— Я отказался от власти ради нее один раз, откажусь ради нее снова.
— Это не разумно, — говорил Родзянко князю Михаилу, после того, как тот отрекся от престола повторно.
Но сделанного не воротишь. И если Эдуард Восьмой отрекся от трона ради любимой разведенки-американки без особых последствий для Англии, то отречение младшего братца Николая Второго дало толчок революции в России. Зато… была любовь.
Ненужная власть
Михаил Романов, родившийся в царской семье в 1878, никогда к власти особо не рвался. Да и в очереди на престол он был далеко не первый. Только судьба сама его выбрала и преподнесла сюрприз: после отречения Николая II он должен был стать царём!
В детстве Великий князь был любимчиком матери.
Мягкий характер запасного престолонаследника долгое время не позволял ему идти против воли родителей. Его браку с фрейлиной противилась мать. И до тех пор, пока Михаил не повстречал Наталью Брасову, он, в принципе, не особо и спорил с родителями.
Наталья же была коренная москвичка. Ее отец — присяжный поверенный, а мать происходила из рода Свенцицких (дворянка). Наталью в семье очень любили. В 16 она влюбилась в красавца Сергея Мамонтова, вышла за него замуж и родила дочку Таточку.
Правда замужем находиться Наталье было непривычно скучно. Последовал развод. И вторым ее браком стал союз с поручиком Вульфертом.
- В 1908 во время смотров войск Наталью и представили князю Михаилу.
Тем же вечером на балу князь ежесекундно оказывал знаки внимания мадам Вульферт и кружился с ней в танце. В Свете это считалось негласным признанием в любви. Наталья ответила взаимностью…
Замужняя дама вступила в отношения с князем, и они развивались так быстро, что Михаила решили поскорее отправили в Орел, чтобы прервать неугодную монархии связь.
- Но этот шаг не помог. Влюбленные продолжали любить на расстоянии.
А кончилось это тем, что графиня Шереметьевская (девичья фамилии Натальи) забеременела. И тогда женщина истребовала очередной развод, а милому родила сына. Тайно отпрыску Георгию даровали дворянство и дали фамилию Брасов. Лишь в 1912 Михаилу с Натальей дозволили выезд за границу.
Там каждый шаг четы контролировался соглядатаями. Несмотря на запрет царствующего Николая эта парочка венчалась в Вене. Царь пришел в ярость от поступка братца, отобрал у него все имущество, но заграничных счетов хватало, что бы новоиспеченные супруги великолепно зажили в Европе.
Роковое возвращение
С первых дней войны Михаил написал брату прошение о прощении. Тот позволил ему вернуться на Родину. Михаил в Первую мировую возглавил Добровольческую дивизию.
Наталья в тот период занималась обустройством больниц для солдат. После войны ее сыну от Михаила пожаловали титул графа. Саму Наталью стали именовать госпожой Брасовой.
В послевоенное время Михаил активно открещивался от престолонаследия и регентства при цесаревиче Алексее. Когда после событий 1917 к нему прислали делегацию во главе с Родзянко, он принял власть, чтобы потом передать ее Собранию. Многие отговаривали князя от такого шага, но он жаждал только быть с супругой и детьми, а править страной не желал.
Войска были готовы присягнуть второму Романову, но тот своим отказом вызвал полную неразбериху в армии. Этим воспользовались большевики. Пока князь был с семьей в Гатчине, всю семью его брата увезли в Тобольск.
А в августе уже арестовали самого Михаила и Наталью. Потом пару отпустили под домашний арест. Только в тот момент госпожа Брасова поняла, что пришло время действовать.
Она отправила мужа к властям добывать документы и говорить всем, что он будет вести жизнь обычного гражданина, а сама пошла в банк и несмотря на арест счетов вынесла оттуда свои драгоценности в рукаве.
Бежать из страны тогда было крайне трудно. И Михаила арестовали повторно. Переправили в Пермь. Брасова активно добивалась освобождения мужа, но того расстреляли в лесочке, а супруге сообщили, что он пропал. Взбешенная вдова попала на прием к Урицкому и обвинила того в устранении ее супруга.
Сына Георгия Брасова сумела переправить за границу через посольство. Потом после приема у Урицкого Наталья сама оказалась под арестом. За решеткой она симулировала болезнь и попала в больницу. Оттуда ее вытащила дочка, которая передала ей поддельные бумаги и одежду медработницы.
Через Одессу Наталья и Тата навсегда покинули Россию. На Родине Наталье было жить страшно, но и в эмиграции ей пришлось несладко.
Неласковая «заграница»
В Париже родственницу Романовых встретили враждебно. Там пришлось жить, распродавая драгоценности. Русские эмигранты винили колкую на язык женщину в том, что это из-за нее князь отрекся от власти, а потом заполыхала революция.
Дочка Натальи в 18 выскочила замуж за неподходящего мужчину и быстро развелась. Второй брак тоже сложился неудачно. Только союз с офицером Мажолье принес Тате женское счастье.
В 1935 Кирилл Романов за границей дал Наталье титул Светлейшей княгини. Но это не скрасило будни стареющей женщины. Ее сын от Михаила несколькими годами ранее разбился на машине.
После немецкой оккупации Франции княгиня тяжело болела. Из-за рака ей даже отказали в дальнейшем съеме жилья. Немощную княгиню переправили в обычную больницу, где она и закончила свои дни. Захоронили Брасову рядом с ее обожаемым сыном.
Морганатическая жена того, кто мог встать у руля Империи, прожила сложную жизнь. Только ее находчивость спасла ее саму и детей от оскала революции. Печально, что свои последние года Брасова провела в нищете и забвении.