Первым заметным появлением Владимира Басова на экране стала эта небольшая роль полотёра в фильме «Я шагаю по Москве».
В разгар съёмок создателям фильма Георгию Данелия и Геннадию Шпаликову для развития сюжета захотелось ввести нового персонажа — глуповатого резонёра, недовольного всем на свете. И актёр был утверждён, но не сложилось.
Не явился актёр или не смог, слетел у Данелли актёр. И он, так сказать, поймал в монтажной молодого Басова, попросил его войти в кадр. Режиссёр был уверен, Басов сходу сыграет роль. Ведь на киностудии за ним закрепилась определённая слава улыбающегося парня.
Правда, мало кто знал, что прошел этот весельчак и балагур.
*
Басов родился 28 июля 1923 года
Семья часто переезжала, так как отец был офицером. Его не стало, когда мальчику исполнилось 8 лет. В школьной выпускной Володе пришел сын на 20 июня 1941 года. И вчерашний ученик ушел на фронт.
Говорят, для этого он даже подделал год своего рождения. Юный Басов стал минометчиком. В одном из боев весь его расчет погиб. Басов в одиночку отстреливался от фашистов и подбил немецкий танк. Войну Владимир Павлович закончил в звании капитана.
Ему прощали карьеру военного и не хотели отпускать. Фронтовой офицер, человек, который закончил курсы, офицер военного времени, в другой цене, нежели человек, который все это проходил в училище, так сказать, теоретически.
Наконец-то…
И вот он осуществил детскую мечту, поступил во ВГИК на режиссёрский факультет. Но Басов был невероятно артистичен и обожал сниматься сам, причём в основном как комедийный актёр с обязательной долей эксцентрики.
За всю жизнь Владимир Павлович сыграл в кино около сотни ролей. Его герои жили на экране всего несколько минут, но каждому он придумывал полноценную биографию и всегда следовал установленному им же самим принципам.
Актёр обязан прийти на экран, как будто бы нечаянно, и уйти немного раньше, чем его пожелают отпустить.
Кино было миром, где Басов освоил всё
Говорят, даже умел виртуозно гримировать актёров. И потому он блестяще управлял, как оркестром, съёмочной группой. Знал все ноты досконально. Режиссёром был, вообще, высокого класса. «Щит и меч» задолго до 17 мгновений весны стал настоящим открытием для советских зрителей.
Наш разведчик, думающий, сомневающийся человек. И это блестяще сыграл Станислав Любшин. Фашисты — сильный, умный противник, а не картонные персонажи. И не все немцы — отъявленные мерзавцы. Это было заслуга в первой очереди режиссера.
Очень трудно было отмахнуться от привычных штампов, растиражированных в фильмах о советских разведчиках, на которых настаивало и руководство Госкино, и консультанты из КГБ. Но Басову удалось. Он умел настоять на своем и не отступать, если был уверен в своей правоте.
«У незнакомого посёлка, на безымянной высоте»
Эта песня была написана специально для фильма «Тишина», ставшего первым в Советском Союзе кино-откровением о прошедшей войне. Он произвел эффект разорвавшейся бомбы, насмерть перепугав приемную комиссию Госкино. И его тут же запретили.
Спас картину Никита Сергеевича Хрущёву. Первому секретарю ЦК КПСС, она понравилась. Всё складывалось у Басова удачно. Он с азартом окунулся в работу. Один фильм следовал за другим. Энергия у него была колоссальной силы.
Правда, многое её уходило на то, чтобы разобраться с драмами в личной жизни. На женщин блестящее острослов Басов производил неизгладимое впечатление.
Он был человек исключительно обаятельный, исключительно остроумный, исключительно интересный. Если он открывал рот, куда-то ходил, то там собирался толпа. Гипнотизировал. Он был, так сказать, человек-театр.
Но он всегда влюблялся по-настоящему. И каждая из избранниц становилась его законной женой. Это были самые красивые и талантливые актрисы советского кино. Роза Макагонова, Наталья Фатеева, Валентина Титова.
Он долгое время мечтал снять кино по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных» и сыграть Мышлоевского. Свою мечту он осуществил. Владимир Басов успел снять 19 картин. Они все яркие, запоминающиеся, умные и по праву вошли в истории отечественного кино.
Но точнее всего о них сказал сам режиссер: «Я ставил фильмы разных жанров – комедию и драму, детектив и публицистику, сатиру и мелодраму. Но всегда об одном – это одна большая, главная картина о совести людской».