Все знали, что Цеденбал бешено ревнив. В Крыму он чуть не придушил жену, заметив, что та заболталась с офицером охраны. Хозяйка Монголии

Известно множество историй о русских женщинах, которые покоряли мир далеко за пределами родной страны. Известные красавицы, аристократки, артистки… но мало кому известна история Анастасии Филатовой, женщины, которая повлияла на ход жизни целого государства – Монголии.

Никому не нужные

В 1988 году в аэропорту Улан-Батора приземлился самолет «Аэрофлота». Это был обычный рейс, вместе с пассажирами которого прибыли бывший премьер-министр Монголии Юмжагийн Цеденбал и его русская жена.

Когда-то из подобных поездок Цеденбал возвращался громко. У трапа его встречали делегации с цветами, высокопоставленные чиновники. Но не сегодня. Сейчас у трапа пару ждал лишь один встречающий – генерал из Министерства общественной безопасности. Кто знал еще четыре года назад, что министра ждет такая ловушка.

Четыре года назад Цеденбал вместе с женой Анастасией Ивановной уехал в отпуск, планируя вернуться на родину через несколько недель. Вернуться им пришлось лишь через четыре года, и то оба супруга с ужасом ждали, какой сюрприз приготовлен им дома.

Несмотря на опасения, Цеденбалы вернулись в свой особняк, где их ждала их же прислуга. Ордена и другие награды министра, а также драгоценности Анастасии все так же ожидали их в сейфе, но видны были следы взлома. Видимо, что-то искали…

Прожить в особняке долго не получилось. Через две недели бывшим первым лицам страны сообщили, что им придется съехать в правительственную квартиру поменьше.

Мало того, что с ними уже не общался никто, кроме тех, кто уже был на пенсии, так еще супругов подвергли такому унижению. Анастасия Ивановна приняла решение вернуться в Москву, тем более, что не стала Монголия ей родной. Муж думал, что в Монголию они еще вернутся, но Анастасия решила для себя: навсегда.

Первая леди Монголии

В далекой юности ничто не предвещало, что Анастасия станет первой леди Монголии. В 1941 году она жила в Москве, встречалась с красавцем Дмитрием, собиралась за него замуж. Проводя его на фронт, терпеливо ждала. Но через два года Дмитрий написал ей, что женился.

Правда еще спустя три года Анастасия снова встретится с Дмитрием. Он уже женатый, воспитывал сына и снова добивался Анастасии. Девушка разрывалась, не зная, что ей делать. В это же время она и познакомилась с Цеденбалом.

Их знакомство произошло в гостях у ее соседа Николая Важнова. Анастасия даже не сразу заметила обходительного монгола, настолько он был скромным.

Цеденбалу тогда было 30 лет. Он получал в Советском Союзе и тяготел ко всему русскому: книгам, культуре, женщинам. Он бы с удовольствием женился на русской девушке, но на его пути встречались только малообразованные официантки и секретарши.

А высокопоставленные чиновники, которые жили в Улан-Баторе, были против брака своих дочерей с простым монголом.

О том, что Николай Важнов организовал знакомство Анастасии и Цеденбала, никто из них не знал. Николай был одним из политических советников монгольского руководителя, и в его интересах было найти монголу русскую жену.

Соседка Анастасия Николаю очень понравилась. По его мнению, из нее получилась бы хорошая жена: правильных политических взглядов, образованная, умеющая себя держать на публике. Именно с целью познакомить Цеденбала с Настей Николай и пригласил монгола в Москву.

В то утро Настя сильно поругалась в очередной с Дмитрием. А вечером ее уже провожал Цеденбал. Прогулки по ночной Москве продолжались все чаще и чаще. Сначала Важнов строго контролировал все их свидания, но поняв, что между молодыми людьми возникла симпатия, ослабил контроль.

Совсем скоро Цеденбал сделал девушке предложение. Настя очень долго думала над тем, как же ей поступить с так называемым женихом. Она любила Дмитрия, да и к тому же девушка много слышала о том, как дикая страна эта Монголия.

Но Дмитрий не звонил, а на Анастасию стала давить партия, настаивая ответить монгольскому руководителю согласием. Во имя партии девушка согласилась. Свадьба была в Москве, но сразу же молодые уехали в Улан-Батор, где первое время Анастасия только и делала, что плакала.

А Дмитрий через несколько лет погиб во время геологической экспедиции.

Жизнь в Монголии была невыносимой. Ее красивая культурная жизнь в России теперь казалась ей сказкой, по сравнению с монгольскими юртами и верблюдами, расхаживающими по столице. Она сильно тосковала по России, единственное, что ее спасало, — любовь Цеденбала.

Он был безумно влюблен в свою молодую жену, носил ее на руках, баловал. О карьере он жене не рассказывал. Это были 30-ые годы, и в Монголии было так же неспокойно, как и в Советском Союзе.

Стремительный взлет

А ведь когда-то Цеденбал собирался стать буддистским монахом. Об этом мечтали его родители, они очень долго копили деньги на то, чтобы отдать маленького Юмжагийна в монастырь. Но вскоре всех детей стали определять насильно в школы, так за парту попал и Цеденбал. Только учение ему понравилось, он втянулся.

Учился он отлично и после школы был отправлен в СССР в Иркутск изучать экономику и финансы. В это время Монголия уже не была китайской провинцией, но была политически подчинена Советскому Союзу, большевики искали молодых инициативных людей среди монголов, кого бы оставить у руля страны.

Буквально через пару лет Цеденбал стал председателем Монгольской народно-революционной партии. А вскоре он уже распивал спиртные напитки со Сталиным и быстро заслужил уважение советских партийных деятелей.

В 1952 году умер маршал Чойбалсан, руководивший страной, и советское правительство решила на его место поставить Цеденбала, умного, политически правильного, да еще и женатого на русской женщине.

Другая жизнь

Теперь семья стала жить так, как Анастасия и мечтала, выходя за монгола замуж. Роскошный правительственный особняк, прислуга, охрана, личный автомобиль. В семье подрастали два сына, Славик и Зориг. Жаль, что первенец умер всего в трехдневном возрасте.

При первой же возможности Анастасия с детьми уезжала в Москву, где жила в министерском доме, квартиру в котором получила благодаря советскому правительству.

В школу дети ходили в Монголии. Точнее, ездили. Каждое утро в школу мальчиков привозил мерседес с личной охраной. Они были прилежными ребятами, не связывались с плохими компаниями, хорошо учились, только вот друзей не имели. Из-за малейшего конфликта их одноклассников могли исключить из школы.

Сыновей Анастасия лично пристраивала в хорошие места. Они жили в Москве, имели хорошие должности, передвигались с личной охраной. Но были типичными представителями золотой молодежи, прожигали жизнь в кутежах. Не получалось и женить их, ведь в жены сыновьям Анастасия прочила только девушек из хороших семей.

У самой Анастасии были крепкие связи в советском посольстве, она могла себя там чувствовать хозяйкой. Но после того, как Цеденбал ушел в отставку, все изменилось.

Конец сказки

Отвернулись вчерашние высокопоставленные друзья, закрылись двери даже ателье ЦК. А ведь еще вчера Анастасия руководила не только мягким мужем, но и Монголии. С ее легкой руки могли открываться все пути или обрываться дороги перед неугодными ей чиновниками, поэтами, писателями, журналистами.

Анастасией Ивановной тоже пользовались, зная о ее слабости. Она теряла голову, когда ей целовали руки и называли прекрасной. Она всегда себя окружала многочисленными людьми, в том числе, и мужчинами, из-за чего ходили слухи о ее романах. Ревнивый Цеденбал даже устраивал слежку за женой, но так и не смог ее уличить в измене.

Жизнь в Монголии при Цеденбале значительно улучшилась. Строились дороги, города, школы, больницы. Снизилась детская смертность, появились первые детские сады, дома творчества, пионерские лагеря. Анастасия Ивановна много времени уделяла вопросам материнства и детства, организовала Детский фонд.

Цеденбал тем временем спивался, имел проблемы со здоровьем, старел. У власти фактически была его жена. Культ Анастасии Цеденбал-Филатовой креп с каждым днем. Это не могло не волновать советское посольство, тем более монголы Анастасию олицетворяли с СССР.

Восемь лет Цеденбала пытались отстранить от власти, но мешал Брежнев: монгол генсеку нравился.

После смерти Брежнева все изменилось: Цеденбала положили в больницу, как настоятельно рекомендовали кремлевские врачи. В результате политик был признан умственно неполноценным, как подозревала Анастасия Ивановна, все дело было в «лечении».

Цеденбал сам подал в отставку, семье больше ничего не оставалось, как поселиться в их московской квартире в министерском доме. Новое правительство Монголии даже пыталось даже судить Цеденбала, но он был уже как ребенок в своем развитии. А в 1991 году он умер в Москве. Как ни странно, его похоронили в Монголии со всеми почестями.

Жили, как могли и сыновья Анастасии. Зориг был женат, пытался содержать семью. А вот Славик так и не женился, остался без работы и жил вместе с матерью на ее пенсию. Умер в ванной, когда мать лежала в больнице. Хоронили его на деньги, присланные монгольским посольством. В 2001 году умерла и Анастасия.

Сегодня в Монголии стоят памятники и Цеденбалу, и Анастасии Ивановне. Примечательно, что бронзовая Анастасия Ивановна имеет азиатские черты лица. Это говорит о том, что Монголия признала русскую девушку своей хозяйкой.

Оцените статью
Все знали, что Цеденбал бешено ревнив. В Крыму он чуть не придушил жену, заметив, что та заболталась с офицером охраны. Хозяйка Монголии
Больше полувека любви: 10 пар советских актеров, проживших в браке более 50 лет