Восьмилетний Иван кутался в холодную рубашку и, дрожа, с ненавистью смотрел, как князь Андрей Шуйский накидывал себе на плечи роскошную и теплую шубу почившего государя.
«Это мое, а не его»: думал мальчик, но молчал, прожигая взглядом ненавистного боярина.
-Что смотришь, волчонок? — недобро усмехнулся Андрей Шуйский, — Ты еще не дорос до отцовской шубы.
Иван опустил взгляд вниз. Внутри него все бурлило от унижения и отвращения к боярам. Как только он стал сиротой, они все распоясались и забыли свое место. Ну, ничего… Он подрастет и всем покажет, кто истинный хозяин всея Руси.
Иван появился на свет 25 августа 1530 года. Он был старшим сыном великого московского князя Василия и его второй супруги Елены Глинской.
Когда Ивану было три года, его отец скончался, и власть перешла к великой княгине. Вскоре рядом с молодой вдовушкой появился князь Иван Федорович Телепнев-Оболенский и пара начала избавляться от всех возможных претендентов на престол.
Елена кинула в темницу братьев мужа Юрия и Андрея, заточила своего дядю Глинского, упрятала за решетку многих князей.
Бояре, наблюдая, как Елена вместе со своим возлюбленным заправляет делами государства и убирает всех неугодных, начали роптать.
Все закончилось закономерно. 3 апреля 1538 года 30 летняя красавица Елена была обнаружена в постели мертвой. Спустя века в ее останках обнаружили огромное количество ртути, из чего можно сделать вывод, что правительница была отравлена.
Восьмилетний Иван горько плакал на похоронах матери. Он любил ее, и с уходом родительницы в мир иной, весь его детский мир рухнул. Мальчика ласково утешал Телепнев-Оболенский, заменивший ему отца.
Но править в качестве опекуна у князя не вышло. Спустя неделю его по приказу Василия Васильевича Шуйского кинули в темницу. Иван, на глазах которого это происходило, истошно кричал и рыдал.
Из темницы Телепнев-Оболенский не вышел… Его приказали не кормить, и он скончался от голода. Зато из заключения выбрался весь клан Шуйских. Князья не воспринимали серьезно маленького Ивана и вели себя так, будто они и есть владыки Руси.
Иван рос всеми покинутый. О нем вспоминали, лишь когда нужно было на важные мероприятия предоставить государя. Тогда мальчика наряжали, как куклу и выводили показать гостям.
Отдушиной для Ивана стали книги. Он, сидя в одиночестве, постоянно читал.
Иван ощущал себя рабом у бояр. Он все время испытывал глубокое унижение. Мальчик навсегда запомнил, как Иван Шуйский расхаживал по хоромам его покойного родителя, сидел на его кровати и трогал его вещи.
Не простил боярам он и того, что те лишили его кормилицы Аграфены. Несчастная женщина была сестрой Телепнева-Оболенского, поэтому ее постригли и сделали монахиней.
Позже Иван Грозный вспоминал о самоуправстве бояр:
Они наскочили на грады и села, ограбили имущество жителей и нанесли им многоразличные обиды, сделали своих подвластных своими рабами, и рабов своих устроили как вельмож; показывали вид, что правят и устраивают, а вместо того производили неправды и нестроения, собирая со всех неизмеримую мзду, и все творили… не иначе, как по мзде
Время шло. Мальчик подрастал и впитывал в себя не только оскорбления, но и кровожадность, царившую при дворе.
9 сентября 1543 года Шуйские схватили молодого боярина Федора Семеновича Воронцова, который имел неосторожность подружиться с юным государем. Прямо на глазах Ивана они стали избивать Федора и потешаться над ним.
Видя, что его любимец валяется на полу окровавленный и без чувств, Иван бегал вокруг Шуйских и умолял, чтобы они пощадили Федора.
-Ладно, — наконец, смилостивился кто-то из Шуйских, — пусть живет, но чтобы его духу здесь не было!
Федора отправили в Кострому, а Иван понял, что больше не намерен терпеть произвол бояр.
29 декабря 1543 года тринадцатилетний Иван показал боярам, что их власть кончилась.
Во дворце собрались бояре, и Андрей Шуйский что-то насмешливо сказал в адрес Ивана. Кипящий от ярости молодой государь, подошел к псарям и, указав на Шуйского, сказал им несколько слов.
Тут же князя скрутили и выволокли из дворца. Вечером бояре оцепенели от ужаса: до них дошла новость, что труп всемогущего Шуйского валяется у ворот дворца.
-Какая досадная ошибка вышла, — посмеялся Иван, — Я приказал его отволочь в темницу, а псари не поняли.
До царского окружения тут же дошло, что началось новое время, и теперь они обязаны слушаться государя, а иначе их ждет судьба убиенного князя. Молодой же Иван, вкусив крови, ощутил, как в нем пробуждается радость жизни. В униженном мальчике проснулся хищник, жаждущий жертв.