— Ах, как София хороша, словно Минерва в час любви. Всё в ней нездешнее, кроме взгляда, в котором горит искра земных желаний. И счастлив будет тот, кто эту искру раздует — писал князь Вяземский Тургеневу.
Графиня София Потоцкая родилась в семье графа Станислава Потоцкого и гречанки свободных нравов Софии Витт (в первом браке). Польские источники наперебой утверждают — генерал-аншеф Потоцкий, польский магнат, графом не был и именовался им в российской империи незаконно.
Однако, Потоцкий был чрезвычайно богат, был приспешником Екатерины II и третий раз в жёны взял бывшую стамбульскую кокотку.
В 1801 году в столь необычном браке родилась София Станиславовна Потоцкая. Чудо как хороша, имела кокетство, унаследованное от матери, а хитрость, безусловно, досталась ей от отца. Девочка росла в окружении роскоши в Тульчине в Уманьском дворце.
Однако будучи при петербургском дворе София заслужила скверную репутацию, впрочем, как и её мать. Уже в 17 лет Софию Станиславовну уличили в безнравственном поведении. Не даром её красота, обаяние и вольные нравы попали под перо Пушкина, благодаря которому поэт, вероятно, написал поэму «Бахчисарайский фонтан».
Вокруг Софии четыре года окучивался граф Павел Дмитриевич Киселев, не решаясь просить позволения на брак с прекрасной Минервой. Павел Киселев предполагал, что бойкая матушка невесты, София Витт, не даст своего благословения на этот союз. Однако, София желала для всех детей счастья, как и богатства, потому дала согласие дочери на брак с Киселевым.
В 1821 году в Одессе сыграли свадьбу, а спустя девять месяцев у молодоженов родился сын Владимир, который, к несчастью, умер в возрасте двух лет. Супружеское счастье продлилось недолго. Сперва смерть сына, ветреное поведение Софии, да к тому же её расположение к Польше вынудили Павла пойти на грех. Точнее, он так оправдывался.
— Ты знал, что я полька, а о моем поведении судачил весь свет. Мог не жениться! — злилась София.
Младшая сестра Софии, Ольга, ещё одна польская кокетка, вскружила голову ведомому графу Кисилёву. Адюльтер как-то замяли, однако сердце Софии так и не смогло излечиться от ран, нанесенных мужем. Подумать только, обвиняли в ветрености её, а на измену пошел муж, да к тому же с её сестрой!
Сей семейный скандал не мог ускользнуть от Петербургского двора, для которого сама по себе семья Потоцких представляла большой интерес ввиду их нестандартной личной жизни.
После смерти матери София Киселева поручила в наследство Массандру — райское место, напоминавшее маленькую Италию. Нет, даже лучше Италии! Живописный уголок, раскинувшийся на берегах Черного моря, словно жемчужина Крымского полуострова.
Её виноградники и замок воплощают в себе неповторимую атмосферу. Именно в Массандре история и природа сочетаются лучше, чем в самых прекрасных уголках Италии.
Это был её уголок, где она могла скрыться от чужих глаз. София негласно разошлась с мужем. Точнее — неофициально. Весь высший свет знал о романе зятя и свояченицы. Но к удивлению сплетников София не прекратила общение с младшей сестрой.
София Киселева, не обремененная семейной жизнью, путешествовала по Европе в надежде найти свое счастье. Муж, правда, тот ещё хитрец, устроил её финансовые дела так, что София при всем желании не смогла бы разориться.
Поговаривали, что в Карлсбаде София влюбилась в графа Александра Строганова, и просила остаться его с ней. Но граф был женат на графине Наталье Кочубей. София Киселева была лишь временным развлечением. Да и она сама быстро забыла «курортный роман».
Грозилась утопиться в речке Тепла, но максимум что она сделала, так это демонстративно намочила подол платья. На следующее утро платье и её панталоны сушились на балконе, пока графиня вальяжно прогуливалась нагишом по своим апартаментам на радость юным удальцам.
Периодически София приезжала в Петербург, но после 1850-х годов окончательно поселилась в Париже на Елисейских полях, где у неё был свой салон. Бойкая, своенравная и очень гордая София заставляла своего мужа переживать несмотря на 25-летнюю разлуку.
Граф Киселев к тому моменту занимал пост российского посла во Франции. Он угрожал принять меры, обратившись в правительство, чтобы Софии отказали в паспорте и более она не смогла жить в Париже. Своим поведением София компрометировала самого Павла Киселева.
Но графиня на эти угрозы закрывала глаза. До своей старости София обожала азартные игры, проводя время в казино.
В старости София Киселева осталась одна. Без родственников, без мужа, не имея детей и близких она умерла в одиночестве в возрасте 74 лет в Париже. Несмотря на её ветреное поведение известно, что мечтой Софии было быть матерью. Но после тяжелых родов её сына Владимира, она более не могла иметь детей, что усугубило её горе после потери ребенка.