Майя Булгакова: -Мужья обманывают, любовники обманывают, дети обманывают. Только работа остается верна тебе

В советском кино мало кто мог соперничать с Майей Булгаковой в востребованности. Она сыграла в кино больше 140 ролей. Фактурная внешность, яркий темперамент, яркий талант. Булгакову любили как свою родную. Чаще всего ей доставались роли женщин из народа.

Но Майя умела быть разной: и королевой, и преступницей.

Между тем в жизни у Булгаковой было совсем другое амплуа: разбивательница сердец. Мужчины сходили от нее с ума, шантажировали самоубийством, если она не согласится выйти замуж. Предлагали увезти за границу, соблазняли жизнью в роскоши.

Но все это не стало залогом счастливой и безмятежной жизни. Майе не раз пришлось испытать боль из-за предательства самых близких людей.

Она говорила: -Мужья обманывают, любовники обманывают, дети обманывают. Только работа остается верна тебе.

Но справедливей будет сказать, что они были на редкость преданы друг другу: кинематограф и Майя Булгакова. Правда, первую главную роль актриса получила лишь в 34 года.

И за право занять свое место на экране заплатила дорогую цену.

-Ах ты мой миленький! Вот так встреча, — Майя Булгакова бросилась в объятья мужчины прямо посередине улицы, на глазах у его ошарашенной спутницы. -И тебе не стыдно? Как же ты мог меня забыть? И ребеночка нашего забыл.

Мужчина растерянно хлопал глазами, а его дама покрывалась красными пятнами и готова была вцепиться Майе в волосы. Доведя ситуацию до кипения, Булгакова призналась, что это розыгрыш.

И хохотала, провожая глазами перепуганную пару.

А на душе в этот момент кошки скребли. Других возможностей проявить свой актерский дар у Майи тогда не было.

Чтобы получить приглашение хотя бы на эпизод, требовалось постоянно мелькать на студиях, ресторанах, где собирались киношники. И ходить в гости всегда с прической, нарядной, беззаботной. Булгакова верила, что рано или поздно ей повезет. И действительно.

Одна роль изменила ее судьбу.

В день премьеры фильма “Крылья” Майя волновалась как никогда. Еще бы. Первая главная роль. Что ждет впереди: признание или провал? И вот на большом экране появилась надпись “Конец”.

В зрительном зале зажегся свет. Воцарилась мертвая тишина. Булгакова напряженно замерла, как натянутая до предела тетива. И вдруг раздались аплодисменты. Зрители хлопали так, что сомнений не оставалось: это успех.

В фильме “Крылья” есть самый драматический эпизод. Главная героиня случайно оказывается в зале музея, где один из экспонатов — ее собственный портрет. Правда, на нем она молодая. Именно в эту минуту героиня осознает, что на самом деле тоже погибла. Тогда, когда сбили ее любимого.

Это была первая главная роль Майи Булгаковой в кино.

Тогда, в 34 года, за ней уже прочно закрепилось амплуа актрисы эпизода. И, казалось, нет никаких перспектив.

Но целая череда событий в личной жизни внезапно привела к тому, что в карьере Булгаковой случился крутой поворот. За то, чтобы вновь и вновь появляться на экране, Майя дорого заплатила.

Своего первенца, малышку Зину, которой было 4 месяца, актриса отправила воспитываться к родным в Краматорск.

Сниматься в кино Булгакова решила еще в детстве. Она десятки раз пересматривала каждый новый фильм, который выходил на экраны, и подражала любимым артисткам.

Небольшого роста, полноватая, с двумя тугими темными косичками, собранными в бублик на макушке. Булгакова казалась неперспективной.

Такой она приехала поступать во ВГИК. И поступила. На выпускном спектакле “Безталанна” сыграла главную роль и затмила первых красавиц курса: Татьяну Конюхову, Изольду Извицкую, Руфину Нифонтову.

Так что Майя вышла из ВГИКа с красным дипломом и полная надежд. Ей казалось, что ее тут же начнут приглашать, но этого не случилось. Тишина, причем полная. Майя обивала пороги киностудий, ходила на пробы, но режиссеров отпугивало ее необычное лицо.

Булгакова первой с курса выскочила замуж. За статного брюнета с голубыми глазами. Толя Ниточкин был хорошим оператором.

Молодая пара жила у отца Толи в 20-метровой комнате, которая была перегорожена шкафами. С одной стороны жил отец, с другой — молодые. Майя хваталась за любую работу и скоро прославилась среди режиссеров своими эпизодами. Муж не слишком верил в успех Майи как актрисы.

*

И когда она ради ролей отправила грудную дочь к родным, был шокирован. Их брак распался.

Булгакова всегда имела независимый характер и стремилась сама зарабатывать на жизнь.

Когда не было ролей, ей помогал вокальный талант. Майя работала с выдающимися музыкантами своей эпохи. С Олегом Лундсремом, с Леонидом Утесовым.

В 1957 году в Москве случилось грандиозное событие: Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Майя стала его звездой.

Стройная блондинка в платье с открытыми плечами, зауженной талией и пышной юбкой стояла на сцене спортивной арены Лужники. Огромный стадион на 70 тысяч зрителей восхищенно ей рукоплескал.

В 1961 году в Москве на улице Горького открылось джаз-кафе “Молодежное”. Это стало удивительным событием. Такая музыка в Советском Союзе считалась чуждой. Крылатой была фраза: Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст.

Сын известного советского сценариста Евгения Габриловича Алексей считался перспективным кинематографистом. Он часто бывал в этом кафе вместо со своим другом Александром Суриным.

Именно Булгакова вдохновила Алексея заняться режиссурой документальных фильмов. Алексей Габрилович считался завидным женихом. Вскоре у них закрутился роман.

Союз Габриловича с Булгаковой обсуждали все столичные киношники. Для них это был явный мезальянс. Майя была на четыре года старше, к тому же провинциалка. Да и в картотеке ее фотографии числились в папке дурнушек.

Но Майя знала путь к сердцу любого мужчины. Главное, чтобы квартира блестела, кастрюли были полными, обед разнообразным. Алексей любил Майю, ценил ее хозяйственность, но не спешил предлагать руку и сердце.

“Машка, родная. Не забывай меня. Я мечтаю о Москве, как о манне небесной. Могу только рассказать тебе о своих снах, где ты непременно являешься главное героиней. О, если бы тебе удалось сыграть столько ролей”.

Эти строки писал Алексей Габрилович из киноэкспедиции, куда отправился в качестве режиссера-документалиста.

Кажется, эти слова должны были бы дарить тепло, но в сердце Булгаковой они отзывались настоящей болью.

Любимый мужчина фактически посыпал солью раны актрисы.

Ведь именно в это время Майю жестоко обманул известный режиссер, обещавший заветную главную роль. Фильм “День счастья” блеснул ярким актерским составом. Алексей Баталов, Валентин Зубков и Тамара Семина. Хотя главная женская роль писалась для Булгаковой.

Влиятельный отец Габриловича мог бы составить молодой актрисе протекцию. Но семья избранника не приняла Булгакову. Сам Алексей тоже сомневался в преданности Майи и вместо поддержки устраивал сцены ревности. Доброжелатели не раз убеждали Габриловича, что Булгакова ему не верна. Поверить в это было не трудно. Майю всегда окружали поклонники.

А у Майи действительно был преданный поклонник. Александр Сурин, который безумно ее любил. Только без надежды на взаимность. Все изменилось по воле случая. Алексей Габрилович ранил Майю в самое сердце, когда она призналась, что скоро у них будет ребенок. Он сказал, что это не его ребенок.

Майе стало ясно, что мужчина, которого она любила, как никого другого, не хочет от нее детей. Да и вообще младенец станет помехой в карьере. Но в тот момент для себя она решила: она родит этого ребенка.

В тот момент рядом с Булгаковой впервые оказался человек, готовый взвалить на свои плечи часть забот Майи. Александр Сурин. Сын директора “Мосфильма”.

Родители Сурина были шокированы его выбором. Мало того, что у Булгаковой дочь от первого брака, так она еще и беременна от другого мужчины. И вообще намного старше. Александр Сурин заявил родителям: Если Майя не выйдет за него замуж, покончит с собой.

Рисковать единственным сыном директор “Мосфильма” не стал и отправил за Булгаковой служебную машину. Когда Майя открыла дверцу, чтобы сесть на заднее сиденье, она еще не думала, что открывает дверь в новую жизнь.

Из роддома с новорожденной дочкой Майю встречал Сурин. Он оказался замечательным отцом. Кормил и купал малышку, которой дал свою фамилию, гулял с ней.

Но вскоре девочку увидели родители Алексея Габриловича. И признали: Наша порода.

Напряжение в этом любовном треугольнике достигло предела. Александр Сурин во что бы то ни стало хотел удержать Майю. Но какие аргументы он мог использовать.

Это был истерический любовный треугольник. Именно истерический, потому что у всех троих был буйный темперамент. Странный брак с Суриным оказался очень непрочным. Они и жили все рядом, и дочку каждый тянул на себя.

В конце концов Булгакова и Сурин развелись, а Габрилович официально удочерил Машу и снова зарегистрировал брак с Майей.

Казалось, для Булгаковой должна была бы наступить счастливая пора: любимый мужчина рядом. Пришла и долгожданная востребованность в кино.

Через год после “Крыльев” Майя сыграла другую знаковую роль: страстную, дерзкую, женственную санитарку Марию в фильме “В огне брода нет” режиссера Панфилова по сценарию Габриловича-отца. Кандидатуру Майи на эту роль предложила мама Алексея Габриловича. Эта семья наконец признала Майю как талантливую актрису. А это дорогого стоило.

Однако идиллия в жизни Майи длилась недолго. Случилось несчастье. Умерла мама Майи. Актриса перевезла в Москву не только старшую дочь Зину, которую воспитывала бабушка, но и свою младшую сестренку Веру. Так на попечении Булгаковой оказалось трое девчонок.

-Она приходила со съемки, с концерта. Она не падала спать, а шла стирать. Она была чистюля невероятная. Окна она мыла каждый день. Пол мы натирали тоже ежедневно.

Вера Дряннова. Сестра Майи Булгаковой.

В тот момент Майя как никогда нуждалась в поддержке любящего и любимого мужчины. Но этого не случилось.

-Леша пришел и говорит: -Майя ты знаешь, нас отправляют на картошку. А у Майи были съемки. Она пришла на работу и встретила его приятеля, с кем он должен был быть на картошке. -Вы уже приехали с картошки? -Какая картошка? Мы никуда не ездили.

Когда Леша явился домой, Майя его выставила в соседний дом к родителям за обман.

Вера Дряннова. Сестра Майи Булгаковой.

Главным для Майи продолжала оставаться работа. В те годы ее активно приглашали сниматься. Пережив крушение надежд на преданность любимого мужчины, Майя Булгакова нашла новые краски для своих героинь. И они, даже мелькнув на экране несколько секунд, врезались в память.

Огромной удачей актрисы стал образ Лущилихи в многосерийном фильме “Цыган”.

Майя Булгакова признавалась подругам, что не боится одиночества, но все же страдала. Ей казалось, что вновь полюбить и найти в любимом ответные чувства и преданность уже не суждено. Но она ошибалась.

-Вот идет мой мужчина, — Майя раскрыла руки на встречу недавнему знакомому.

-Вот идет моя женщина! — он молниеносно среагировал на магнетическую улыбку Майи.

Это был Петер Добиас, австриец по происхождению. Он родился в Москве и вел успешный бизнес. Их познакомили общие друзья в ресторане Дома кино. А на следующий день Майя и Петер случайно столкнулись в фойе гостиницы “Россия”.

В Вене Петера ждала жена. Но встретив Булгакову, он навсегда сделал для себя выбор. Он принял Майю всю целиком: с ее вспыльчивым характером и многочисленным девичьим семейством, непростыми отношениями с бывшим мужем.

Они прожили душа в душу 22 года. До того рокового дня, когда Петер скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Майя Булгакова, сгорбившись, сидела на стуле прижав к лицу мужскую рубашку. Этот день, 2 июля 1994 года внезапно разделил ее жизнь на до и после. Близкие вдруг увидели, что Майя в одночасье постарела.

-Когда Пети не стало, она очень плохо себя чувствовала. Она до конца не понимала и не могла принять, что Пети больше нет.

Вера Дряннова. Сестра Майи Булгаковой.

В этот трагический момент рядом с Майей был Алексей Габрилович. Нет, он не пытался вернуть ее любовь. Просто они были дорогими друг другу людьми, по-настоящему близкими. Еще когда Петер был жив, они с Алексеем очень сильно подружились, часами разговаривали. Алексей и организовал поминки Петера.

Когда-то Майя мечтала о том, что именно Алексей будет для нее опорой. В трудный момент так и произошло. Но теперь ей нужно было другое. Ей хотелось оказаться вместе со своим Петей.

-Она просто умерла вместе с ним. Ее уже как будто и не было. Как сердце вырвали. Это было больше, чем боль. Постоянное чувство тоски ее сжирало и не давало жить. Ей все время казалось, что она его видит.

Мария Габрилович. Дочь.

Ежедневно, в течении трех месяцем Майя писала мужу письма. “Петя. Мой дорогой, любимый. Ты для меня не умер. Просто ты уехал. Мы расстались, но я с тобой. 23 дня тебя нет. Очень скучаю. Болит все. Сердце. Душа. Хоть и целовала я твой холодный лобик и гладила твои холодные руки. Все жду.

Жду, что позвонишь и войдешь. Петяаа. Когда мы увидимся? Обнимемся. Любименький мой, родненький. Как я много виновата. Как виновата».

Петер Добиас любил Майю безоговорочно. Он был обеспеченным человеком и баловал не только Майю, но и ее дочерей, сестер, подруг.

Привозил из командировок модные наряды и исполнял любые желание своей жены до самой смерти.

Именно с Петером Майя Булгакова обрела долгожданное семейное счастье. Когда случилась трагедия, все вокруг понимали, что отвлечь Булгакову от горьких мыслей может только любимая работа, и уговорили ее поехать на встречу со зрителями вместе с подругой, актрисой Любовью Соколовой.

Булгакова неожиданно согласилась и, казалось, даже немного оживилась.

Позже близким будет казаться, что она что-то знала. Кому-то она сказала, что ее Петя зовет. Она не говорила об этом с близкими, но предчувствие надвигающейся беды терзало их.

1 октября 1994 года машина, в которой ехали Майя Булгакова и Любовь Соколова, попала в страшную аварию. Водитель погиб на месте. У близких еще была надежда спасти Майю. Необходимо было срочное переливание редкой группы крови.

Достать ее помогли друзья Алексея Габриловича. Но врачи выглядели обескураженными. Было такое впечатление, что она просто не хочет жить.

Только три месяца она прожила без своего любимого Петера. Организацию похорон взял на себя Алексей Габрилович.

А через год после смерти любимой женщины он и сам скоропостижно ушел из жизни, незадолго до этого устроив вечер памяти Майи Булгаковой.

На приглашениях начертаны были слова, которые актриса любила читать со сцены и делала это всегда, как в жизни: искренне, страстно.

«Спаси нас Бог от лжи идей. Лжеистин. Мы заблудились. Укажи нам путь. Очисти души, Господи, и мысли. И помоги себя не обмануть».

Оцените статью
Майя Булгакова: -Мужья обманывают, любовники обманывают, дети обманывают. Только работа остается верна тебе
От дочери портного до графини: Три эпичных брака самой известной куртизанки XIX века