— Консумацию отложим до одиннадцати! — настаивал отец невесты. Представители жениха согласились — и договор о браке был подписан.
Вскоре двухлетнюю малышку в подвенечном платье понесли на руках к алтарю. Там ее уже ожидал жених…
5 апреля 1472 года в семье достопочтимого Галеаццо Сфорца, герцога Миланского и его законной супруги Боны Савойской, родной дочери Людовика I Великодушного, герцога Савойского, родилась очаровательная дочурка.
О появлении у Галеаццо Сфорца дочери, окрестили которую, кстати сказать, Бьянкой Марией, много судачили по всей Европе. Да и как не судачить — девочке по праву рождения принадлежало приданое стоимостью не менее 400 тысяч дукатов.
Между тем, древностью рода новорожденная, как и ее благословенный родитель, не отличались. Муцио Аттендоло, прадед Бьянки Марии, появился на свет в крестьянской семье, хоть и очень зажиточной.
Поступив на военную службу в отряд кондотьера Больдрино де Пеникале, Муцио проявил себя бесстрашным и верным герцогу воином. Отличавшийся невероятной силой Аттендоло с легкостью разгибал подковы, за что получил прозвище «Сфорца» (от итальянского sforzare — «напрягаться»).
Сын Муцио, Франческо Сфорца, стал влиятельным кондотьером. В 1447 году популярный в народе военачальник Франческо воспользовался междоусобицей, связанной со смертью наследника миланского престола, и сам стал герцогом Милана.
Титул Франческо достался не от императора Священной Римской империи, а от городского сената, из-за чего высшая аристократия считала Сфорца «герцогами, назначенными плебсом».
Отец Бьянки Марии, герцог Галеаццо, осознавал ущербность своего происхождения, и поэтому из кожи вон лез, чтобы повысить знатность рода. Рождение дочери стало для герцога большой радостью, ведь с ее помощью он мог породниться с любым знатным домом Европы.
Жениха малютке Бьянке отец стал искать сразу после того, как она издала первый крик. Когда девочке исполнилось всего три месяца, претендент был найден.
7-летний Филиберт был сыном родного дяди Бьянки, Савойского герцога Амадея IX. Этот брак герцог Галеаццо считал исключительно выгодным, ведь он должен был привнести в дом Сфорца кровь французских королей — матерью Филиберта была принцесса Иоланда Французская, дочь Карла VII.
После того, как договор о браке был заключен, Амадей IX внезапно скончался, и малолетний Филиберт занял престол Савойи.
Таким образом, 6 января 1474 года, когда 2-летнюю кроху Бьянку, одетую в платьице невесты, понесли к алтарю, ее там ждал 9-летний герцог Савойский Филиберт I.
Сразу после церемонии детей развезли в разные стороны: Филиберт отправился в Савойю, Бьянка — в Милан. Оно и правильно: оставлять малышку наедине с капризным и жестоким мальчишкой было нельзя.
Было договорено, что консумация брака состоится, когда Бьянке исполнится одиннадцать лет. До этого девочке предстояло расти в родовом замке под присмотром целой армии фрейлин, кормилиц и служанок.
В декабре 1476 года 4-летняя Бьянка потеряла отца: герцог Галеаццо Мария Сфорца был зарезан в церкви Санто-Стефано-Маджоре в возрасте 32 лет.
Новым герцогом Миланским стал старший сын убитого, 7-летний Джан Галеаццо Сфорца. Регентшей была объявлена Бона Савойская, однако реальная власть вскоре сосредоточилась в руках Лодовико Сфорца по прозвищу «Моро» («Мавр»), родного дяди Джана и Бьянки и, по совместительству, герцога Бари.
Между тем, супруги Бьянка и Филиберт быстро росли. Филиберт страстно увлекался охотой, за что получил прозвище «Охотник». Любимым делом мальчика было скакать по полям за зайцем или кабаном в окружении верных псов.
В 1481 году, когда Филиберту исполнилось 16 лет, а Бьянке — девять, муж и жена по решению дяди Лодовико стали видеться гораздо чаще. Однако красивому стройному юноше была совершенно не интересна невзрачная девочка: к тому времени Филиберта интересовали красивые фрейлины, а также дочки простолюдинок из окрестных деревень.
Весной 1482 года в Милан из Савойи пришла страшная весть: Филиберт погиб на охоте! Что именно произошло с юным герцогом, осталось неведомо. Ходили слухи, что к гибели семнадцатилетнего охотника был причастен регент Филипп Безземельный, дядя Филиберта.
После смерти племянника, так и не оставившего потомства, Филипп стал герцогом Савойи.
Десятилетняя Бьянка, несмотря на то, что виделась с мужем несколько раз в жизни, и встречи эти были для нее мучительными, крепко убивалась по Филиберту. Придворный летописец писал, что девочка могла «умереть от слез».
Так Бьянка Сфорца стала десятилетней вдовой. Дядя Лодовико, надо отдать ему должное, до поры до времени не принуждал девочку снова выходить замуж.
Зато Лодовико держал племянницу в черном теле. Герцог Бари наотрез отказался нанять Бьянке толковых учителей: юная аристократка едва умела поставить свою подпись, читала по слогам, не знала ни одного иностранного языка.
Современники скептически оценивали и внешность Бьянки, хотя это не мешало женихам со всей Европы настойчиво искать руки наследницы 400 тысяч дукатов.
Бьянка, между тем, находилась в полной власти своего дяди, регента Лодовико Моро.
«Мавр», разумеется, хотел бы забрать себе деньги племянницы, однако не мог этого сделать. Дело в том, что о 400 тысячах дукатов знали все, в том числе, король Германии Максимилиан I, прозванный «Последним рыцарем Европы».
Максимилиан был полон решимости не дать Лодовико присвоить деньги бедной вдовы. К тому же, Его Величеству самому было необходимо это богатство.
В 1493 году Бьянке исполнился 21 год — по тем временам чуть ли не старая дева. Девушка проводила унылые дни в относительно небольшом доме в Милане в обществе нескольких служанок. О замужестве Бьянка больше не мечтала.
И вдруг о желании взять Бьянку в жены объявил сам Максимилиан I!
Лодовико Моро чрезвычайно обрадовался: деньги-деньгами, но его племянница станет королевой! Невероятный успех для дома Сфорца! Кто после этого вспомнит, что семья имеет крестьянское происхождение?
Королю Максимилиану было 34 года. Государь после смерти горячо любимой супруги Марии Бургундской попытался вступить в брак с 12-летней принцессой Анной Бретонской, дочерью герцога Бретани, однако его опередил Карл VIII, король Франции.
В Бьянке Сфорца немецкого государя заинтересовало исключительно приданое. Саму девушку Максимилиан заранее презирал, считал чуть ли не простолюдинкой.
Тем не менее, Максимилиан поспешил заключить с домом Сфорца брачный договор.
В ноябре 1493 года в Милане состоялась пышная свадьба. Лодовико Сфорца денег не пожалел: празднества проходили по всему городу. Для герцога Бари было важно сообщить всей Европе: Сфорца породнились с королем!
В народе посмеивались: «Свадьба без жениха». Оно и правда: Максимилиан и не подумал приехать на бракосочетание, прислав вместо себя королевского чиновника Кристофа Баденского, с которым Бьянке и пришлось идти к алтарю.
Тем не менее, Бьянка стала супругой короля, а значит, королевой Германии. Вскоре ей также предстояло стать императрицей Священной Римской империи — Максимилиан после смерти в 1493 году своего отца императора Фридриха III, по сути дела, являлся императором, но официальной папской коронации не было.
Брак с итальянкой, помимо прочего, был нужен Максимилиану и для того, чтобы поторопить папу римского.
Бьянку титулы и власть не сильно интересовали: единственное, чего она хотела, это поскорее увидеть своего супруга.
Вскоре после свадьбы королева отправилась в Германию. Путь Бьянки лежал через Альпы, где она чуть не погибла в ужасной метели.
Королеве со свитой едва удалось добраться до горной деревни, в которой Максимилиан назначил жене встречу. Но Бьянку ждало тяжелое разочарование — короля в назначенном месте не было.
Зато на постоялом дворе Сфорца ждало письмо, в котором ей предлагалось отправиться в Инсбрук.
Уж в Инсбруке Максимилиан обещал непеременно встретиться с женой.
После тяжелого путешествия Бьянка прибыла в Инсбрук и стала ждать супруга. Максимилиан все никак не ехал. К тому моменту вся Европа потешалась над итальянкой, преследующей неуловимого мужа, у которого, как утверждалось, было 14 внебрачных детей от разных женщин.
Бьянка не обращала внимания на насмешки. Она верила, что как только Максимилиан ее увидит, он непременно в нее по-настоящему влюбится.
В Инсбруке королева прожила три месяца, каждый день ожидая встречи с мужем. Максимилиан не ехал.
В начале весны 1494 года король прислал новое послание: он ждал Бьянку в Галле.
Новое изнурительное путешествие завершилось для королевы триумфом: в Галле она все-таки встретилась с супругом! Но вот в другом триумфа не случилось. Максимилиан был неприятно поражен внешностью Бьянки, ее не самыми лучшими манерами и необразованностью.
Встреча мужа и жены продолжалась ровно час, после чего Максимилиан попрощался с Бьянкой.
Между тем, 400 тысяч дукатов все до копейки перекочевали в личную казну государя. Максимилиан даже не назначил супруге денежное содержание, и Бьянке приходилось продавать свои украшения.
Встреча в Галле укрепила Максимилиана в том, что его жена является простолюдинкой и дикаркой. Бьянка, напротив, была совершенно очарована супругом. Женщина продолжила свой поразительный путь за человеком, которому она была совершенно не нужна.
Единственное, что с удовольствием принимал Максимилиан от Бьянки — это деньги. Деньги королева занимала чуть ли не у всех знатных миланцев, и тут же отправляла их «последнему рыцарю Европы».
В 1498 году скончался король Франции Карл VIII. Это означало, что Анна Бретонская, когда-то ходившая в невестах Максимилиана и обладавшая колоссальным наследством, стала свободна.
Король Германии немедленно принял решение развестись в Бьянкой ради брака с Анной.
Пока Максимилиан хлопотал о разводе, новый король Франции Людовик XII развелся с женой Жанной Французской и сочетался браком с вдовой своего родственника.
Анна Бретонская вновь не досталась Максимилиану I! Впрочем, папа римский отказался развести государя с Бьянкой Сфорца.
В 1500 году французские войска захватили Милан. Лодовик Моро, к тому времени ставший миланским герцогом, бежал в Германию, прихватив государственную казну.
Максимилиан с радостью принял Лодовика в своем замке, ведь у «Мавра» была целая гора денег.
В честь гостя (и на его средства) король устраивал рыцарские турниры, пиры и праздники. В конце концов Максимилиан потратил деньги Лодовика Моро также, как он потратил приданое своей жены.
Больше ни Лодовик Моро, ни тем более, Бьянка Сфорца, немецкого государя не интересовали.
Жизнь Бьянки в Инсбруке и без того была, мягко говоря, не соответствующей ее статусу, а уж после банкротства дяди она стала невыносимой. О роскоши не приходилось и мечтать: Бьянке едва хватало денег на еду, одежду и содержание дома.
В 1508 году Максимилиан и Бьянка Сфорца были коронованы императором и императрицей Священной Римской империи. Казалось, столь невероятный титул должен был изменить жизнь Бьянки, но этого не произошло. В истории Европы еще не было императрицы, которая вела столь унизительно-бедную жизнь.
К сожалению, в истории Бьянки Сфорца так и не случилось счастливого конца, который, видит Бог, эта добрая женщина полностью заслуживала.
Многочисленные горести и унижения подорвали здоровье Бьянки. Императрица стала часто и подолгу болеть, а денег на толковых лекарей не было.
В декабре 1510 года Ее Императорское Величество Бьянка Мария Сфорца скончалась в возрасте 38 лет.
«Последний рыцарь Европы» Максимилиан I не удосужился приехать на похороны супруги, но, правда, больше он так никогда и не женился.