— Королева пропала, — бледные от ужаса дамы метались, заламывая руки. За государыней, недавно лишившейся ненавистного супруга, старались присматривать, но…не усмотрели. Молодая государыня исчезла, пока охотники, увлеченные погоней за дичью, пустили коней вскачь.
К вечеру в замке царило напряженное затишье. Переговаривались мужчины, всхлипывали женщины. С нетерпением ждали вестей от разосланных во все стороны посыльных: заблудилась или похитили?
Анна вернулась сама. Доверчиво и нежно прижимаясь к плечу графа Валуа.
О своей первой жене великий князь Ярослав Владимирович не любил вспоминать. Тёмной страницей в его жизни — до горечи постыдной — была эта история. В 1018 году молодую княгиню вместе с маленьким сыном захватил король Болеслав Храбрый и увёз в Польшу.
Освобождать жену Ярослав не стал, предпочтя спустя год взять себе другую. На сей раз — дочь шведского короля Ингигерду.
Новая княгиня подарила мужу шестерых мальчиков и трёх девочек. Когда сыновья вошли в пору, Ярослав Мудрый выделил им княжества и подобрал жён — из германских, польских да греческих земель. Дочерям же присмотрел мужей.
Старшей — норвежского короля. Средней — венгерского. А младшую, красавицу Анну, подумывал выдать за короля Германии и будущего императора Священной Римской империи Генриха III.
Ко двору Генриха III были отправлены послы с богатыми дарами: мехами, тканями, изделиями из золота и серебра. Но напрасно люди князя рассказывали о том, как хороша невеста и сколь влиятелен Ярослав.
Король предпочёл породниться с могущественным герцогом Аквитанским, который готов был помочь ему в борьбе против короля Франции и неспокойного герцогства Бургундского. Однако Генрих III и подумать не мог, что отказывая от союза с русской княжной, он толкает её в руки злейшего врага.
Король Франции Генрих I, разменявший пятый десяток и уже несколько лет вдовевший после смерти жены, так и не сумевшей подарить ему наследника, снарядил гонцов в далёкую страну. Первое посольство в «землю русов» позволило достичь договоренностей, а второе — увезло Анну из родных краёв.
Несколько месяцев княжна добиралась во Францию — многочисленная свита и подводы с приданым замедляли путешествие. Утомлённые путники останавливались на отдых в Кракове, Праге и Регенсбурге, пока, наконец, не достигли цели. Майским днём 1051 года в городе Реймсе пышно отпраздновали свадьбу: Анна Ярославна стала французской королевой.
Генрих I слыл недобрым и воинственным королём, жестоким как к врагам, так и к подданным. Жизнь Анны складывалась непросто: вряд ли она смогла полюбить уже немолодого монарха, не проявлявшего к ней ни теплоты, ни нежности.
Однако долг королевы стоял превыше чувств: Анна подарила мужу троих сыновей и дочь. В конце 1050-х годов тяжело заболевший король, ощущая, что дни его сочтены, торжественно короновал старшего из своих мальчиков — семилетнего Филиппа, объявив опекунами Анну и могущественного графа Фландрского. В августе 1060 года Генриха I не стало.
Овдовевшая королева, потерявшая нелюбимого мужа, не грустила. Ей больше не нужно было терпеть объятия нежеланного мужчины. Тем более, что она давно уже не отводила взгляд от молодого красавца Рауля де Крепи, графа Валуа.
Дерзкий и отважный граф верно служил своему королю, но не забывал и о собственном благополучии, где силой, а где хитростью добиваясь того, чего хотел. Покойные родители завещали Раулю графство Валуа со столицей в Крепи, но он должен был делить его с братом.
Даже замок Крепи оказался разделен на двоих: Раулю достались жилые помещения и хозяйственные постройки, а главная башня и крепостные стены — брату. Не мирясь с тем, что имеет так мало, Рауль отчаянно стремился приумножить свои владения.
После того, как его первой жены не стало, граф Валуа взял за себя Акенес, наследницу графств Мондидье и Перонн. Союз оказался до крайности неудачным: через несколько лет Рауль сблизился с королевой и решил избавиться от законной жены.
Обвинив Акенес в неверности, он отрёкся от неё, но не отказался от графств. Оскорбленная графиня сгорала от злости, когда до нее дошли вести: во время охоты Рауль похитил королеву.
О свадьбе отчаянного графа и Анны, которая оказалась вовсе не против нового брака, вскоре заговорил весь двор.
Папа римский, до которого долетели слухи о безрассудном поступке королевы и жалобы Акенес, требующей вернуть ей имущество и очистить ее имя от обвинений в прелюбодеянии, приказал начать расследование. Рауль был отлучен от церкви.
Однако решение Рима ничего не изменило. Авторитет Анны и престиж Рауля, имевших немало союзников, были слишком велики. За свое преступление супруги де Валуа не понесли сурового светского наказания и презрели «вразумление» церковников.
Напротив, Рауль, будто в насмешку, стремился с тех пор уколоть Рим побольнее: спустя несколько лет, поссорившись с верденским епископом по поводу выплаты «отступных», он сжег графство Верден и разрушил столицу, что, конечно, не способствовало его примирению с папой.
Ожидая, пока затихнет скандал, граф и новая графиня поселились в Крепи. Однако Анна нередко выбиралась в столицу, чтобы навестить детей. И, вероятно, сумела объяснить им свое замужество, ведь юный король Филипп не только не отрекся от матери, но и ввел Рауля в число близких людей, позволив ему называться отчимом французского правителя.
Второй брак Анны продлился почти полтора десятка лет: в сентябре 1074 года она овдовела. Из Крепи, которое делили дети графа, графиня вернулась ко двору.
Однако беспокойная придворная жизнь не пришлась ей по вкусу: по слухам, через несколько лет она удалилась в монастырь, где и провела остаток дней. Впрочем, достоверных сведений о последних годах ее жизни не сохранилось.