— Я для Коли была его жизнью, его богом, его первой женщиной, — делилась Валентина Расторгуева. — Мало кому в жизни выпадает узнать абсолютное обожание со стороны мужчины. Мы открывали мир вместе и думали, что так будет всегда…
Вале Титовой было 14 лет, а Коле — 15. Она пришла на празднование Нового года к соседскому мальчишке, родители отпустили, и там увидела его…
Девочка привыкла к вниманию ребят в школе, не обратить на неё внимания было сложно: тонкая, стройная, с летящей походкой, синими глазами и светлыми волосами до талии. Валя занималась танцами и мечтала поступить в хореографическое училище.
— «Потанцуем?» Коля пригласил меня на танец, а у меня внутри всё дрожало, — вспоминала Валентина. — Я тогда поняла, что любовь с первого взгляда — не метафора. Когда мы танцевали, он вдруг нежно поцеловал меня в щёку, и у меня земля ушла из-под ног. Пришла домой и объявила родителям: «Я влюбилась!»
Утром Колючий, как девочка сразу же окрестила Расторгуева, зашёл за ней, и они пошли гулять по заснеженным тропинкам родного Лыткарина. Начался их школьный роман, который подростки не скрывали.
Они познакомили друг друга со своими семьями, все начали считать их женихом и невестой. Коля провожал и встречал Валю из школы, сопровождал в танцевальную студию, а она бегала к нему на концерты.
Николай мечтал стать музыкантом и создать собственную группу, а пока играл на танцах в клубе. Валю переполняла гордость — её любимый станет знаменитым музыкантом! Вот только как быть с её мечтой о карьере танцовщицы?
Поделилась планами с Колючим, а он скривился: «Заниматься танцами? Всю жизнь ноги задирать?» Однако, Валя продолжала кружиться по студии, совершенствуя своё мастерство и думая, что Колючий со временем изменит своё мнение.
Когда она окончила школу в 17 лет, молодые люди собрались в ЗАГС, как и планировали, а Коля вернулся к разговору о танцах:
— Моя жена ноги задирать на сцене не будет!
Валентина даже не смотрела на свой отказ от мечты как на жертву, она была счастлива: наконец-то будем по-настоящему вместе! Родители девушки уговаривали её подождать и получить образование, профессию, но дочь была непреклонна.
Летом 1976 года сыграли свадьбу, а Титовы выделили молодым комнату в своей квартире. Николай учился в Московском технологическом институте лёгкой промышленности, получал небольшую стипендию. Вале же было не до образования — она сразу забеременела.
— Можно сказать, мы ребёнка выносили вместе с Колючим, — улыбалась Валентина. — Как он волновался, следил за каждым моим шагом, поела ли я, не мёрзну ли. Родился наш чудесный Павлуша, а вот Колю на втором курсе исключили из института за драку.
Родители, конечно, помогали. Отец Вали работал в торговле, с продуктами проблем не было, жили одной семьёй и куском хлеба не попрекали. А Расторгуев пытался заработать музыкой, выступая в составе ВИА «Шестеро молодых». В 1980 году ансамбль полностью вошёл в ВИА «Лейся, песня». 23-летний Николай был счастлив!
Молодые съехали от родителей, денег на житьё более или менее хватало, а главное — удалось снять отдельную комнату в коммуналке!
Пусть и располагалось их новое жильё в старом холодном бараке, Валю и Колю это не смущало, она помнила всю жизнь, как отдраила до блеска обшарпанную ванную, вымыла комнату, а муж приготовил вкуснейшие голубцы. Такие моменты счастья не забываются.
Через два года Николай купил однокомнатную кооперативную квартиру в Люберцах, а потом для молодой семьи настали непростые времена. Умер отец Валентины, всегда готовый помочь деньгами и поддержать дочь с зятем.
Потом Михаил Шуфутинский покинул ансамбль, и ВИА фактически распался. Четыре года Николай не работал, но Валентина не требовала от него заняться чем-то ещё кроме музыки, веря, что настанет его звёздный час как музыканта.
— Я тогда сама устроилась на работу, — вспоминала Валентина. — стала мыть лифт в нашем доме. Поднималась в пять утра, надраивала кабину, потом возвращалась домой, чтобы проводить сына в школу, да сделать обед из ничего.
Мы целыми неделями сидели на супах из пакетиков, бычки хранили в вазочке и курили их, когда не было денег на самые дешёвые сигареты. Подкармливала моя верная подруга и соседка Маринка — наварит кастрюлю картошки и половину нам принесёт.
Как-то родственники Марины, работавшие на микояновском заводе, предложили продавать колбасу. Какое-то время семье Расторгуевых большим подспорьем были эти «колбасные деньги».
— Я себе говорила: «ты не имеешь права распускать нюни!» — вспоминала Валентина. — Временами Коля приходил домой с опрокинутым лицом, страдал, что не может заниматься музыкой.
Я садилась к нему на колени, был у нас такой ритуал, болтала всякие глупости, смешила, говорила, что всё обязательно наладится, и он оттаивал, начинал улыбаться, я кожей чувствовала, как боль его отпускает.
Действительно, всё наладилось, когда в январе 1989 года Игорь Матвиенко создал группу «Любэ» и позвал своего друга Николая солистом. Коллектив начал ездить на гастроли, а в декабре Пугачёва пригласила музыкантов на «Рождественские встречи». Расторгуевы были так счастливы!
— Я поехала с группой домой к Алле Борисовне, — делилась Валентина. — Это она посоветовала Коле выступать в военной форме. А мне сказала: «Повезло тебе, Валя, красивый у тебя мужик!
Только смотри за ним в оба глаза, уведут!» Я подумала только: да если мужчина сам начнёт ходить на сторону, как его удержишь? Но в Колючем я была уверена — любит меня!
Однако, Пугачёва была гораздо лучше осведомлена о закулисье эстрады, чем наивная Валя.
Уже весной 1990 года Валентина заподозрила неладное. Супруг много работал, но по вечерам они, как и прежде, обсуждали всё произошедшее за день.
И вдруг Николаю это стало неинтересно, приходил поздно, почему-то с гастролей приезжал позже, чем коллеги, да и вообще стал холоден и молчалив, как подменили. Снял номер в гостинице «Россия» — мол, репетируем очень много, чуть ли не ночью, иногда буду там ночевать.
— Нагрянула я туда без предупреждения, оделась красиво, причесалась… — рассказывала Валентина. — В номере кровать огромная, вся смята, взбита. До меня стало доходить! Неужели другая женщина? Но Коля кинулся ко мне, начал целовать… Лежали мы потом на этой самой кровати, а я всё уже поняла: «не было в этих объятиях правды».
А вскоре Расторгуев признался, что полюбил другую. Наталья (она младше певца на 13 лет) работала костюмером в группе «Зодчие», познакомилась с Николаем на гастролях и вскоре стала с ним везде ездить, невзирая на наличие у Расторгуева семьи.
Позже Наталья рассказывала в интервью, что была противником романов с женатыми мужчинами, но завязала отношения с Колей, так как с супругой его уже ничего не связывало, он сразу влюбился в Наташу.
— Я оправдывала себя только любовью. Мне хотелось идти к нему навстречу, я понимала, что я не могу взять и оттолкнуть человека и заткнуть себя. Я была нужна ему, а он был нужен мне, — оправдывала Наталья свой поступок.
Валентина пыталась всё-таки побороться за мужа, забыв о гордости. Прилетала к нему на гастроли, напоминала о том, как они любили друг друга, но всё тщетно: соперница всегда была рядом с Николаем, а тот смотрел на Валю как на пустое место.
— Меня тогда мучила и сводила с ума одна мысль: как он может не испытывать ни капли жалости к человеку, который буквально умирает на его глазах? — восклицала Валентина. — Как мужчина, с которым ты связана каждой клеткой своего существа, может быть таким немилосердным?
Как прошёл развод, она не помнила. Помнит, что через силу заботилась о 14-летнем сыне, тяжело переживавшем из-за ухода отца, а большую часть времени просто лежала на диване лицом к стенке. Подруга Марина взяла отпуск и присматривала за Валей.
— Я тогда умерла и родилась заново, — вспоминала Валентина. — Но чтобы заново научиться жить, ушло много времени.
Расторгуев женился на Наталье, с которой и живёт до сих пор. В этом браке певца родился сын Коля. Жалости к бывшей супруге своего мужа Наталья не испытывала.
— Когда было трудно, она не была с ним в строю. В своих несчастьях человек виноват сам…, — высказалась Наталья.
Что она имела в виду, сложно сказать. Самой ей пришлось бороться с пристрастием Расторгуева к алкоголю. Алкоголизм для творческого человека она считает особой мотивацией.
— Это всё что угодно, но не слабость. Это очень сложная мотивация внутри человека, до которой никто не может добраться, — объясняла Наталья. — Я боролась, борюсь… Ненавидела себя… Тут можно устать, разлюбить человека, перестать уважать… Но мы пережили, значит, у нас все настоящее.
Также у певца были большие проблемы со здоровьем, ему пересаживали донорскую почку.
Валентина долго не искала личного счастья, но, как она говорит, заново научившись жить и снова доверять мужчинам, встретила человека, с которым счастлива, выйдя за него замуж.