Голливудская актриса Джоан Кроуфорд не могла иметь детей. Ее первый брак с Дугласом Фэрбенксом-младшим с 1929 по 1933 год был бездетным, что привело к их разводу.
Джоан вышла замуж за Франшо Тона в 1935 году и снова не смогла стать матерью. После нескольких неудачных попыток выносить ребенка и развода, Кроуфорд отчаялась и решила взять приемного малыша.
Мужчины появлялись в ее жизни и исчезали, а она остро нуждалась в безусловной и бескорыстной любви, которую мог дать только ребенок.
Джоан была разведена и законы Калифорнии не позволяли ей усыновлять детей в пределах штата, поэтому она обратилась для этой процедуры в одно известное агентство в другом штате.
Кроуфорд удочерила девочку, которой было несколько месяцев, в 1939 году и назвала ее Джоан Кроуфорд-младшая. Со временем она поняла, что настоящая Джоан Кроуфорд должна быть только одна и приемная дочь получила имя Кристина.
«Пример родителей сказывается на том, какую семью ты создашь», — всегда повторяла мисс Кроуфорд. Она знала, о чем говорила — ее собственное детство не было безоблачным.
Отец ушел из семьи, когда Люсиль Фэй Лесюэр, будущей Джоан Кроуфорд, было десять месяцев, а когда ей исполнилось пять лет, у нее был уже третий отчим.
Семья еле сводила концы с концами, прозябала в бедности и вызвала у Люсиль стойкую ненависть к грязи и беспорядку на всю жизнь. Девочке приходилось работать, чтобы заплатить за свою учебу в колледже Святой Агнессы: мыть полы в учебном заведении и готовить еду.
Вскоре она стала хористкой на Бродвее и была замечена боссами студии Metro-Goldwyn-Mayer в 1924 году. Девушка обладала яркой индивидуальностью и запоминающейся внешностью: высокие скулы, безупречный овал лица, капризно изогнутые губы и большие глаза.
Сильный характер, великолепная пластика и физическая привлекательность выгодно отличали Джоан среди тысячи старлеток и она всегда привыкла получать то, что хотела. Преодолев бедность и трудности, Кроуфорд оказалась на вершине голливудского Олимпа.
Бурная личная жизнь, несколько браков, роман с Кларком Гейблом, множество скандалов и слухов вокруг ее имени… И вот — мисс Кроуфорд становится примерной матерью в возрасте около 35 лет.
Ее поступок, который высоко оценивался в популярных журналах о счастливой семейной жизни, позволил заговорить о Джоан, как о великодушной женщине с добрым сердцем.
Малышка, которую она удочерила, была отказным ребенком американской несовершеннолетней матери и женатого моряка, который сбежал после короткой интрижки к законной жене.
Девочка родилась 11 июня 1939 года и своей матери она была не нужна. Заплатив кругленькую сумму, Джоан через агентство по усыновлению оформила необходимые бумаги и забрала ребенка.
Кристина поселилась со своей приемной матерью в просторном доме в Брентвуде, Лос-Анджелес, в обстановке роскоши. У девочки началась сказочная жизнь.
Дорогие подарки и игрушки, красивая одежда, няни и повара, бассейн и прогулки, детские праздники и чудесные лакомства.
Мисс Кроуфорд наряжала дочь как куколку и всем говорила:
— Тина — моя любимая девочка! Мой ангелочек!
Кристина, в свою очередь, должна была обращаться к Джоан только как к «дорогой мамочке».
Фотографии белокурой малышки и кинозвезды украшали обложки журналов, а Джоан стала примером идеальной матери.
21 июля 1942 года Кроуфорд вышла замуж за актера Филиппа Терри и пара усыновила мальчика по имени Кристофер. В 1946 году брак распался, а в смутной детской памяти Кристины остались неясные картинки семейных сцен: мама плачет, где-то падает и разбивается посуда, Филипп уезжает, значит, мама не будет больше плакать.
После развода Кроуфорд сохранила опеку над обоими детьми. Джоан вела богемный образ жизни и часто снималась, но старалась уделять много внимания детям.
В 1947 году Кроуфорд, мечтавшая о большой семье, стала многодетной матерью: она удочерила девочек-двойняшек, которых она назвала Синди и Кэти. Мать девочек скончалась после родов от почечной недостаточности, а отец отказался от детей.
Слава, деньги и внимание мужчин периодически сносили Джоан Кроурфорд голову — она никогда не отличалась уравновешенным поведением, но для маленькой Кристины мать до поры до времени оставалась самым близким и любимым человеком.
Через несколько лет проявились особенности характера Тины. Девочка росла невероятно своевольной, упрямой и избалованной, а приемная мать старалась воспитывать ее в строгости и корректировать поведение.
У каждого ребенка были свои обязанности по дому. Джоан не хотела, чтобы они росли избалованными голливудскими дитятками.
Кроуфорд, безусловно, было трудно воспитывать четверых детей (а то и пятерых — в семье в течение года жил усыновленный мальчик, которого потом, одумавшись, вернула родная мать) в одиночку, вполне возможно, что она была чрезмерно строгой.
«Я была строгим сторонником дисциплины, возможно, временами даже слишком строгим, но, Боже мой, что такое жизнь без дисциплины?» — признавалась Джоан Кроуфорд.
Джоан была заметно более требовательна к Кристине, чем к младшим детям. Известен случай, о котором поведала уже взрослая Кристина.
Засыпая в свой спальне, девочка пальчиком обводила узор на дорогих обоях до тех пор, пока не проковыряла дырку в стене до штукатурки. Увидев это безобразие, Джоан пришла в ярость и в качестве наказания изрезала ножницами любимое желтое платье Кристины.
Детская обида на мать запомнилась на всю жизнь, несмотря на то, что количество платьев Кристины исчислялось десятками. Посмотрела бы Тина на девчонок своего возраста — не многим повезло иметь мать-кинозвезду!
В возрасте десяти лет Кристину отдали в элитную школу Чедвик в Палос-Вердес. С матерью она виделась только на каникулах и по праздникам. В этой школе учились дети голливудских знаменитостей.
После окончания престижной школы-интерната Кристина переехала из Калифорнии в Питтсбург, чтобы поступить в театральную школу Карнеги-Меллона.
Джоан оплатила обучение Кристины актерскому мастерству, но девушка бросила колледж всего после одного семестра, а затем переехала в Нью-Йорк, где продолжила актерское образование.
В 1955 году Джоан Кроуфорд вышла замуж за своего четвертого мужа, Альфреда Стила, президента компании «Пепси-Кола». Этот поздний брак оказался для актрисы счастливым.
Не обошлось без ревности. Временами Джоан утверждала, что Кристина пыталась флиртовать с Альфредом Стилом. По понятным причинам стареющая звезда постаралась ограничить общение с юной дочерью.
Кристина почувствовала себя лишним человеком в семье и прежде всего никчемным довеском своей талантливой матери.
Звезд с неба девушка не хватала, хотя и выступала на бродвейских подмостках. В 1960 году, благодаря связям матери в кино, Кристина получила роль второго плана в криминальной драме «Сила импульса», вышедшей на экраны в 1961 году.
В 1961 году она получила небольшую роль Моники Джордж в мюзикле «Дикарь», фильме с Элвисом Пресли в главной роли. Дальше были несколько проходных фильмов с незначительными ролями.
В октябре 1965 года Тина появилась в фильме Нила Саймона «Босиком в парке» вместе с актрисой Мирной Лой, подругой ее матери, но вскоре была отстранена от съемок, так как актерский состав пожаловался на непрофессиональное поведение и скверный характер Кристины.
Она считалась довольно способной актрисой, но с ней было очень трудно работать на съемочной площадке. Мирна Лой назвала ее «упрямой», заявив в своей автобиографии «Бытие и становление»:
«У нас не было никаких проблем с «Босиком в парке», пока не появилась Кристина. Мысль о дочери Джоан, играющей эту роль, приводила меня в восторг, пока я не обнаружила, насколько упрямым был этот ребенок… Я никогда не знала никого, похожего на нее, никогда. Ее упрямство было действительно невероятным. Она не делала ни одной вещи, о которой ее просили».
28-летняя Тина играла роль Джоан Кейн в мыльной опере «Тайный шторм» в Нью-Йорке. В октябре 1968 года у нее случились проблемы со здоровьем и она была экстренно прооперирована по поводу кисты яичника.
Пока Тина находилась в больнице, восстанавливаясь после экстренной операции, продюсер Глория Монти и руководители телеканала попросили Джоан заменить дочь в постановке.
Джоан Кроурфорд согласилась, хотя сделала это неохотно, понимая, что иначе Кристину заменят другой актрисой и роль для нее будет потеряна. После нескольких серий с участием Джоан аудитория фильма возросла вдвое, к большому огорчению Кристины, которая от обиды на мать покинула сериал.
Продюсеры «убрали» роль Джоан Кейн, объяснив, что данная сюжетная линия исчерпала себя.
Обстановка накалялась и отношения Кристины и Джоан обострились: настал день, когда дочь села за книгу воспоминаний о своем детстве и задумала очернить свою приемную мать.
За глянцевой картинкой журналов таилась другая жизнь семьи Кроуфорд и об этом решила рассказать Кристина. «Она удочерила нас для рекламы», — говорила она.
Каждый год детям Кроурфорд в Рождество или день рождения разрешалось выбирать из многочисленных подарков только один, в то время как все остальные раздавались детским больницам или благотворительным организациям.
Затем мать просила детей написать благодарственные открытки дарителям за подарки, которые им не разрешили оставить себе.
«Все дело было во власти и лишениях. В детстве мне совершенно не доверяли. Я чувствовала себя совершенно одинокой», — писала Кристина.
…Утром 10 мая 1977 года Джоан Кроуфорд умерла от сердечного приступа в своей манхэттенской квартире. Все дети, в том числе Кристина и Кристофер, ознакомились с завещанием приемной матери.
В окончательном варианте своего завещания, которое было написано 28 октября 1976 года, Кроуфорд значительную сумму оставила различным благотворительным организациям и завещала приемным дочерям Синди и Кэти, по 77500 долларов каждой, а Кристине и Кристоферу не оставила ни цента.
Брат и сестра были потрясены: мать вероломно лишила их наследства, указав в завещании, что «причина им хорошо известна». Кристина и Кристофер оспорили завещание, объявив, что сестра Кэти «намеренно воспользовались слабостью и искаженным умственным и физическим состоянием, чтобы втереться в доверие к Джоан».
Лишенная наследства Кристина решилась на месть: через год после смерти она Джоан выпустила книгу «Дорогая мамочка», которая произвела большой резонанс.
Джоан Кроурфорд была выставлена монстром: злой и жестокой, невнимательной и лживой, склонной к непредсказуемым вспышкам ярости, сильно пьющей и меняющей мужчин.
Кристина описывала, как Джоан вытащила ее из постели посреди ночи, когда ей было девять лет, и ударила по голове банкой чистящего порошка за то, что она оставила мыльные разводы на полу в ванной.
Приемная дочь заявила, что мать избивала ее вешалкой для одежды, а когда она отказалась есть стейк с кровью, велела прислуге поставить тарелку в холодильник и не давать другой еды, пока Тина не доест свой ужин.
Обвинения были обнародованы после смерти Джоан Кроуфорд. Ни подтвердить, ни опровергнуть свою версию случившегося она уже не могла. Младшие дети Кроуфорд, Синди и Кэти, заявили, что Джоан всегда была любящей и внимательной матерью.
В 1981 году была выпущена экранизация книги, в которой Фэй Данауэй сыграла Джоан Кроуфорд. Кстати, Фэй была в этой отрицательной роли настолько убедительна, что чуть не испортила себе карьеру.
Кристина в личной жизни не была счастлива: три брака, закончившиеся разводами, тяжелейший инсульт в возрасте 42 лет. Детей у нее не было, а актерская карьера не удалась. Кристине Кроурфорд сейчас 84 года.