Брак Александра III и Марии Федоровны, родителей последнего российского монарха, длился почти три десятка лет и был по-настоящему крепким. Но далеко не все знают, что судьба подарила императрице еще одну любовь.
Это тайное чувство она пронесла достойно: никаких скандальных историй, интриг и пикантных подробностей! Свои отношения Мария Федоровна Романова и Георгий Дмитриевич Шервашидзе тщательно скрывали от посторонних глаз, но некоторые дошедшие до нас факты свидетельствуют, что счастье у этой пары действительно было.
Аргентинские розы для русской императрицы
Мария София Фредерика Дагмар была дочерью короля Дании. В возрасте восемнадцати лет, после венчания с российским цесаревичем Александром Александровичем, она стала Марией Федоровной. Минни (как ее звали в семье) искренне полюбила Россию.
Особое удовольствие доставляли ей путешествия по огромной империи. В одной из таких поездок она и познакомилась с абхазским князем Георгием Шервашидзе.
Мать Георгия Дмитриевича принадлежала к известнейшему и богатейшему грузинскому роду Дадиани. В десять лет мальчик осиротел, и его взял под опеку русский князь, командовавший императорской армией в Абхазии.
Когда в Новый Афон приехала царственная чета, Георгий Дмитриевич, занимавший в то время пост губернатора Тифлиса, преподнес Марии Федоровне шикарный букет аргентинских роз.
Императрица была поражена: и откуда только кавказский князь узнал, что эти цветы – ее любимые?! Вообще, Георгий Шервашидзе показался государыне «приятным и чудным» человеком.
Обоим на тот момент перевалило за сорок – весьма солидный возраст по понятиям конца XIX века. Женатый князь имел сына Дмитрия, а Мария Федоровна была матерью пятерых детей. Кое-кто из историков считает, что роман между ними завязался уже тогда. Если это и так, то отношения, конечно же, были чисто платоническими.
Из губернатора в обер-гофмейстеры
Минуло еще девять лет. Александра Третьего уже не было в живых, а абхазский князь развелся с супругой и перебрался в Санкт-Петербург. Получив высокую должность обер-гофмейстера, он постоянно находился при своей любимой императрице.
Историкам удалось найти записи Марии Федоровны, сделанные в последнее десятилетие перед Октябрьским переворотом. Вообще-то Минни отличалась сдержанностью, но строки, посвященные Георгию Дмитриевичу, наполнены неподдельной любовью и беспокойством – стареющий князь постоянно болел.
Они частенько ездили за границу и даже появлялись вместе на торжественных мероприятиях.
«Продвинутая» аристократия, которая откровенно недолюбливала императора Николая II, его супругу Александру Федоровну и всех приближенных ко двору, к Шервашидзе относилась с неизменным уважением. Все считали, что князь – «большой оригинал, любезный, находчивый и очень интересный» человек.
Жизнь на волоске
Весной 17-го император Николай Александрович отрекся от престола, и Мария Федоровна вместе с князем отправилась в Могилев, где находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Все вместе они посетили церковную службу, а на другой день Николая Александровича арестовали.
Больше Мария Федоровна никогда не видела своего старшего сына: спустя год с небольшим его вместе с семьей расстреляли в подвале екатеринбургского особняка.
Экс-императрица пыталась спасти монархию – возвести на российский трон Дмитрия, сына абхазского князя. Сохранилось письмо Шервашидзе-младшего к матери, в котором он сообщает, что отец мечтает видеть его на престоле. Но из этой затеи ничего не вышло.
Летом 1917-го Мария Федоровна переехала из Петербурга в Крым, а Шервашидзе был арестован. Спустя некоторое время его освободили, и он тут же отправился в Ялту.
Жизнь Марии Федоровны и других Романовых висела на волоске – их могли расстрелять в любой момент, ожидали лишь распоряжения свыше. В это тяжкое время Шервашидзе выказал истинное благородство и безграничную преданность своей Минни.
Заключение
Весной Марии Федоровне пришлось пережить страшную утрату – не стало Георгия Дмитриевича Шервашидзе. В своем дневнике она неизменно называла покойного «дорогим», «милым».
В 1919 году, чтобы спасти оставшихся в живых Романовых, британский король Георг V вывез их из Ялты на собственном линкоре. Мария Федоровна с дочерью Ксенией и внуками навсегда покинула любимую страну.
Скончалась Мария Федоровна Романова в родной Дании, в возрасте 80 лет. Память о князе Шервашидзе она хранила до последнего дня.