— Я не могу… не могу!!! Я лучше уйду в монастырь!
— Кто тебе позволит, дурочка! Такова воля сеньора!
— Нет! Я не могу! Я не хочу быть женой «полумужа»!
— Этот «полумуж» стоит десятерых таких, как твой Карл!
— Но он всего лишь шут!
— Не говори никогда таких глупостей, если не хочешь оказаться на костре! При нашем дворе шуты стоят больше, чем рыцари!
Здравые размышления не помогали. 15-летняя девушка обливалась слезами всю дорогу к алтарю и обратно, рискуя навлечь на себя гнев герцога. Но обошлось.
Карлик Руперт
Эти странные маленькие люди со взрослыми лицами и игрушечными телами были практически при каждом дворе. Сеньоры – от графа до короля, считали своим долгом завести живую куклу. При итальянских и испанских дворах популярность карликов граничила с манией.
Двор Екатерины Медичи насчитывал 80 человек карлов. При дворе испанского короля Филиппа их было более 100. Работали они не только шутами и паяцами, но и звонарями, трубачами, актерами, музыкантами, а также шпионами и посыльными.
Герцог Иоганн Казимир Саксен-Кобург не был исключением. Его двор включал 213 человек и 130 лошадей. Так что места для десятка малоросликов хватило. И один из них – карлик Руперт, занимал особое положение.
Влияние на Иоганна Казимира
Откуда и как Руперт попал ко двору неизвестно. Неизвестно даже действительно ли это было его имя. Однако он быстро завоевал симпатии герцога. Вечерами он развлекал господина беседами, по утрам сопровождал на прогулках. В лицедействах тоже не гнушался участвовать и по слухам, особенно нравились герцогу сценки из жизни собственного двора.
В музее Кобурга до сих пор хранятся доспехи, сделанные специально для «полумужа». Хотя панцирь явно в сражениях не был, даже царапин на нем нет. Однако карлик его носил достаточно долго.
Доспех полноценный: если бы Руперту довелось участвовать в бою или защищаться при нападении, броня спасла бы ему жизнь. Но видимо, не нашлось среди придворных сиятельного герцога такой отчаянной души.
Неудивительно, Иоганн Казимир славился буйным нравом, жестокостью и непримиримостью к «врагам церкви». Во время его правления гонения на ведьм достигли апогея. 178 процессов за 20 лет – это немало даже по тем временам.
По легенде Руперту пару раз удавалось спасти обреченных девушек. Однажды только одного замечания – мол, у этой «ведьмы» волосы точь-в-точь как у Девы Марии, оказалось достаточно, чтобы несчастная избежала смерти.
Жизнь карлика при дворе
Довелось Руперту выполнять и совсем уж опасную роль усмирителя своего господина. В 1586 году Кобург женился на Анне Саксонской. Брак был заключен без согласия родителей, но поначалу был счастливым.
Однако юная прелестная герцогиня отдавала предпочтение танцам и балам. А Иоганн Казимир неделями пропадал на охоте. Закончилось это плохо: Анна Саксонская изменило мужу с рыцарем Ульрихом Лихтенштейнским, была уличена в измене и схвачена.
Герцог пришел в неистовство, чуть не зарубил жену без всякого суда и следствия, но одумался. Арестовал обоих, развелся с Анной и добился смертной казни для предателей. Давление европейских дворов и родственников самой Анны впечатления не произвели.
Зато это сумел сделать карлик герцогского двора. Руперт умело поддакивал в начале процесса, сокрушался и приводил печальные примеры в середине. А всю последнюю ночь перед казнью уговаривал герцога, убеждая помиловать молодую женщину.
К утру герцог сдался. Казнь была заменена крепостью. Анна Саксонская была заточена в Зоннефельский монастырь а через 20 лет переведена в крепость Фесте.
История женитьбы
— Могу только поздравить своего господина со счастливой женитьбой, – Руперт льстиво поклонился на византийский манер. При его росте это выглядело уморительно. Герцог засмеялся:
— А давай-ка дружочек, женим и тебя. Чем ты не муж!
— Если верить моим доспехам, то только половина. Но если учесть мою любовь к вам мой господин, то моя невеста должна быть ростом с ваш замок!
Шутки шутками, а идея женить любимого шута прочна засела в голове герцога. Вместе с новой женой Маргаритой Брауншвейг-Люнебургской в замок приехала целая свита юных красавиц. Герцог ткнул пальцем в самую высокую и велел:
— Выходишь замуж за Руперта.
Вот так 16 сентября 1599 года герцог и его карлик обрели счастливую семейную жизнь. По слухам, Руперт даже возлег со своей молодой женой.
Вдова
Руперт умер уже в следующем, 1600 году. Причины остались неизвестны. Детей, естественно, у него не было. Молодая вдова нежданно получила свободу, положение в обществе и весьма немалое наследство.
Она сразу стала желанной невестой и чуть позже вышла замуж за кого-то из рыцарей герцога. О дальнейшей ее жизни ничего не известно.