Влиятельному советскому номенклатурщику Михаилу Суслову были доступны все привилегии «кремлёвских небожителей». Но этот скромный человек много лет ходил в одном пальто и потёртых галошах. На приёмах игнорировал изысканные яства, предпочитая им простое пюре с сосисками.
Аскетичность товарища Суслова вызывала ропот среди членов политбюро. Ну куда он девает деньги? Это загадка была раскрыта только после его смерти.
В начале 1920-х паренька из Саратовской губернии направили по комсомольской путёвке учиться в Москву на рабфак. Потом был плехановский институт, аспирантура, преподавание политэкономии в МГУ и параллельная учеба в институте Красной профессуры. Оттуда и направили Михаила Андреевича на партийную работу в Ростов-на-Дону.
В 1937 его, в то время уже секретаря обкома, арестовали как врага народа, вменив «содействие в проникновении враждебных кадров во власть». Тогда решительный Суслов смог оправдаться. Но оказалось, что до смерти Сталина он ходил по острию ножа.
Берия его ненавидел. Когда в 1953-м арестовали “кровавого карлика” и вскрыли его личный сейф, оказалось,что Суслов был в списке номер один подлежащим устранению. Мстительный Лаврентий так и не смог забыть тот случай…
На званых трапезах у Сталина с участием членов политбюро, Лаврентий Павлович обожал “поозорничать”. То соус “случайно” прольёт кому-нибудь на костюм, то подложит под сиденье помидор… И как-то объектом розыгрыша выбрал Суслова. Но всё пошло не по плану… Михаил Андреевич резко встал и громко во всеуслышание заявил:
Если когда-нибудь что-то подобное повторится, вот эта тарелка с борщом выльется на вас.
Берия тогда смолчал, но зло затаил. И только ждал подходящего момента…
Во время Великой Отечественной Суслов организовывал на Ставрополье партизанское движение. Там в лесах обострилась его болезнь лёгких, которой он страдал, пережив голод в Поволжье. Боясь рецидива, он всю жизнь надевал на ботинки калоши. Брежнев шутил:
Суслов ничего не боится, кроме сквозняков…
А сразу после победы Михаил Алексеевич боролся с «лесными братьями в Литве». Тогда же Сталин увидел в нём идеолога партии и назначил начальником Управления пропаганды и агитации ЦК КПСС.
Отношения Суслова и Хрущёва первое время были неплохими. Но резкие публичные высказывания эмоционального генсека не раз приводили к утечке закрытой информации.
Это невероятно раздражало педантичного Суслова. Когда было решено сместить Хрущёва с поста, кто-то должен был сделать доклад. Но все члены политбюро отказались. И тогда доклад зачитал «ортодоксальный марксист” Суслов.
Это он в 1956-м настоял на введении советских войск в Будапешт. С его именем связывают гонения на диссидента Солженицына и ссылку академика Сахарова.
Несмотря на жёсткость, влиятельного партийца уважали. Ведь никаких поблажек, в первую очередь себе, он никогда не делал.
В его 12-метровой спальне в московской квартире находилась лишь кровать и полки с книгами. Таким же был и кабинет.
После смерти жены Суслов жил на госдаче в Сосновке вместе с дочерью, зятем и внуками. После его смерти семья сразу сдала дачу государству. Тогда же был вскрыт личный сейф партийца. В нём лежали солидные пачки квитанций.
Оказалось, что Михаил Андреевич на постоянной основе отчислял часть своей зарплаты в Фонд мира. Хранить тайну было уже незачем.
И первый секретарь Ленинградского обкома Григорий Романов рассказал тестю Суслова, что тот получив в 1974 году Димитровскую премию 10 000 долларов, совершенно сумасшедшую в пересчёте на советские деньги сумму, полностью перевёл её на строительство Пискарёвского кладбища. Этот поступок он утаил даже от родных.
На даче Михаила Андреевича висели огромные настенные часы. В тот день, когда его не стало, стрелки старого механизма остановились. А Брежнев, получив печальную новость, заплакал. И всё повторял: “Не уберегли Мишу».