Катя гордо шла по улице. Прохожие и не догадывались, что перед ними самая простая прачка, а не барыня. Платье на ней было по последней моде, а дорогая шляпка и ботинки. кружевной зонт прикрывал от яркого одесского солнца.
И только Коля и Маруся, шагавшие рядом с матерью, знали, чего стоят ей эти наряды. Бессонные ночи и целые горы чужого грязного белья.
В 1855 году в Гамбурово Ананьевского уезда Херсонской губернии у крестьянина Осипа Корнейчука и его жены родилась девочка. Семья была небольшой – родители, их сын Фома и новорожденная Екатерина. У жены Осипа было слабое здоровье, поэтому больше детей у нее не было.
Когда Екатерина выросла, то уже в 15 лет стала высокой и красивой девушкой, к тому же невероятно трудолюбивой. Парни на нее засматривались, но красавица не спешила отдавать свое сердце навязчивым ухажерам. Никому из претендентов на ее руку и сердце она не давали ни единого шанса.
В 1872 году в Ананьевско уезде бушевала оспа. Это одна из последних сильных вспышек, которая унесла жизни многий жителей уезда. Чета Корнейчуков не стала исключением. Екатерина с братом тоже переболели. На лице девушки на всю жизнь остались страшные напоминания о событиях тех лет. Но и это не испортило ее привлекательности.
Осиротевшие брат и сестра решили отправиться в Одессу. В большом городе было проще найти работу и прокормиться. Екатерина устроилась швеей, а Фома – кучером. Здесь пути-дорожки брата и сестры практически расходятся. Они редко видятся, и каждый из них живет своей жизнью.
Одесса преобразила Екатерину. После нескольких лет жизни в городе она превратилась в модную барышню. По ее внешнему виду было сложно предположить, что до семнадцати лет она жила в деревне и мало чем отличалась от обычной крестьянки.
Она даже сделала фото на память в одном из модных фотоателье Одессы. В Димо.
Вскоре она бросила швейное мастерство и нашла более «чистое» занятие. Устроилась горничной в приличную одесскую семью Левинсонов. Она выигрывала в заработке, да и работа горничной была чище и проще.
Глава семейства, Соломон Михайлович Левинсон, работал врачом, а по совместительству держал типографию.
Семья Левинсонов была многодетной: пять сыновей и три дочери. Старшему Эммануилу на тот момент было 25 лет. Молодой человек решил пойти по стопам отца и учился в Медицинском университете. Уже в те годы о нем отзывались, как об умном, начитанном, перспективном последователе Гиппократа.
Кроме описанных талантов молодой Левинсон обладал прекрасным чувством юмора и был хорош собой. Неудивительно, что между ним и Екатериной возникли чувства друг к другу.
Эммануил хотел жениться на Кате, но она отказалась сменить православную веру на иудейскую. Как несложно догадаться, Левинсоны были евреями по национальности.
В 1879 году Екатерина родила дочь Марию. Соломон Михайлович не противился отношениям своего сына и горничной. Он выделил Кате и ее дочери отдельную комнату во флигеле для проживания.
Через год все семейство Левинсонов перебирается в столицу. Катю и дочь они забирают с собой.
Спустя два года весной Катя рожает сына. Это был крепкий и здоровый малыш, с живыми глазами-бусинками. Назвали его Колей и дали ему фамилию матери – Корнейчуков, без отчества.
В 1885 году родители Эммануила решить женить сына. Невесту, соответственно, подыскали той же веры, что и сами. Ею оказалась 28-летняя Клара Исааковна Рабинович.
Девушка была чудо, как хороша собой. Кроме всех прочих достоинств, она тоже была не чужда медицины. Имела диплом акушерки и могла лечить детские болезни.
Эммануил сначала противился воле родителей – он любил детей и Катю. Но постепенно стал все реже бывать в ее доме. Вскоре Левинсоны объявили о своем переезде в Баку. Екатерине не предложили последовать за любимым, она приняла решение вернуться в Одессу.
Жизнь Екатерины с двумя маленькими детьми на руках была нелегкой, хотя Эммануил продолжал помогать ей финансово. Одинокая мать поселилась во флигеле дома Макрия, известного одесского домовладельца. Такие помещения не предполагали большого уюта, но пользовались большим спросом. За сравнительно небольшие деньги можно было получить крышу над головой.
- Комната Корнейчуков напоминала погреб: в нее вели три большие ступеньки, а под полом находился подвал. Когда семья вошла в новый дом, дети стали плакать и кричать: «Мы здесь жить не будем». Они привыкли к лучшим бытовым условиям, и эта коморка казалась им чем-то ужасным и страшным.
Зрелище действительно было неприятное: влажные от сырости стены, мусор и грязь. К счастью, не было дохлых крыс. Екатерина Осиповна схватила веник и тряпку и стала наводить чистоту. Ей, крестьянской девушке по рождению, было не привыкать к такого рода тяготам.
Через несколько недель комнату украсили красивые занавески, украшенные вышивкой полотенца. Пригодился полученный когда-то опыт швеи. Жилище сверкало от чистоты.
Для Екатерины Осиповны никто на свете не был так важен, как ее дети — Коля и Маруся. Она готова была вынести все, лишь бы у них было все необходимое. Соседи сплетничали за ее спиной, мол, нарожала не пойми от кого, а ведет себя как королева: ходит с гордо поднятой головой.
- Вскоре Эммануил перестал присылать деньги и дела Екатерины пошли на спад. Ей даже пришлось устроиться прачкой. Одна из самых тяжелый. Но при этом достаточно хорошо оплачиваемых профессий. Коля и Маруся помогали матери, наполняя огромные бочки водой.
О том, что Катя работает прачкой, знали немногие. По внешнему виды Корнейчуков было сложно об этом догадаться. Даже родной брат Фома побаивался свою сестру и называл уважительно Екатериной Осиповной. Прачка выглядела не хуже местных барынь.
По воскресеньям Екатерина наряжалась и выводила детей на прогулку по бульвару, мужчины приподнимали перед ней шляпы.
Она нашла средства на обучение детей и сама не прочь была провести вечер за книгой.
В девять лет мать отдала сына в гимназию. Мальчик оказался невероятно талантливым.
Беда пришла, откуда не ждали. В пятом классе Колю отчисляют, всему виной вышедший «Закон о кухаркиных детях», запрещающий детям простых работников учиться в учебных заведениях. Мать во всем корила себя, из-за ее низкого происхождения ее сын теперь не сможет стать уважаемым человеком.
Отчисление мальчику не помешало самостоятельно учиться дома. В 1901 году 19-летний юноша начал писать статьи для «Одесских новостей», а через несколько лет стал работать в Лондоне как специальный корреспондент. С этого момента его карьера стремительно растет.
Вскоре читающая публика узнала новое им в мире критической литературы. Коля стал писать публикации под псевдонимом «Корней Чуковский». Он знакомится с самыми известными писателями того времени.
Его портрет вызвался писать сам Илья Репин!
Когда у Чуковского появилась своя семья, он стал писать детские произведения. Построил дачу в Куоккале (ныне Репино, Санкт-Петербург). Мать приезжала к нему в гости, но не соглашалась остаться жить.
В 1913 году на даче Чуковского в Куоккале неожиданно появился его отец. Он долг не решался на эту поездку, но, в конце концов, захотел увидеть знаменитого к тому времени сына. Коля не принял Эммануила Соломоновича. Не простил ему материнских слез, пролитых бессонными ночами в подушку.
Сама же Екатерина всю жизнь продолжала любить отца своих детей. У нее всегда висел его портрет. Она давно простила ему предательство и была благодарна за подаренных ей детей.
Мать знаменитого писателя ушла из жизни в 1931 году в возрасте 76 лет.
Так сложилась судьба девушки, рожденной крестьянкой, ставшей прачкой, матерью незаконнорожденных детей.