Большие, слегка раскосые глаза. Тонкие, подвижные губы. Открытость и веселое лукавство во взгляде. Такой запомнили многие зрители актрису Наталью Величко.
Впервые на киноэкране Наталья Величко появилась в 1964 году сыграв Асю Вохминцеву в фильме В.Басова «Тишина», снятому по роману Ю.Бондарева. Дебют оказался удачным. Критики высоко оценили работу студентки третьего курса ВГИКа, которая сумела создать на редкость живой и обаятельный образ своей героини.
В обыкновенной московской школьнице с косичками-хвостиками по бокам актриса достоверно показала сочетание детскости и ранней зрелости Аси. Ее наивного любопытства и доверия к жизни и зарождения первой любви.
Родилась Наталья Величко в киргизской столице Фрунзе 4 мая 1941 года. Отец — дирижер и преподаватель на курсах духовых инструментов. Мама — выпускница Московской консерватории, играла в театре и солировала на радио.
Когда девочке было семь лет, семья переехала в Москву. После школы Наталья поступила Московское дирижёрско-хоровое училище, которое с успехом закончила.
Актрисой быть Наталья не планировала. Да и родители хотели, чтобы их дочь продолжила музыкальную династию. Все изменил случай.
Знакомая Натальи, которая работала в фотолаборатории ВГИКа, обратив внимание на ее внешность, убедила девушку попробовать поступить во ВГИК. Наталья поступила, и уже на третьем курсе получила приглашение на свою дебютную роль в «Тишине».
Сразу после окончания вуза Наталья Величко сыграла, пожалуй, лучшую роль в своей карьере, роль Людмилы Печерской в картине «Друзья и годы», снятому по сценарию Л.Зорина. Хотя на приглашение в фильм режиссера В. Соколова актриса сначала ответила отказом.
Она много раз видела пьесу Зорина на сцене, видела, как актрисы играли «ранимость души» Людмилы, ее сломленность трагедией отца, и не принимала такой трактовки этой роли.
В конце концов режиссер и актриса нашли общий язык, решив, что главным в образе Людмилы будет не ранимость и душевная незащищенность, а ее мужественность. Фильм охватывает несколько десятилетий.
Актриса проживет вместе со своей героиней больше двадцати лет. Это многолетний поединок маленькой, хрупкой женщины с безжалостной судьбой, наносящей ей все новые и новые удары.
В картине «Друзья и годы» партнерами Наталья Величко были уже известные в те годы актеры Ю.Яковлев, А.Граве, О.Анофриев, В.Кенигсон. Молоденькая актриса совсем не «потерялась» среди них, а, пожалуй, даже ярко выделялась на их фоне.
Премьера фильма состоялась 29 августа 1966 года. И хотя в прокат картина вышла в несколько урезанном цензурой виде, она имела несомненный успех у зрителей. За прокатный год ее посмотрели 11 млн. человек.
С первых шагов Наталья Величко ярко заявила о себе в киноискусстве. После фильма «Друзья и годы» сыграла балерину Марию Суровщикову, жену выдающегося хореографа Мариуса Петипа, в советско-французском фильме режиссера Жана Древиля «Третья молодость».
Повторная встреча с режиссером В.Басовым дала возможность актрисе вернуться к своей прежней теме, к образам людей стойких и мужественных. Это роль советской разведчицы Эльзы в фильме «Щит и меч» по одноименному роману В. Кожевникова.
Ее героиня связная, служит акробаткой в маленьком ресторанчике. Увидев, что за человеком, которому она только что передала информацию, установлена слежка, она, жертвуя собой, без тени сомнения отвлекала внимание врагов на себя.
Пожалуй, стоит отметить еще один фильм с участием актрисы. В 1969 году она сыграла Валю Кудрявцеву в картине «Я его невеста». Ее героиня непримиримый, бескомпромиссный человек. Она твердо верит в невиновность своего любимого, которому суд вынес суровый приговор.
И она прикладывает все силы к тому, чтобы эту невиновность доказать. Величко в этом фильме во многом продолжила тему своих прежних героинь.
В начале 70-х годов в карьере актрисы произошел спад. Она по-прежнему много снималась, но качественная сторона ее ролей заметно упала. Роли, предложенные режиссерами, имели слабую драматургию. Наталья Величко ни разу не появлялась в фильмах, занявших какое-то место в современном советском кинематографе.
Как правило, картины с ее участием были посредственные, проходные. Величко не создала в них ничего интересного, даже близкого к ее первым ролям.
В середине 70-х годов Наталья Величко поступает на режиссерское отделение ВГИКа, окончив которое пытается найти себя в новом амплуа. В 1979 году поставила фильм «Служба ликвидации», а в 1983-м «Ураган приходит неожиданно».
Несмотря на приглашение популярных актеров в картины, интерес у зрителей они не вызвали. Кризис в кинематографе начала 90-х годов вынудил актрису уйти из кино.
Счастье в личной жизни Наталья Яковлевна познала лишь в 46 лет, во втором браке. Первым мужем актрисы стал поэт, искусствовед и сценарист Леонид Череватенко. Они познакомились, когда Наталья была на пике популярности, которую Леонид не оценил.
Он был против актерской карьеры Натальи и не хотел иметь детей. Частые скандалы привели к тому, что пара стала жить порознь. И даже бумагу о разводе Леонид прислал по почте.
Душевная рана от неудачного первого брака надолго отбила желание Натальи создать семью. И лишь в 46 лет она встретила мужчину, полюбила и вышла за него замуж. Николай Николаевич Лисовой — философ, историк Церкви, писатель и публицист.
Они познакомились, когда у него за плечами тоже был неудачный брак. Со слов Натальи Яковлевны, Николай Николаевич был настолько скромным, что слова об их возможном браке ей пришлось сказать самой. 22 года они прожили душа в душу.
С 2011 года и до конца своих дней Наталья Яковлевна была членом Императорского православного палестинского общества, заместителем председателя которого был ее муж.
7 января 2019 года Николай Николаевич скончался. А через 3,5 года, 21 мая 2022, не стало Наталья Яковлевны. Похоронили актрису на Троекуровском кладбище Москвы.