Одна из горестных страниц в истории христианства – казнь Иисуса Христа — его распятие на кресте, а затем – его погребение. Во всех четырех вариантах Евангелие это печальное событие зафиксировано. Сообщается, что тело казненного на горе Голгофе Иисуса Христа забрал один из его учеников, Иосиф из Аримафеи.
Будучи человеком состоятельным, он владел пещерой на горе, где распяли Христа. Он сам обратился к прокуратору (римскому префекту Иудеи) Понтию Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса Христа из Назарета. И получил на это согласие.
О недолгих страданиях и мучениях Христа
Стоит отметить, что скорая смерть Иисуса поразила и Понтия Пилата, и охранников, которые усугубляли страдания приговоренных к казни.
Осужденные к распятию сами несли свой крест на плечах. После казни их страдания длились по нескольку дней. Они от жажды и боли медленно умирали под палящими лучами солнца, вызывая страх у случайных прохожих. Нередко она наступала быстрее, когда охранники перебивали страдальцам мечами голени.
Но смерть Христа по своей скоротечности поразила всех. Когда охранник через 6 часов после казни подошел к двум распятым вместе с Иисусом разбойникам, чтобы перебить им голени, Спаситель был уже мертв.
При этом, как утверждал Евангелист Иоанн, ставший свидетелем, последними распятия, в свои последние минуты жизни Иисус обратился с молитвой к своему Отцу Небесному и просил простить своих мучителей, «ибо они не знают, что творят». После этого из груди его вырвалось: «свершилось», и жизнь покинула его.
Получив тело Спасителя, Иосиф из Аримафеи завернул его в плащаницу и поместил в маленькую пещеру на горе Голгофе, которая находилась за городской стеной. Там была вырублена своеобразная скамья (ложе), куда возложили тело. Выбор такого странного места захоронения имеет вполне конкретное объяснение.
По иудейской традиции, хоронить усопших в черте города не разрешалось, потому что любое мертвое тело считалось нечистым, и прикасаться никоим образом к нему было нельзя. Культ почитания могил у евреев отсутствует.
Именно поэтому для захоронений находили места в горных породах за пределами городов. Кстати, вокруг Иерусалима до сих пор находят множество пещерных захоронений.
Спаситель, по иудейским канонам, был положен ногами на восток (в сторону входа), головой – на запад. Вход в Гроб Господень, куда поместили тело Христа, закрыли большим камнем. Оплакивать ушедшего из жизни пришли Мария Магдалина и Мария, мать Иисуса. А вернувшись к гробу через три дня, они обнаружили его пустым.
Прошло некоторое время, и место погребения Христа было утеряно. Причиной тому стало разрушение Иерусалима полководцем Титом Флавием (впоследствии – императором Римской империи), а затем – желание другого правителя Римской империи – Адриана – полностью выстроить новый город на месте Иерусалима.
А в знак почитания языческих богов — возвести на месте казни Иисуса храм во имя сладострастной Венеры, что и было сделано.
Обретение Гроба Господня случилось в 326 г, во время царствования первого римского императора Константина. Он активно проповедовал христианство и ему удалось объединить земли великой империи.
Но одним из наиболее выдающихся его достижений считается его способность добиться прекращения гонений христиан.
В предании, посвященном жизни императора, рассказывается, что в ночь перед важнейшим сражением стратегу приснился удивительный сон. В нем он увидел тот крест, который нес приговоренный к распятию Иисус и был на нем распят.
Это сновидение придало полководцу сил уверенности в победе. И он ее действительно одержал. Впоследствии он решил обязательно отыскать святыню. Помогла в этих поисках его мать, царица Елена, отправившаяся в Иерусалим, чтобы найти Гроб Господень.
Как гласит легенда, поиски ее увенчалась успехом. Святая Елена нашла место казни и погребения Спасителя. Сделать это было непросто. Оказалось, что к тому времени лобное место и пещерка, где был погребен мессия, представляли собой небольшой холмик, засыпанный каменными осколками и мусором.
Их разгребли, и обнаружилась небольшая пещерка, внутри которой из камня было выбито погребальное ложе в виде скамьи. Кроме того, были найдены также кресты, на которых были распяты три приговоренных к казни, а также таблички с их именами.
Были найдены даже гвозди, которыми их прибивали к крестам. На одной из табличек обнаружили надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Часовня Кувуклия – место нахождения Гроба Господня
Предполагали, что на одном из найденных крестов был распят Спаситель, но определить, какой из них – было невозможно. Как и при многих открытиях, помогла случайность.
По свидетельству одного из историков VI в, в ходе поисков произошло необычное событие. Среди тех, кто вел поиски, находился человек, который был нездоров. После того как он ненароком прикоснулся к одному из крестов, произошло волшебное исцеление больного. Так поняли, что именно данный крест был тем, на котором распяли Иисуса.
После этого Елена приказала построить в месте найденной гробницы часовню. Так было положено начало строительства первого Храма Гроба Господня. Сегодня он состоит из нескольких приделов, первым из которых и стала часовня Кувуклия. Она была построена уже в 335 году.
Сейчас оказалась в центре храмовой архитектуры и покрыла собой пещеру Гроба Господня.
Собственно, как и сам Храм. Если первоначально он находился за чертой города, то по мере роста городских кварталов и расширения площади города сооружение оказалось почти в центре городских построек. История часовни сложна: ее разрушали и восстанавливали несколько раз.
Впервые после постройки в 1009 году ее полностью разрушили вторгшиеся в эти земли отряды мусульман. Поднимал ее из руин в течение 1042-1048 гг. император Византии Константин Мономах. XII век стал временем ее обновления, которое провели крестоносцы.
Новое преобразование она претерпела в 1555 году, когда была перестроена. В этом возникла явная необходимость, потому что паломники, посещающие Храм Гроба Господня, считали своим долгом отколоть и унести с собой хотя бы малый кусочек пещерки, где был погребен Спаситель.
Чтобы прекратить уничтожение святыни паломниками, ложе закрыли мраморной белой плитой. С этого времени было категорически запрещено забирать с собой подобные сувениры.
Следующим ударом для Кувуклии стал пожар 1808 года. Но на этом злоключения не закончились. В 1927 году она пострадала от землетрясения. Чтобы в дальнейшем уберечь ее от разрушения, было принято решение укрепить после снаружи боковые стороны стальными балками и стяжками.
Несмотря на многочисленные утверждения, что именно место, которое нашла святая Елена и повелела выстроить там Кувуклию и является лобным, ученые с большим недоверием долгое время относились к подобным умозаключениям. Они требовали подтверждения.
Именно поэтому в 2015-м году Патриарх Иерусалима, обсудив свое решение со своими коллегами, дал «добро» на исследование часовни учеными. Выбор пал на исследователей-сотрудников национального технического Афинского университета.
Что обнаружили специалисты
Все работы проводились в обстановке строжайшего контроля за действиями ученых. За каждым их действием следили семь видеокамер. После снятия верхней плиты, установленной в 1555 г, исследователи обнаружили слой обломков камней. После их удаления обнаружилась другая плита из мрамора. На ее поверхности был вырезан крест.
Ученые предположили, что ее появление было связано с приходом сюда крестоносцев, которые возложили плиту во время своих Крестовых походов.
Самым удивительным оказалось то, что погребальное ложе, прикрытое тяжелым мрамором, оказалось нетронутым.
Даже после этой находки у ученых не было полной уверенности, что они обнаружили фактическое место погребения Христа. Очень уж удивительным было то, что сохранилось.
Тем не менее, именно здесь ежегодно тысячи паломников и служителей церквей ожидают схождения Благодатного Огня. И здесь это происходит каждый год, что является лучшим подтверждением подлинности найденной святыни.