Мать приёмная и мать родная

Спокойно и холодно женщина в платке протянула листок. «Это мой ребёнок», — хрипловатым голосом произнесла она. Увидев замешательство на лице дамы в белом, крестьянка слегка хмыкнула.

Завтрак почтенного семейства был прерван этим внезапным появлением. «Две матери. Мать приёмная и мать родная» — это картина Владимира Маковского.

Пятьсот тридцать восемь приютов насчитывались в Российской империи к 1917-му году. Дети попадали туда по-разному: кто-то был из числа подкидышей, кого-то приводили сами родители, если не могли прокормить «лишние рты».

Дальнейшая судьба малышей тоже складывалась неодинаково – одни вырастали в приютских стенах, другим удавалось обрести заботливых приёмных родителей. Художник Владимир Маковский был лично знаком с семьёй, которая взяла на воспитание маленького мальчика.

У состоятельного купца и его жены не было своих детей, они много помогали благотворительным учреждениям, и, наконец, решили взять в свой дом сироту.

Все были счастливы: малыш рос в любви и достатке, даже не подозревая, что он приёмный (взяли его совсем крохой), жена купца словно расцвела, и всё своё время посвящала сыну.

Вместе с мужем она неторопливо решала, в какую гимназию отдать мальчика, а потом – какой путь для него выбрать. Средства позволяли учить ребенка как в столице, так и в любом заграничном университете…

Но однажды, как гром среди ясного неба, появилась родная мать ребёнка. Немолодая женщина с грубым лицом и в ярко-красном платке принесла документы.

У неё на руках была метрика, подтверждавшая рождение сына, и записка, выданная в приюте. Куда шестью годами ранее крестьянка сама принесла своего малыша…

И вот теперь эта женщина объявила: её старшие дети выросли, и она готова сама заняться воспитанием Сашки. У приёмной матери задрожали губы. Для неё обожаемый мальчик был не иначе как «Сашенька».

Именно эта сцена и запечатлена на картине «Мать приёмная и мать родная», которую Маковский написал в 1905-1906 годах. Все участники того утреннего разговора выписаны так детально, что можно прекрасно почувствовать, что испытывал каждый из них.

Испуг на лице приёмной матери и жгучее желание во что бы то ни стало защитить сына. Непонимание мальчика и ещё большая тревога – он не знает, кто эта женщина в красном платке! И она никак не может быть его матерью! Он прижимается к даме в белом и из его глаз вот-вот брызнут слезы.

Старушка с добрым лицом, все эти годы называвшаяся бабушкой, всплеснула руками. Она словно говорит: «Погодите, давайте во всем разберёмся! Это нельзя решить просто так, одним махом!». И спокойное выражение на лице главы семейства. Он единственный понимает, что именно происходит.

Крестьянка пришла не за мальчиком. Она благополучно жила без него, даже не задумываясь о его судьбе. Но теперь что-то изменилось, и ей срочно нужны деньги. Вот поэтому и навела справки: куда отправили её ребенка, да что за семья…

Купец не сомневается ни секунды, что едва он отведет «родную мать» в сторону и назовет некоторую сумму, та немедленно покинет дом. Вопрос в том, сколько именно она захочет взять. И не вернется ли снова.

Никаких сомнений нет, что купеческая семья не расстанется с сыном. Знакомые Владимира Маковского тоже отстояли своё право на ребёнка, а картина, написанная художником, до сих пор вызывает ошеломляющее впечатление – так ярко, так фотографически точно воспроизведены чувства всех персонажей!

Картина находилась в личном собрании самарского купца 1-й гильдии Петра Шихобалова. В Самарской губернии это было известное семейство – меценаты, общественные деятели, лично помогавшие приютам и построившие несколько церквей.

Отец Петра был почётным гражданином Самары, а дядя помогал в строительстве Самарского кафедрального собора.

Замечательное полотно сейчас находится в Самарском областном художественном музее, и по праву считается одним из лучших произведений Владимира Егоровича Маковского – мастера жанровой живописи, большого знатока человеческих душ.

Оцените статью
Мать приёмная и мать родная
На 20 лет младше и похоронен с ней: как Эдит Пиаф нашла любовь всей жизни