».
Брак Эммы и Чарльза можно было охарактеризовать одним словом — забота. Забота Эммы о детях и, в первую очередь, о супруге. Переписка Дарвина с супругой весьма обширна, и представляет интерес не только для историков, но и для психологов. Так, социальный психолог Эндрю Брэдбери писал:
«В письмах Дарвина Эмма всегда была матерью, никогда ребенком, Дарвин всегда был ребенком, никогда отцом».
В своих письмах, и не только в письмах, Чарльз называл Эмму «мамушка, мамочка»:
«Моя дорогая старая мамушка … Без тебя, когда я болен, я чувствую себя самым опустошенным … О, мамочка, я так хочу быть с тобой и под твоей защитой, потому что тогда я чувствую себя в безопасности «.
Трудно поверить, что это письмо написано жене 39-летним мужчиной.
Дарвин признавался доктору Чепмену, наблюдавшему его в Даун-Хаусе, что при разлуке с Эммой он ощущает нервозность, переходящую в настоящую панику.
По мере того, как неведомая болезнь Чарльза прогрессировала, Эмма ухаживала за ним, следила, чтобы великий ученый-натуралист не переутомлялся, заставляла брать отпуск, помогала ему в работе.
Кроме того, на Эмме Дарвин была забота о семерых детях.
В 1882 году Чарльзу Дарвину наконец-то поставили диагноз «стенокардия». В те времена это означало коронарный тромбоз и сердечную недостаточность.
В середине весны создателю «Происхождения видов» стало плохо, он понял, что умирает. Позвав дорогую супругу, Дарвин сказал:
«Я ни в малейшей степени не боюсь смерти. Главное, всегда помните, какой хорошей женой вы были для меня».
19 апреля 1882 года Чарльз Дарвин скончался в возрасте 73 лет.
После смерти мужа Эмма Дарвин переехала в Кембридж, где купила большой дом под названием The Grove («Роща»). В «Роще» Эмма принимала своих детей и любимых внучат.
Дети Дарвинов, при наличии определенных проблем со здоровьем, оказались умными и успешными людьми. Гораций Дарвин стал мэром Кембриджа; Фрэнсис — ботаником; Джордж Говард — астрономом и математиком; Леонард — председателем Королевского географического общества; Уильям — банкиром. Дочь Генриетта удачно вышла замуж, Элизабет вела активную общественную деятельность, помогала бедным.
Остаток жизни мадам Дарвин посвятила заботе о научном наследии своего супруга. 7 октября 1896 года Эмма Дарвин скончалась в возрасте 88 лет. На смертном одре она просила детей жить дружно и всегда любить своего отца…
Так сложилась судьба женщины, которая посвятила всю свою жизнь одному-единственному мужчине — с раннего детства и до последнего вздоха.