«Не трогайте моих тараканов и крыс, они меня любят!». Трагическая старость блестящей актрисы, покорявшей мужчин, а ушедшей в одиночестве

— Ну и жену ты себе нашёл! — возмущался Николай Боголюбов. С гонором, самомнением до небес, а лентяйка ужасная! Даже яишенку не умеет готовить! И в квартире никакого уюта.

— Пап, не гуди, — лишь улыбался Юра. Я же не домработницу себе выбрал, а женщину! Сейчас я сам тебя отменной яичницей угощу!

Известный актёр Николай Боголюбов был лауреатом шести Сталинский премий, его сын Юрий тоже выбрал актёрскую стезю, вдохновляясь примером отца. А обсуждали они Тамару Носову, которую привёл в дом Юра. Актриса действительно была не приспособлена к быту, и хорошей хозяйкой стать не стремилась.

Она давно поняла, что её жизнь  кинематограф, а быт… хочется её мужчине уюта  пусть сам его и создаёт, а ей и так хорошо! До встречи с Юрием её вообще никто не укорял за отсутствие хозяйственных навыков. Родители баловали, ведь дочь была им неродная, взяли из детдома, а муж-дипломат с неё пылинки сдувал.

«Я выбрала Австрию, жили там как в сказке! Но…»

Будущая актриса появилась на свет в 1927 году в Москве и была младшим ребёнком в семье. Когда девочке было полтора годика, мама умерла, и отец сдал всех детей в детский дом. Малышке повезло, её быстро удочерили.

Тамара выросла в хорошей семье, где её обожали. Училась на отлично, сама организовала школьный драмкружок, в котором подростки ставили спектакли.

— У меня была самая обыкновенная семья, — рассказывала Носова. — Папа был специалистом по авиамоторам. Как все коммунисты того времени, отправлялся по работе туда, куда посылали. В годы войны семья была эвакуирована, и в результате школу я окончила в Подмосковье. Много участвовала в самодеятельности и мечтала стать актрисой.

В 1945-м после окончания школы Носова с первого раза поступила во ВГИК  занятия в драмкружке не прошли даром.

Первую роль (Валентины Филатовой) Тамара сыграла в фильме «Молодая гвардия» в 1948 году, и её пригласили сняться еще в двух фильмах — в картине «Страницы жизни» Носова сыграла роль медсестры Клавы, а в «Падении Берлина» ей досталась роль Кати.

В 1950-м, после окончания ВГИКа, выпускница появилась на экране в роли Анфисы в ленте «Кавалер Золотой звезды».

В том же году 22-летняя актриса в Доме журналиста познакомилась с дипломатом Олегом Малининым. Он был старше на восемь лет и всем хорош: красив, умён, с блестящим будущим! Уже через месяц счастливые влюблённые отправились в ЗАГС.

— Мы сразу уехали за границу, — вспоминала Тамара. Причём ему предоставили на выбор несколько стран. Помню, я перебирала: «туда не хочу, климат не очень, сюда не хочу, страна какая-то не интересная…» В итоге я выбрала Австрию, жили там как в сказке! Но…

Уже в Австрии Носова узнала, что за «Кавалера Золотой звезды» её выдвинули на Сталинскую премию. И с тех пор Носовой жизнь за границей стала не мила. Она уже корила себя, что так поспешно изменила свою судьбу.

Муж ожидал от неё, что она станет настоящей супругой посла, занимающейся тем, чем ей приличествует заниматься, об актёрской карьере жены он и слушать не хотел.

В итоге, она всё-таки уехала в Москву, а Олег несколько лет не давал развода в надежде, что Тамара вернётся к нему. Куда там! Актриса начала сниматься в фильмах, причём, играла комедийных героинь.

Вспомните её дочку городничего в «Ревизоре» Владимира Петрова или Акулину в «Шведской спичке» Константина Юдина, повторяющую: «Жила я только с вами, больше ни с кем»!

«Вам же больше тридцати, Тамара собирается рожать или нет?!»

В 1956 году актриса великолепно сыграла секретаршу Огурцова в фильме «Карнавальная ночь». А летом этого же года у неё вспыхнул роман с актёром Юрием Боголюбовым.

Тамара тщательно оберегала свой выбор: пока хочу лишь играть и не в моих планах становиться домохозяйкой. Жили они гражданским браком, но родные и друзья считали их мужем и женой, как это часто бывало.

Красивая была пара! Но «часики тикали», Юрию хотелось детей, его родители недоумевали: «вам же больше тридцати, Тамара собирается рожать или нет?!» И в итоге Боголюбов с Носовой расстались. Познакомились она на съёмках в Ялте, а через два месяца после расставания с Юрием Тамара вновь оказалась в Ялте, где встретила писателя Виталия Губарева.

Ей было 33, а Виталию — 49 лет. Разница в возрасте актрису нисколько не смутила. Литератор оказался импозантным и умным мужчиной, к тому же он так красиво ухаживал! Вернувшись в Москву, они немедленно съехались, но жили не отдельно, а с мамой Тамары.

Тёще «выпивоха» пришёлся не по душе

Новый гражданский супруг обожал Томочку. Случайно или нет, но она сыграла в экранизации его сказки, написанной лет за десять до их знакомства.

В «Королевстве кривых зеркал» Носова блестяще перевоплотилась в тётушку Аксал (Ласка наоборот). У неё прекрасно удавались сказочные роли и в лентах «Огонь, вода и… медные трубы», «В тридевятом царстве», «Новые похождениях Кота в сапогах».

На это счастливое время с Губаревым приходятся и две блестящие роли актрисы в «Женитьбе Бальзаминова» и «Свадьбе в «Малиновке».

— С Виталием мы жили счастливо! — делилась актриса. — Но… видите ли, иногда матери до самой старости пытаются воспитывать детей, вмешиваются в их личную жизнь. Моя мама как раз такого склада. Она должна была во все вникать, привыкла в своей работе командовать…

На заводе была заместителем начальника цеха. Я по знаку Зодиака Скорпион. Это очень сильный знак — самый сильный, но рядом с моей мамой я была мошкой, которая подчинялась ей. Она жила с нами, и Виталий Георгиевич пытался ладить с ней.

У неё был против него настрой. Особенно когда он шел гулять с собакой и заходил в кафе, выпить рюмочку коньяку. Ну что тут такого? Он был такой европеец и внешне и внутренне. И привычки у него были европейские.

Но маме это не нравилось. Сколько раз я просила ее не делать ему замечания! Он жил у нас, но у него была своя квартира. Мы нашли большую квартиру и решили съехаться, но мама отказалась туда ехать. Я не могла оставить ее одну, она была уже старая, нуждалась в уходе.

Но выбежала дочка: «папа, ты нас бросаешь?!»

Взрослый человек, а мама так и развела их! Отдушиной для Носовой стали новые отношения. Были они непростыми, на два города. Режиссёр Николай Засеев-Руденко работал в родной студии Довженко. Кроме того, он был женат, воспитывал маленькую дочь.

— Мы были уже знакомы, когда впервые пошли поужинать вместе. Было это в Одессе, на творческих встречах, — вспоминал Засеев. — Пошли в ресторан, потом я проводил её до номера, а она меня пригласила на чашечку кофе.

Я честно думал, что просто выпьем кофе в завершение приятного вечера. А она мне говорит: «Зачем тебе уходить, Коля? Оставайся!» И я остался на семь лет.

Несколько лет тянулся этот роман, уже и жена Засеева была в курсе, что у супруга в Москве есть другая женщина, и сам Засеев рвался к Тамаре, но его удерживало наличие дочери.

— Она была необыкновенная: красивая, эрудированная, чистоплотная, не курила, не пила. Много зарабатывала, одевалась великолепно, носила драгоценности. Она во мне растворилась, я — в ней, — делился режиссёр. — Не знаю, что это было, любовь, страсть… Я знаю только одно: это было незабываемо. Я не забуду это никогда.

Возможно, актриса тогда уже была готова родить ребёнка от любимого мужчины, но судьба распорядилась иначе.

— У Томочки со мной два раза была беременность, — рассказывал Засеев. — Как она радовалась! Помню, подложит подушку и просит маму оценить, идёт ли ей живот. Но Тамара была в возрасте, надо было лечь на сохранение, выбрав ребёнка.

А она и слышать об этом не хотела, ведь у неё роли, концерты, встречи со зрителями! Поэтому выносить ей не удавалось… Я уже просил её: брось работу, роди!

Через семь лет их отношений Тамара приехала в Киев и показала Николаю два обратных билета в Москву в вагоне СВ: «решайся!». По словам режиссёра, он собрал чемодан, жена сидела молча. Но выбежала дочка: «папа, ты нас бросаешь?!» Он в расстроенных чувствах пошёл к Носовой и объявил, что не может оставить дочь.

Актриса ответила, что всё понимает, и уехала. Прислала любимому Коле стихотворение собственного сочинения. Больше она никогда не общалась с Засеевым, за исключением одного раза спустя годы, хотя он звонил ей и писал письма.

Мы простились торжественно как перед боем.

Целой жизнью, где не было лжи.

Мы простились, естественно, с болью и зноем.

А не встретимся вдруг — не тужи!

Носову ещё ждали великолепные роли в картинах «Здравствуйте, я ваша тетя!» и «Мертвые души». А потом… кинематографа не стало с приходом 90-х, в 1991-м Тамару уволили из Театра киноактёра, как и многих других.

Засеев снимал фильмы, о которых сейчас никто не вспомнит, но он держался на плаву, а бывшей возлюбленной прислал девять сценариев, приглашая сняться у него. Она вернула их нераспечатанными.

— Последний раз я увидел её в Москве, собирался снимать «Бравые парни» с Быстрицкой, Вициным, Моргуновым. И вдруг оператор мне говорит, что видел Тамару в магазине. Я помчался туда и не узнал Томочку.

Это была не она… в обшарпанных башмаках, с чёрными зубами. Я её умолял прийти в студию: я найду для тебя роль! Она пообещала и не пришла.

Последние годы Тамара почти не выходила из дома. Питалась солениями, которые заготовила ещё её мама, к тому времени умершая. Страдала паранойей, всего боялась, отказывалась от интервью.

Её ухоженная, хорошо обставленная квартира пришла в упадок. С чердака проникали крысы, они изгрызли ковры и шкафы. Актриса спала на полу, укрываясь грудой тряпья… Конечно, она была уже тяжело больна со всеми признаками деменции.

Ей пыталась помогать Гильдия актёров, но присланную ей стиральную машину она даже не распаковала, отказывалась и от помощи в уборке.

— Не трогайте моих тараканов и крыс, они меня любят, — вот что слышали от актрисы те, кто делал попытки ей помочь.

Николай Засеев тяжело горевал, узнав о смерти Тамары. Актриса ушла из жизни в марте 2007 года на 80-м году жизни.

— Если б только она мне позвонила! Чёрт с ней, с любовью, женитьбой. Я бы перевёз её в Киев и присматривал… Как-то она мне приснилась под цветущими яблонями в белом платье. Улыбается и говорит: «Коль, посмотри, как я выгляжу хорошо. Я — как эти яблони». Утром мне позвонили и сказали, что вчера она умерла…

Оцените статью
«Не трогайте моих тараканов и крыс, они меня любят!». Трагическая старость блестящей актрисы, покорявшей мужчин, а ушедшей в одиночестве
В 46 лет вышла за 30-летнего бедуина. История Джейн Дигби, которая не боялась жить по полной