«Зловещая месть обманутой жены»

В Петербурге у меня казённая жена, а здесь — законная! — добродушно посмеивался великий князь Константин Николаевич, когда сталкивался со своими столичными знакомыми в Крыму.

Великий князь уже позабыл, как он вздыхал по голубоглазой и очаровательной эрнестинской принцессе, как называл ее «мое солнышко», и о том, сколько он приложил усилий, чтобы Александра стала его женой. Она родила ему шестерых детей и превратилась в надоевшую «казенную жену».

В Крыму великий князь наслаждался любовью с прелестной танцовщицей Анной Кузнецовой, не подозревая, какая горькая расплата за предательство его ждет в будущем.

Великий князь Константин Николаевич появился на свет в сентябре 1827 года, он был пятым ребенком и вторым сыном императора Николая I и его супруги Александры Федоровны.

С раннего детства Константина стали готовить к будущей морской службе. С пяти лет его воспитанием занимался адмирал Федор Петрович Литке, а уже в восемь лет мальчик отправлялся в морские путешествия.

Благодаря морской подготовке великий князь был бесстрашным и весьма уверенным в себе молодым человеком. В 1846 году он уже был капитаном первого ранга.

Фрейлина Тютчева вспоминала:

Великий князь Константин самый величественный из них (других сыновей Николая I), что он, как и прочие, очень прост в обращении; тем не менее, несмотря на его невысокий рост, в его взгляде, в его осанке чувствуется владыка

Молодой человек был весьма амбициозен. У него были даже мысли насчет того, что трон должен наследовать он, а не брат, а не брат Александр. Ведь когда родился старший брат, отец не был государем, а вот когда родился Константин, Николай Павлович уже находился на престоле. Но честолюбивым замыслам Константина Николаевича не суждено было сбыться.

В 1846 году Константин Николаевич отправился в Вюртемберг. Его сестра Ольга Николаевна вышла замуж за герцога Вюртемберга, и он сопровождал сестру в родные края ее супруга. Там на немецких землях, его ждала встреча с юной принцессой Александрой Саксен-Альтенбургской. Она была пятой дочерью немецкого герцога Иосифа Саксен-Альтенбургского.

Шестнадцатилетняя Александра настолько вскружила голову великому князю, что он написал своим родителям: «Или она или никто». Николай Павлович пошел навстречу сыну, и принцесса получила предложение стать супругой царского сына.

В октябре 1847 года Александра приехала в Россию, а в феврале 1848 года перешла в православие. 30 августа 1848 года императорская семья пышно праздновала венчание великого князя и Александры Иосифовны (имя, полученное при переходе в православие).

Константин Николаевич был в восторге от молодой супруги. Она считалась одной из самых эффектных красавиц петербургского двора. Тютчева писала в своих мемуарах:

Великая княгиня красива и похожа на портреты Марии Стюарт. Она не умна, ещё менее образована. Но, в её манерах и тоне есть изящество, добродушная распущенность, и в этом её прелесть. Константин в неё очень влюблён, а государь весьма расположен. Она занимает в семье положение балованного ребенка

Местом пребывания двора великого князя Константина Николаевича стал Большой дворец в Стрельне. Кроме того, государь отдал сыну Мраморный дворец в Петербурге, Павловск и Ореанду в Крыму.

Александра Иосифовна всем сердцем полюбила супруга. Их первые годы брака проходили счастливо. В промежутке с 1850 года по 1862 год великая княгиня родила шестерых детей:

1. Николай (2 февраля 1850 — 1918)

2. Ольга (22 августа 1851—1926)

3. Вера (4 февраля 1854—1912)

4. Константин (10 августа 1858—1915)

5. Дмитрий (1 июня 1860—1919)

6. Вячеслав (1 июля 1862—1879)

У великой княгини было странное отношение к детям. Она любила заниматься благотворительностью, ей нравилось заботиться о маленьких бродяжках, но с собственными детьми отношения были неоднозначные. Красноречиво о них пишет ее сын Константин:

Глядя на наших деток, припоминаю я и свое детство… Дивлюсь, замечая, какая между нами разница. Никогда не были мы так привязаны к родителям, как наши дети к нам. Для них, например, большое удовольствие прибегать к нам в наши комнаты, гулять с нами. Мы, когда были совсем маленькими, со страхом подходили к двери Мама…

За обедом и вечером Мама была в раздражительном настроении, много жаловалась, и это на нас всех действовало подавляюще. Оля от этого стала молчалива и грустна, Митя тоже. Словом, нервы Мама отражаются на всех нас…

То есть, великая княгиня вызывала страх у собственных детей. В будущем, это, конечно, сказалось на них. Николай обворовал собственную мать, Вера была отдана родственникам на воспитание, Константина интересовали мужчины, Дмитрий относился к женщинам с ненавистью. Вячеслав до взрослого возраста не дожил.

Спустя двадцать три года супружеской жизни Константин Николаевич полностью охладел к супруге. Она же продолжала его любить, словно их только вчера обвенчали в церкви.

В 1871 году у великого князя начался страстный роман с танцовщицей столичного Большого театра Анной Кузнецовой. Константин Николаевич был так сильно влюблен, что открыто признался супруге и попросил дать ему свободу, на что великая княгиня заявила:

-Никогда!

Александра Иосифовна сперва злилась, потом плакала и умоляла его не бросать ее. Завершилось все бурной ссорой. Жить с женой великий князь больше не собирался, поэтому покинул дворец.

С того дня Константин Николаевич постоянно находился с Кузнецовой. Витте вспоминал:

Ездил со своей танцовщицей Кузнецовой и по России, и за границей совершенно открыто, к чему, конечно, император Александр III относился вполне отрицательно, достаточно хоть немного знать императора Александра III чтобы понять, что он этого терпеть не мог

Великий князь приобрел для своей возлюбленной особняк на Английском проспекте. Там они вместе жили, будто настоящая семья. Анна родила от великого князя пятерых детей:

  1. Сергей (1874—1875)
  2. Марина (1875—1941)
  3. Анна (1878—1920)
  4. Измаил (1879—1886)
  5. Лев (1883—1886)

Дети получили фамилию Князевых.

Александра Иосифовна неоднократно пыталась воздействовать на мужа, чтобы вернуть его к себе, но бесполезно. Находясь в добром здравии, он совершенно не собирался возвращаться к ней и игнорировал призывы родственников. Все изменилось в роковом 1889 году.

Заехав навестить супругу, Константин Николаевич был сражен апоплексическим ударом. Сын Константин писал:

Папа обрадовался мне чрезвычайно, рассмеялся, произносил бессвязные звуки и расплакался. Чем больше я к нему ласкался, тем крепче жал он мне руку и расстраивался, обливаясь слезами. В глазах у него было столько нежности, он смотрел на меня с такой бесконечной грустью, вид его был так беспомощен, что я вынес самое удручающее впечатление

Великая княгиня, видя беспомощное состояние мужа, приготовила ему покои в своем дворце. Неизвестно, когда ей пришла в голову мысль, что теперь он от нее никуда не денется. Конечно, великий князь хотел к своей Анне, надеялся, что она выходит его, но попасть к ней ему было не суждено.

Александра Иосифовна, считавшая, что муж получил возмездие Божие, решила его оставить при себе. Когда врач сообщил великой княгине: «Больного необходимо отправить в Крым, есть надежда, что ему будет лучше» — у нее случилась истерика.

-Я плохо себя чувствую и не могу ехать с мужем в Крым, а Господь мне не позволяет разлучиться с ним! — заявила великая княгиня, наотрез отказавшаяся выпускать мужа из дворца.

Несчастному великому князю предстояло прожить еще несколько лет рядом с супругой, считавшей, что он получил по заслугам.

Сын Константин писал:

Насколько можно понять, он требует свидания с ними… Папа мечтает? Не бессердечно ли лишать его такого утешения теперь, когда он в совершенно беспомощном положении? Мы даже склоняемся к тому, что было бы правильнее при теперешних условиях дать больному это утешение. Но тут встречается непреодолимое препятствие:

Мама никогда не согласится на приближение той особы. У Мама на этот счет составились свои твердые убеждения. Она думает, что, послав Папа тяжелую болезнь, сам Бог порвал всякие связи с его прежней жизнью и что нам подлежит не поддерживать, а, напротив, стараться об их уничтожении, заботясь о спасении его души.

Душевные силы великого князя истончились. Он то заливался слезами, то неожиданно начинал смеяться.

Когда Александра Иосифовна поняла, что муж умирает, то придумала ему новую изощренную пытку. Она созвала многочисленных слуг и в порядке очереди подпускала их к кровати мужа. Было видно, что Константину Николаевичу в тягость слушать эти бесконечные прощания и терпеть лобызания чужих ему людей. Он ворочался, стараясь увернуться, высказывал беспокойство.

Одна из присутствующих, графиня Комаровская, обратилась к великой княгине:

-Ему не нравится, давайте не будем мучить его.

-Это возмещение за прежнее. — отрезала Александра Иосифовна.

13 января 1892 года измученный физически и душевно великий князь скончался. Великая княгиня могла торжествовать. Она надеялась, что своими страданиями он искупил свой грех.

Великая княгиня пережила супруга на девятнадцать лет. Ее не стало в июне 1911 года.

Оцените статью
«Зловещая месть обманутой жены»
Каприз короля